Рабочая программа по биологии 11 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни;
закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение,
оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида,
экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую
терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция,
наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий
в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических
факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции,
изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы
передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от
родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические
задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для
повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости
продовольствия.
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания,
экологические пирамиды ;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Эволюция (43ч)
Тема 1. Свидетельства эволюции (9ч)
Изменяемость видов. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция.
Филогенез. Филогенетическое древо. Гомологичные органы. Атавизмы. Рудименты.
Палеонтологическая летопись. Переходные формы. Эндемичный вид.
Тема 2. Факторы эволюции (13ч)
Критерии вида. Кариотип. Виды-двойники. Репродуктивная изоляция. Генофонд. Мутации.
Приспособленность. Дрейф генов. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор.
Дизруптивный отбор. Половой отбор. Покровительственная окраска. Предостерегающая
окраска. Мимикрия Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогресс.
Географическое видообразование. Экологическое видообразование. Лекарственная
устойчивость. Вавиловская мимикрия. Микроэволюция. Макроэволюция. Конвергенция.
Аналогичные органы.
Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч)
Абиогенез. Биогенез. Геохронология. Эон. Эра. Криптозой. Фанерозой.
Тема 4. Происхождение человека (10 ч)
Прямохождение.
Австралопитеки.
Неандертальский
Антропосоциогенез. Расы.

человек.

Кроманьонец.

Раздел 2. Экосистемы (25ч)
Тема 5. Организмы и окружающая среда (11 ч)
Абиотические,
биотические,
антропогенные
факторы.
Закон
толерантности.
Лимитирующий фактор. Биологические ритмы. Структура. Популяции. Динамика
популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения. Ареал вида.
Экологическая ниша. Фитофагия. Паразитизм. Симбиоз. Паразитизм. Симбиоз. Закон
конкурентного исключения. Биомасса. Продукция. Экологическая пирамида. Трофическая
сеть.
Консорция.
Флуктуация.
Сукцессия.
Биоценоз.
Биотоп.
Биогеоценоз.
Агроэкосистемы.
Тема 6. Биосфера (6 ч)
Эубиосфера. Биом. Живое вещество.
Коммонера.

Биогеохимический круговорот.

Законы

Тема 7. Биологические основы охраны природы (8 ч)
Красная книга. Реинтродукция. Заповедники. Национальные парки. Биосферные
резерваты. Инсуляризация. Биологический мониторинг. Биоиндикация.

Учебный план

№
п/п
Название раздела

Базовый уровень
КолЛабораторные и
во
практические работы
часов

1

Эволюция

43

Лабораторная работа №1
«Морфологические особенности
растений различных видов»
Лабораторная работа №2
«Изменчивость организмов»
Лабораторная работа №3
«Приспособленность организмов к среде
обитания. Ароморфозы у растений»

2

Экосистемы

25

Практическая работа №1
«Оценка влияния температуры воздуха
на человека»
Практическая работа №2
«Аквариум как модель экосистемы»
Практическая работа №3
«Сравнительная характеристика
природных и нарушенных экосистем»
Практическая работа №4
«Определение качества воды водоема»

Всего:

68
часов

№

Тема урока

Кол-во

Тематическое планирование по биологии
11 класс (основная группа), 68 часов, 2 часа в неделю
Элементы
Планируемые результаты освоения темы
содержания

часов

1. Возникновение и
1
развитие
эволюционной
биологии.
Эволюционная
биология до
Дарвина
2. Чарлз Дарвин и его
1
теория эволюции

3. Современная
эволюционная
биология

1

4. Молекулярные
свидетельства
эволюции

1

1 Раздел. Эволюция (43ч)
1. Свидетельства эволюции (9 ч)
Изменяемость видов Знать: историческое прошлое биологической науки, сущность
эволюционных представлений К.Линнея и Ж.Б.Ламарка и др.
ученых.
Уметь: анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого.

Борьба за
существование.
Естественный отбор.
Дивергенция.

Знать: предпосылки возникновения дарвинизма и основные
положения эволюционного учения Ч.Дарвина.
Уметь: доказывать значение эволюционного учения;
характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие,
овладеть умениями пользоваться предметным и именным
указателями при работе с научной и популярной литературой,
учебником.

