рабочая программа учебного предмета Химия 11 кл.

Пояснительная записка.
Программа по химии на уровне среднего общего образования
разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения
федеральной образовательной программы среднего общего образования
(ФОП
СОО),
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания
учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы, и
основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от
29.05. 2015 № 996 - р.).
Основу подходов к разработке программы по химии, к определению
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Химия» для 10–11 классов на базовом уровне составили
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей,
содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки
выпускников.
Химическое
образование,
получаемое
выпускниками
общеобразовательной организации, является неотъемлемой частью их
образованности. Оно служит завершающим этапом реализации на
соответствующем ему базовом уровне ключевых ценностей, присущих
целостной системе химического образования. Эти ценности касаются
познания законов природы, формирования мировоззрения и общей культуры
человека, а также экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде. Реализуется химическое образование
обучающихся на уровне среднего общего образования средствами учебного
предмета «Химия», содержание и построение которого определены в
программе по химии с учётом специфики науки химии, её значения в
познании природы и в материальной жизни общества, а также с учётом
общих целей и принципов, характеризующих современное состояние
системы среднего общего образования в Российской Федерации.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в
современной цивилизации, в создании новой базы материальной культуры.
Она вносит свой вклад в формирование рационального научного мышления,
в создание целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы и человека, которое формируется в химии на основе понимания
вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи между
строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.
Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия стала
неотъемлемой частью мировой культуры, необходимым условием успешного
труда и жизни каждого члена общества. Современная химия как наука

созидательная, как наука высоких технологий направлена на решение
глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой, экологической безопасности и охраны здоровья.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего
образования содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень
изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку
обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих
ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения
образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы –
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным
компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система
знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и
органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении
предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия
веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия» сформирована в программе по химии на основе
системного подхода к изучению учебного материала и обусловлена
исторически обоснованным развитием знаний на определённых
теоретических уровнях. Так, в курсе органической химии вещества
рассматриваются на уровне классической теории строения органических
соединений, а также на уровне стереохимических и электронных
представлений о строении веществ. Сведения об изучаемых в курсе
веществах даются в развитии – от углеводородов до сложных биологически
активных соединений. В курсе органической химии получают развитие
сформированные на уровне основного общего образования первоначальные
представления о химической связи, классификационных признаках веществ,
зависимости свойств веществ от их строения, о химической реакции.
Под новым углом зрения в предмете «Химия» базового уровня
рассматривается изученный на уровне основного общего образования
теоретический материал и фактологические сведения о веществах и
химической реакции. Так, в частности, в курсе «Общая и неорганическая
химия» обучающимся предоставляется возможность осознать значение
периодического закона с общетеоретических и методологических позиций,
глубже понять историческое изменение функций этого закона – от
обобщающей до объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении,
свойствах и применении, а также о химических реакциях, их сущности и
закономерностях протекания дополняется в курсах 10 и 11 классов
элементами содержания, имеющими культурологический и прикладной

характер. Эти знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с
другими науками, раскрывают её роль в познавательной и практической
деятельности человека, способствуют воспитанию уважения к процессу
творчества в области теории и практических приложений химии, помогают
выпускнику ориентироваться в общественно и личностно значимых
проблемах, связанных с химией, критически осмысливать информацию и
применять её для пополнения знаний, решения интеллектуальных и
экспериментальных исследовательских задач. В целом содержание учебного
предмета «Химия» данного уровня изучения ориентировано на
формирование у обучающихся мировоззренческой основы для понимания
философских идей, таких как: материальное единство неорганического и
органического мира, обусловленность свойств веществ их составом и
строением, познаваемость природных явлений путём эксперимента и
решения противоречий между новыми фактами и теоретическими
предпосылками, осознание роли химии в решении экологических проблем, а
также проблем сбережения энергетических ресурсов, сырья, создания новых
технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации
обучающихся принятые программой по химии подходы к определению
содержания и построения предмета предусматривают формирование
универсальных учебных действий, имеющих базовое значение для
различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и
обработки информации, необходимых для приобретения опыта практической
и исследовательской деятельности, занимающей важное место в познании
химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего
образования, так и на уровне среднего общего образования, при определении
содержательной характеристики целей изучения предмета направлением
первостепенной значимости традиционно признаётся формирование основ
химической науки как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. С
методической точки зрения такой подход к определению целей изучения
предмета является вполне оправданным.
Согласно данной точке зрения главными целями изучения предмета
«Химия» на базовом уровне (10 –11 кл.) являются:
 формирование
системы химических знаний как важнейшей
составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой
лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии,
освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных
обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей
их развития и становления;