Синтетическая теория Знать: формулировку современной эволюционной теории
эволюции
Уметь: объяснять почему современное эволюционное учение
носит название синтетической теории эволюции

Филогенез.
Знать: молекулярные свидетельства эволюции.
Филогенетическое Уметь: приводить примеры доказательств эволюции,
древо
пользоваться основными терминами урока.

Характеристика основных
видов деятельности
учащихся

Давать определения
ключевым понятиям. Уметь
сравнивать,
конспектировать,
формулировать выводы.
Уметь раскрывать
содержание новых понятий,
раскрывать
главное, составлять
план. Находить информацию
в различных источниках и
критически оценивать ее.
Уметь работать с
терминами, текстом
учебника, составлять
обобщающие
таблицы. Проводить
сравнение. Находить
информацию в различных
источниках и критически
оценивать ее.
Исследовать несложные
реальные связи и
зависимости. Определять
сущностные характеристики
изучаемого объекта;

5. Морфологические
свидетельства
эволюции

6. Эмбриологические
свидетельства
эволюции

1

1

Гомологичные
органы.
Гомологичные
органы. Атавизмы.
Рудименты.

Знать: сравнительно-анатомические доказательства эволюции
органического мира, гомологичные и аналогичные органы,
рудименты и атавизмы.

Уметь: приводить примеры доказательств эволюции,
пользоваться основными терминами урока.
Закон зародышевого Знать: эмбриологические доказательства эволюции
сходства
органического мира, гомологичные и аналогичные органы,
рудименты и атавизмы.
Уметь: приводить примеры доказательств эволюции,
пользоваться основными терминами урока.

7. Палеонтологические
свидетельства
эволюции

1

8. Биогеографические
свидетельства
эволюции

1

9. Обобщающий урок
по теме
«Свидетельства
эволюции»

Переходные формы Знать: палеонтологические доказательства эволюции
Эволюционные ряды органического мира.
Уметь: приводить примеры доказательств эволюции,
пользоваться основными терминами урока.

1

Биогеография
Знать: биогеографические доказательства эволюции
Эндемичные виды органического мира, гомологичные и аналогичные органы,
рудименты и атавизмы.

самостоятельно выбирать
критерии для сравнения,
сопоставления, оценки и
классификации объектов.
Давать определения
ключевым понятиям.

Давать определения
ключевым понятиям. Уметь
сравнивать, обобщать, делать
выводы. Осуществлять
самостоятельный поиск
информации на основе
анализа содержания рисунка.
Уметь раскрывать
содержание новых
понятий,
конспектировать,
работать с различной
информацией.
Использовать ранее
полученные знания,
обобщать, анализировать

Уметь: приводить примеры доказательств эволюции,
пользоваться основными терминами урока.
Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

2.Факторы эволюции (13 ч)
10. Критерии вида.
Лабораторная
работа №1
«Морфологические
особенности
растений различных
видов»
11. Популяция –
элементарная
единица эволюции

1

12. Наследственная
изменчивостьисходный материал
для эволюции.
Лабораторная
работа №2
«Изменчивость
организмов»
13. Приспособленность
и естественный
отбор

1

14. Дрейф генов

1

1

1

Критерии вида.
Кариотип. Видыдвойники.
Репродуктивная
изоляция.

Знать: понятие «вид» и его основные критерии.

Уметь конспектировать,
Уметь: работать с текстом учебника (составлять характеристику формулировать выводы.
Уметь
критериев вида, находить в тексте ответы на вопросы).
проводить описание
биологических объектов,
проводить
сравнение.
Генофонд
Знать: понятие «популяция»
Уметь
Уметь: работать с текстом учебника, находить в тексте ответы проводить описание
на вопросы).
биологических объектов,
проводить
сравнение.
Нейтральные мутации Знать: наследственность и изменчивость – основные свойства
Уметь
Вредные мутации живого организма, формы изменчивости, модификационная,
проводить описание
Полезные мутации мутационная, комбинативная.
биологических объектов,
проводить
Уметь: определять форму изменчивости по ее сущностным
сравнение.
характеристикам, приводить примеры различных форм
изменчивости, строить вариационный ряд и вариационную
кривую.
Частота аллелей

Знать: понятие «естественный отбор» и его роль в эволюции,
Уметь
естественный отбор - основная и направляющая движущая сила проводить описание
эволюционного процесса.
биологических объектов,
Уметь: сравнивать разные формы естественного отбора друг с проводить
сравнение.
другом и правильно определять их по сущностным

характеристикам.
Эффект основателя Знать: дрейф генов - фактор эволюции, популяционные
Уметь самостоятельно и
Эффект бутылочного волны; изоляция - важный эволюционный фактор; типы изоляции мотивированно
горлышка
- биологические механизмы, препятствующие скрещиванию
организовывать свою
особей разных видов.
познавательную
деятельность
Уметь: объяснять роль дрейфа генов и популяционных волн в
эволюции; образование новых видов, сравнивать типы изоляции.

15. Формы
естественного
отбора

1

16. Основные
направления
эволюции

1

17. Основные пути
эволюции.
Лабораторная
работа №3
«Приспособленност
ь организмов к
среде обитания.
Ароморфозы у
растений»
18. Эволюция окраски
и формы животных

1

19. Видообразование

1

1

Движущий отбор. Знать: понятие «естественный отбор» и его роль в эволюции,
Стабилизирующий естественный отбор - основная и направляющая движущая сила
отбор. Дизруптивный эволюционного процесса.
отбор. Половой Уметь: сравнивать разные формы естественного отбора друг с
отбор.
другом и правильно определять их по сущностным
характеристикам.
Биологический
Знать: главные направления эволюционного процесса,
прогресс
негативное отношение к проявлениям человеческой
Биологический
деятельности, приводящим к биологическому регрессу
регресс
различных видов животных и растений.
Биологическая
стабилизация
Уметь: правильно сравнивать различные направления
эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными
примерами.
Ароморфоз
Знать: главные пути эволюционного процесса, негативное
Идиоадаптация
отношение к проявлениям человеческой деятельности,
Дегенеоация
приводящим к биологическому регрессу различных видов
животных и растений.

Уметь проводить сравнения.

Уметь раскрывать
содержание новых
понятий
Проводить сравнение.

Уметь раскрывать
содержание новых
понятий,
конспектировать,
Уметь: правильно сравнивать пути эволюции, иллюстрировать работать с различной
информацией.
рассказ о них разнообразными примерами.

Покровительственная Знать: разнообразные приспособления к среде обитания у
Использовать ранее
окраска.
растений и животных.
полученные знания,
Предостерегающая Уметь: выявлять приспособления к среде обитания у различных обобщать, анализировать
окраска. Мимикрия
биологических объектов.
географическое и
экологическое
видообразование

Знать: географическое и экологическое видообразование,
необходимость сохранения видового многообразия растений и
животных.
Уметь: определять способы видообразования и сравнивать их
друг с другом.

Строить обобщающие
таблицы, схемы, работать с
разными источниками
информации.

20. Прямые наблюдения
процесса эволюции

1

21. Макроэволюция

1

22. Обобщающий урок
по теме «Факторы
эволюции».

1

Лекарственная
устойчивость.
Вавиловская
мимикрия

Знать: каким образом возникает множественная лекарственная
устойчивость

Уметь: объяснять роль мутаций и естественного отбора в
эволюции устойчивости насекомых к инсектицидам
Микроэволюция.
Знать: отличия макроэволюции от микроэволюции
Макроэволюция.
Уметь: в ыделять существенные процессы дифференциации
Конвергенция.
вида.
Аналогичные органы Объяснять возникновение надвидовых групп.
Приводить примеры, служащие доказательством процесса
эволюции жизни на Земле.

Обобщать и
систематизировать знания по
теме, делать выводы.
Уметь проводить сравнения.

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

3.Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч)
23. Представления о
возникновении
жизни на Земле в
истории
естествознания.

1

24. Современные
представления о
возникновении
жизни

1

Абиогенез
Биогенез

Знать: сущность основных гипотез возникновения и
развития жизни на Земле.

Уметь работать с
терминами, текстом
Уметь: находить главное в гипотезах, характеризовать учебника, составлять
обобщающие
основные гипотезы возникновения жизни на Земле,
таблицы. Проводить
отвечать на проблемные вопросы данной темы.
сравнение. Находить информацию в
различных источниках и критически
оценивать ее.
Гипотеза Опарина Знать: Химический, предбиологический, биологический Исследовать несложные реальные
и социальный этапы развития живой материи. Опыты Л. связи и зависимости. Определять
Пастера, А.И.Опарина.
сущностные характеристики
Уметь: находить главное в гипотезах, характеризовать изучаемого объекта; самостоятельно
выбирать критерии для сравнения,
основные гипотезы возникновения жизни на Земле,
сопоставления, оценки и
отвечать на проблемные вопросы данной темы.
классификации объектов.

25. Основные этапы
развития жизни

1

Абиогенез. Биогенез. Знать: основные этапы жизни на Земле
Давать определения ключевым
Геохронология. Эон. Уметь:
приводить примеры растений и животных, понятиям.
Эра.
существовавших на нашей Земле.

26. Развитие жизни в
криптозое. Архей

1

Криптозой
Архей

27. Развитие жизни в
криптозое.
Протерозой

1

Криптозой
Протерозой

28. Развитие в палеозое

1

Кембрий
Ордовик
Силур
Девон
Карбон
Пермь

29. Развитие жизни в
мезозое

1

Триас
Юра
Мел

Знать: крупнейшие ароморфозы архея, их значение для
Уметь проводить сравнения.
развития жизни на Земле
Уметь: приводить примеры, отвечать на вопросы,
характеризовать роль основных ароморфозов и
идиоадаптаций в возникновении приспособлений у
господствующих в определенной эре растений и
животных.
Знать: крупнейшие ароморфозы протерозоя, их значение Уметь работать с
терминами, текстом
для развития жизни на Земле
учебника, составлять
обобщающие
Уметь: приводить примеры, отвечать на вопросы
таблицы. Проводить
характеризовать роль основных ароморфозов и
сравнение. Находить информацию в
идиоадаптаций в возникновении приспособлений у
различных источниках и критически
господствующих в определенной эре растений и
оценивать ее.
животных.
Знать: о развитии наземных организмов, выходе
Исследовать несложные реальные
растений на сушу, псилофитах, мхах. Знать о расцвете
связи и зависимости. Определять
папоротникообразных, многообразие морской фауны.
сущностные характеристики
изучаемого объекта; самостоятельно
Уметь: называть основные ароморфозы палеозоя.
выбирать критерии для сравнения,
сопоставления, оценки и
классификации объектов.
Знать: главные ароморфозы мезозоя, идиоадаптации
Давать определения ключевым
древних пресмыкающихся к различным средам обитания, понятиям.
о появлении птиц и цветковых растений в мезозое.
Уметь: называть основные ароморфозы мезозоя;
характеризовать роль основных ароморфозов и
идиоадаптаций в возникновении приспособлений у
господствующих в определенной эре растений и
животных. Уметь проводить сравнения.

30. Развитие жизни в
кайнозое

1

Палеоген
Неоген
Антропоген

31. Многообразие
органического мира.
Неклеточные
формы жизни

1

Систематика
Бинарная
номенклатура
Вирусы

32. Многообразие
органического мира.
Клеточные формы
жизни

33. Обобщающий по
теме
«Возникновение и
развитие жизни на
Земле».

1

1

Бактерии
Грибы
Растения
Животные

Знать: характеристику кайнозоя как эру новой жизни; Уметь
влияние человека на фауну и ландшафты четвертичного проводить описание
периода.
биологических объектов, проводить
сравнение.
Уметь: называть основные ароморфозы кайнозоя.
Знать: определение «систематика», историю
возникновения систематики; систематические единицы и Уметь
их иерархию; характеристику империй и царств живой
проводить описание
природы.
Уметь: систематизировать любой живой организм;
биологических объектов, проводить
приводить примеры неклеточных и клеточных форм
сравнение.
жизни
Знать: определение «систематика», историю
Уметь
возникновения систематики; систематические единицы и проводить описание
их иерархию; характеристику империй и царств живой биологических объектов, проводить
природы.
сравнение.

Уметь: систематизировать любой живой организм;
приводить примеры прокариотических и
эукариотических организмов.
Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

Происхождение человека (10 ч)
34. Положение человека
в системе живого
мира

1

Прямохождение

Знать: историю изучения проблемы происхождения
человека, ведущую роль учения Дарвина и Энгельса в ее
решении; сходство и различия человека и
человекообразных обезьян; влияние труда на
происхождение человека.

Уметь работать с
терминами, текстом
учебника, составлять
обобщающие
таблицы. Проводить
сравнение. Находить информацию в
Уметь: доказывать родство человека с животными и
объяснять качественное отличие человека от животных. различных источниках и критически
оценивать ее.

35. Предки человека

1

Австралопитеки

36. Первые
представители рода
Homo

1

Человек умелый
Человек
прямоходящий

37. Неандертальский
человек

1

Неандертальский
человек

38. Появление человека
разумного

1

Кроманьонцы

39. Моноцентризм и
полицентризм

1

40. Факторы эволюции
человека

1

41. Эволюция
современного
человека

1

Знать: историю изучения проблемы происхождения
человека, ведущую роль учения Дарвина и Энгельса в ее
решении; сходство и различия человека и
человекообразных обезьян; влияние труда на
происхождение человека.

Исследовать несложные реальные
связи и зависимости. Определять
сущностные характеристики
изучаемого объекта; самостоятельно
выбирать критерии для сравнения,
Уметь: доказывать родство человека с животными и сопоставления, оценки и
объяснять качественное отличие человека от животных. классификации объектов.
Знать: о стадиях эволюции человека, биологических и Давать определения ключевым
социальных особенностях древнейших и древних людей. понятиям.
Уметь: применять знания о движущих
силах антропогенеза для объяснения формирования
человеческих черт у древнейших и древних людей.
Знать: о стадиях эволюции человека, биологических и
социальных особенностях древнейших и древних людей.
Уметь: применять знания о движущих
силах антропогенеза для объяснения формирования
человеческих черт у древнейших и древних людей.
Знать: биологические и социальные черты ископаемого
человека современного типа.

Уметь конспектировать,
формулировать выводы. Уметь
проводить описание
биологических объектов, проводить
сравнение.
Уметь
проводить описание
Уметь: выделять прогрессивные черты в облике и образе биологических объектов, проводить
сравнение.
жизни предков современного человека и объяснять

причины их появления в процессе эволюции.
Моноцентризм и Знать: биологические и социальные черты ископаемого Уметь
полицентризм
человека современного типа.
проводить описание
Уметь: выделять прогрессивные черты в облике и образе биологических объектов, проводить
жизни предков современного человека и объяснять
сравнение.
причины их появления в процессе эволюции.
Антропосоциогенез Знать: предпосылки антропогенеза; биологические
Уметь
факторы эволюции человека, стадии эволюции человека. проводить описание
Уметь: описывать систематическое положение
биологических объектов, проводить
видаHomo Sapiens в системе животного мира.
сравнение.
Расы
Знать: биологические особенности человеческих рас,
Уметь самостоятельно и
причины их
мотивированно организовывать свою
возникновения, сущность расизма и его
познавательную деятельность
несостоятельность.

Уметь: выявлять идиоадаптации у представителей
разных рас.

42. Обобщающий урок
по теме
«Происхождение
человека».
43. Обобщающий урок
по разделу
«Эволюция»

1

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

1

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

44. Экологические
факторы и закон
толерантности

1

45. Приспособленность
организмов.
Практическая
работа №1 «Оценка
влияния
температуры
воздуха на
человека»
46. Популяция в
экосистеме

1

1

2 Раздел. Экосистемы ( 25ч)
5. Организмы и окружающая среда (11 ч)
Абиотические,
Знать: определение «экология»,
Уметь проводить сравнения.
биотические,
экологические факторы, биологический оптимум.
антропогенные
Уметь: приводить примеры абиотических и
факторы. Закон
биотических факторов, биологического оптимума.
толерантности.
Адаптация.
Знать: конкретные примеры адаптаций у живых
Использовать ранее полученные знания,
Разнообразие
организмов.
обобщать, анализировать
адаптаций. Понятие о Уметь: называть необходимые условия
жизненной форме. возникновения и поддержания адаптаций,
Экологические
различать значение понятий «жизненная форма» и
группы организмов «экологическая группа
Структура.
Знать: какими свойствами обладает популяция, с
Популяции.
чем связана пространственная и временная
Динамика популяции. неоднородность популяции, что такое половая и
Популяционные возрастная структура популяции
волны.
Внутривидовые Уметь: приводить примеры факторов, которые
могут воздействовать на динамику популяции
отношения.

Уметь конспектировать,
формулировать выводы. Проводить
описание
биологических объектов, проводить
сравнение.

47. Экологическая ниша

1

Ареал вида.
Знать: определение «экологической ниши»,
Экологическая ниша. Уметь: характеризовать отношение вида к
Фитофагия.
абиотическим факторам

48. Межвидовые
отношения

1

Паразитизм. Симбиоз. Знать: основные взаимоотношения популяций
Паразитизм. Симбиоз. разных видов: конкуренция, хищничество,
Закон конкурентного паразитизм, симбиоз. Функциональные группы
исключения.
организмов в сообществе: консументы,
продуценты, редуценты.

49. Сообщества

1

Видовое богатство
Численность
Биомасса
Продукция

50. Экосистема

1

Продуценты
Консументы
Редуценты
Экологическая
пирамида
Трофическая сеть

51. Экосистема:
устройство и
динамика.
Практическая
работа №2
«Аквариум как
модель экосистемы»

1

Консорция
Флуктуация
Сукцессия

Уметь: приводить примеры взаимоотношений,
экосистем.
Знать: экологию видов и популяции
Уметь: выделять существенные признаки
природного сообщества.

Уметь конспектировать,
формулировать выводы. Проводить
описание
биологических объектов, проводить
сравнение.
Уметь конспектировать,
формулировать выводы. Проводить
описание
биологических объектов, проводить
сравнение.

Использовать ранее полученные знания,
обобщать, анализировать

Знать: существенные признаки природного
Уметь работать с
сообщества как экосистемы; типы пищевых связей. терминами, текстом
учебника, составлять
обобщающие
Уметь: выделять, объяснять и сравнивать
таблицы. Проводить
существенные признаки природного сообщества
сравнение. Находить информацию в
как экосистемы; составлять пищевую цепь
различных источниках и критически
различных экосистем.
оценивать ее.
Знать: основные типы динамических изменений
Давать определения ключевым понятиям.
экосистем; как проявляется флуктуация; чем
отличается флуктуация и сукцессия; в чем состоит
биологическая роль сукцессий
Уметь: приводить примеры флуктуаций;
определять различия флуктуации исукцессии

52. Биоценоз и
биогеоценоз

1

Биотоп

53. Влияние человека на
экосистемы

1

Агроэкосистемы

54. Обобщающий урок
по разделу
«Организмы и
окружающая среда»

1

Знать: об относительной устойчивости
Давать определения ключевым понятиям.
биогеоценозов, смене менее устойчивых более
стабильными.
Уметь: выявлять внешние и внутренние причины
смены биогеоценозов, предлагать меры по охране и
восстановлению природных биогеоценозов в нашей
местности.
Обобщать и систематизировать знания по
Знать: структуру и функционирование
теме, делать выводы.
биогеоценозов, созданных человеком.

Уметь: сравнивать естественный биогеоценоз,
агроценоз, аквариум; объяснять причины
выявленного сходства и различия.
Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

6. Биосфера (6 ч)
55. Биосфера как
экосистема

1

56. Биомы

1

57. Функции живого
вещества

1

Биосфера
Эубиосфера

Знать: определение «биосфера», свойства биомассы,
Строить обобщающие таблицы,
границы биосферы и факторы, их определяющих.
схемы, работать с разными
Сущность круговорота веществ и превращения энергии в источниками информации.
биосфере.
Уметь: выявлять взаимосвязи между живой и неживой
природой.
Наземные
Знать: определение «биосфера», свойства биомассы,
Обобщать и систематизировать
Водные биомы
границы биосферы и факторы, их определяющих.
знания по теме, делать выводы.
Сущность круговорота веществ и превращения энергии в
биосфере.
Уметь: выявлять взаимосвязи между живой и неживой
природой.
Энергетическая, Знать: знать функции живых организмов в биосфере
Использовать ранее полученные
концентрационная, Уметь: выявлять взаимосвязи между живой и неживой
знания, обобщать, анализировать
деструктивная,
природой.
средообразующая,
транспортная
функции

58. Биогеохимические
круговороты в
биосфере

1

59. Биосфера и человек.
Практическая
работа №3
«Сравнительная
характеристика
природных и
нарушенных
экосистем»

1

60. Обобщающий урок
по теме «Биосфера».

1

Биогеохимический Знать: сущность круговорота веществ и превращения
Уметь раскрывать
круговорот вещест энергии в биосфере.
содержание новых
Уметь: выявлять взаимосвязи между живой и неживой понятий
природой.
Проводить сравнение.
Закон Коммонера Знать: антропогенные факторы воздействия на
Уметь раскрывать
Концепция
биоценозы, проблемы рационального
содержание новых
устойчивого развития природопользования, охрана природы: защита от
понятий,
загрязнений, сохранение эталонов и памятников
конспектировать,
природы, обеспечение природными ресурсами населения работать с различной информацией.
планеты. Меры по образованию экологических
комплексов.
Уметь: предлагать меры по охране природы; называть
основные формы неблагоприятного воздействия
человека на природу.
Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

7. Биологические основы охраны природы (8 ч)
61. Охрана видов и
популяций

1

62. Охрана экосистем

1

Красная книга
Реинтродукция

Знать: антропогенные факторы воздействия на
Уметь раскрывать
биоценозы. Проблемы рационального
содержание
природопользования, охрана природы: защита от
новых понятий.
загрязнений, сохранение эталонов и памятников
Составлять план,
природы, обеспечение природными ресурсами населения Конспектировать.
планеты. Меры по образованию экологических
комплексов.
Уметь: предлагать меры по охране природы; называть
основные формы неблагоприятного воздействия
человека на природу.
Заповедники
Знать: антропогенные факторы воздействия на
Уметь раскрывать
Национальные парки биоценозы. Проблемы рационального
содержание
Биосферные
природопользования, охрана природы: защита от
новых понятий.
резерваты
загрязнений, сохранение эталонов и памятников
Составлять план,
Инсуляризация
природы, обеспечение природными ресурсами населения Конспектировать.
планеты. Меры по образованию экологических

комплексов.
Уметь: предлагать меры по охране природы; называть
основные формы неблагоприятного воздействия
человека на природу.
63. Биологический
мониторинг.
Практическая
работа №4
«Определение
качества воды
водоема»
64. Обобщающий урок
по теме
«Биологические
основы охраны
природы».
65. Обобщающий урок
по разделу
«Экосистемы»
66-68 Работа с Кимами
ЕГЭ

1

Биоиндикация

Знать: растения и животных нашей местности, которых Уметь конспектировать,
формулировать выводы.
можно использовать для биоиндикации
Сравнивать, приводить
Уметь: разрабатывать схему биологического мониторинга примеры.
на местном, региональном и глобальном уровнях

1

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

1

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

3

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации

№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Календарно-тематическое планирование по биологии
11 класс, 68 часов, 2 часа в неделю
Дата
По плану Фактич

1 Раздел. Эволюция (43ч)
2. Свидетельства эволюции (9 ч)
1

04.09

2.
3.
4.

Возникновение и развитие эволюционной биологии.
Эволюционная биология до Дарвина
Чарлз Дарвин и его теория эволюции
Современная эволюционная биология
Молекулярные свидетельства эволюции

1
1
1

08.09
11.09
15.09

5.

Морфологические свидетельства эволюции

1

18.09

6.
7.
8.
9.

Эмбриологические свидетельства эволюции
1
Палеонтологические свидетельства эволюции
1
Биогеографические свидетельства эволюции
1
Обобщающий урок по теме «Свидетельства
1
эволюции»
2.Факторы эволюции (13 ч)

22.09
25.09
29.09
02.10

10.

1

06.10

1
1

09.10
13.10

13.

Критерии вида. Лабораторная работа №1
«Морфологические особенности растений различных
видов»
Популяция – элементарная единица эволюции
Наследственная изменчивость- исходный материал
для эволюции. Лабораторная работа №2
«Изменчивость организмов»
Приспособленность и естественный отбор

1

16.10

14.
15.

Дрейф генов
Формы естественного отбора

1
1

20.10
23.10

16.

Основные направления эволюции

1

27.10

17.

1

30.10

18.

Основные пути эволюции. Лабораторная работа №3
«Приспособленность организмов к среде обитания.
Ароморфозы у растений»
Эволюция окраски и формы животных

1

13.11

19.

Видообразование

1

17.11

20.

Прямые наблюдения процесса эволюции

1

20.11

21.

Макроэволюция

1

24.11

22.

Обобщающий урок по теме «Факторы эволюции».

1

1.

11.
12.

3.Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч)
23.

Представления о возникновении жизни на Земле в
истории естествознания.

1

27.11

24.

Современные представления о возникновении жизни

1

01.12

25.

Основные этапы развития жизни

1

04.12

26.

Развитие жизни в криптозое. Архей

1

08.12

27.

Развитие жизни в криптозое. Протерозой

1

11.12

28.

Развитие в палеозое

1

15.12

29.

Развитие жизни в мезозое

1

18.12

30.

Развитие жизни в кайнозое

1

22.12

31.

1

25.12

1

29.12

1

12.01

34.
35.
36.
37.
38.

Многообразие органического мира. Неклеточные
формы жизни
Многообразие органического мира. Клеточные
формы жизни
Обобщающий по теме «Возникновение и развитие
жизни на Земле».
4. Происхождение человека
Положение человека в системе живого мира
Предки человека
Первые представители рода Homo
Неандертальский человек
Появление человека разумного

39.

Моноцентризм и полицентризм

1

02.02

40.
41.

Факторы эволюции человека
Эволюция современного человека

1
1

05.02
09.02

42.

Обобщающий урок по теме
«Происхождение человека».
Обобщающий урок по разделу «Эволюция»

1

12.02

1

16.02

32.
33.

43.

(10 ч)
1
1
1
1
1

15.01
19.01
22.01
26.01
29.01

19.02
23.02

46.

2 Раздел. Экосистемы ( 25ч)
5. Организмы и окружающая среда (11 ч)
Экологические факторы и закон толерантности
1
Приспособленность организмов. Практическая работа 1
№1 «Оценка влияния температуры воздуха на
человека»
Популяция в экосистеме
1

47.
48.
49.

Экологическая ниша
Межвидовые отношения
Сообщества

1
1
1

02.03
05.03
09.03

50.

Экосистема

1

12.03

51.

1

16.03

52.

Экосистема: устройство и динамика. Практическая
работа №2 «Аквариум как модель экосистемы»
Биоценоз и биогеоценоз

1

19.03

53.

Влияние человека на экосистемы

1

02.04

54.

Обобщающий урок по разделу «Организмы и
окружающая среда»

1

05.04

44.
45.

26.02

6. Биосфера (6 ч)

60.

Биосфера как экосистема
Биомы
Функции живого вещества
Биогеохимические круговороты в биосфере
Биосфера и человек. Практическая работа №3
«Сравнительная характеристика природных и
нарушенных экосистем»
Обобщающий урок по теме «Биосфера».

61.

7. Биологические основы охраны природы (8 ч)
Охрана видов и популяций
1
30.04

62.

Охрана экосистем

1

04.05

63.

1

07.05

1

11.05

65.

Биологический мониторинг. Практическая работа №4
«Определение качества воды водоема»
Обобщающий урок по теме «Биологические основы
охраны природы».
Обобщающий урок по разделу «Экосистемы»

1

14.05

66.

Работа с Кимами ЕГЭ

1

18.05

67.
68.

Работа с Кимами ЕГЭ
Работа с Кимами ЕГЭ

1
1

21.05
25.05

55.
56.
57.
58.
59.

64.

1
1
1
1

09.04
13.04
16.04
20.04
23.04

1

27.04

VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
1. УМК:
Для учителя:
1. Д.К.Беляев. Биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва.
Просвещение. 2014.
2. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица / авт. – сост.
О.А. Пустохина – Волгоград: Учитель, 2009. – 302 с.
Для учащихся:
1. Д.К.Беляев. Биология. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва.
Просвещение. 2014.
2. Дидактические средства обучения.
1 Таблицы.
2. Тестовые задания.
3. Карточки задания.
4. Инструкции по написанию лабораторно – практических работ.
5. Опорные конспекты.
3. Электронные и технические средства обучения.
- персональный компьютер,
- мультимедиа проектор,
VII. Список литературы:
1. Примерная программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) для X-XI
классов.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05. 03. 2004;
3. Авторская программа Д.К. Беляева, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».