 формирование и развитие представлений о научных методах познания

веществ и химических реакций, необходимых для приобретения
умений ориентироваться в мире веществ и химических явлений,
имеющих место в природе, в практической и повседневной жизни;
 развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и
объяснением химического эксперимента, соблюдением правил
безопасного обращения с веществами.
Наряду с этим, содержательная характеристика целей и задач изучения
предмета в программе по химии уточнена и скорректирована в соответствии
с новыми приоритетами в системе среднего общего образования. Сегодня в
преподавании химии в большей степени отдаётся предпочтение
практической компоненте содержания обучения, ориентированной на
подготовку выпускника общеобразовательной организации, владеющего не
набором знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и
умениями активного получения знаний и применения их в реальной жизни
для решения практических задач.
В связи с этим при изучении предмета «Химия» доминирующее
значение приобретают такие цели и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира,
формирование
интеллектуально
развитой
личности,
готовой
к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
необходимых для приобретения опыта деятельности, которая занимает
важное место в познании химии, а также для оценки с позиций
экологической безопасности характера влияния веществ и химических
процессов на организм человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые
знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать
современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и
научно-популярной информации химического содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического
мышления, наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно
необходимы, в частности, при планировании и проведении химического
эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической
направленности химии, её важной роли в решении глобальных проблем

рационального природопользования, пополнения энергетических ресурсов и
сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного
отношения к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта
использования полученных знаний для принятия грамотных решений в
ситуациях, связанных с химическими явлениями.
В учебном плане среднего общего образования предмет «Химия»
базового уровня входит в состав предметной области «Естественно-научные
предметы».
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает
использование учебника Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман, Химия, 11 класс, М.: Просвещение, 2019 г.
Всего 66 учебных часов, 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-- в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордости за
российскую химическую науку, гуманизма, целеустремленности;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
- в познавательной сфере – умение управлять своей познавательной
деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников информации, понимание зависимости
содержания и формы представления информации от целей коммуникации и
адресата.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
- раскрывать на примерах положения теории химического строения
А.М. Бутлерова;
- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на
его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и
образованных ими веществ от электронного строения атомов;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений
об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ
как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений; проводить расчеты на
нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и

по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в
его состав;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям,
идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в
решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии
как науки на различных исторических этапах ее развития;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения органических
соединений заданного состава и строения;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний.

Содержание курса химии 11 класса.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Глава 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения
энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения.
Глава 2. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева на основе
учения о строении атомов (4 ч)
Атомные орбитали, s-, р-, d- и f-электроны. Особенности размещения
электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов.
Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и
периодической системы химических элементов с теорией строения атомов.
Короткий и длинный варианты, таблицы химических элементов.
Положение в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных
элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение
валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по
известной Массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в
реакцию или получившихся в результате реакции.
Глава 3. Строение вещества (8 ч)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи.
Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь.
Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления.
Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение
молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия,
изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения
концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная
концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации.
Модели
ионных,
атомных,
молекулярных
и
металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели
молекул изомеров, гомологов.
Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной
концентрацией.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема)
продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной
массовой долей исходного вещества.

Глава 4. Химические реакции (13 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической
химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон
действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под
действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.
Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных
растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды.
Водородный показатель (рН) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и
температуры.
Разложение
пероксида
водорода в присутствии
катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального
индикатора.
Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для
характеристики свойств электролитов.
Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость
химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема)
продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего
определенную долю примесей.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 5. Металлы (13 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз
растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты
от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы
химических элементов.
Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы
химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель,
платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора
хлорида меди(П). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами
кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами
(работа с коллекциями).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с
массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Глава 6. Неметаллы (8 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства
типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие
кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и
кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в
кислороде.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их
природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание
хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Глава 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практикум (12 ч)
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии;
решение экспериментальных задач по органической химии; решение
практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание
газов.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
№
уро
ка

Тема урока

Кол –
во
часов

Дата
проведения
план фак
т

Электрон
ные
(цифров
ые)
образова
тельные
ресурсы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Глава 1. Важнейшие химические понятия и законы. (6 часов)
1

Химический элемент. Нуклиды. Изотопы.

1

2

Закон сохранения массы и энергии в химии

1

3

Периодический закон. Распределение
электронов в атомах элементов малых
периодов

1

4

Распределение электронов в атомах
элементов больших периодов.

1

5

Положение в периодической системе
водорода, лантаноидов, актиноидов и
искусственно полученных элементов
Валентность и валентные возможности
атомов.

1

6

1

Глава 2. Строение вещества (6 часов)
7

Основные виды химической связи. Ионная и
ковалентная связь

1

8

Металлическая связь. Водородная связь.

1

9

Пространственное строение молекул.

1

Строение кристаллов. Кристаллические
решетки.

1

10

11

Причины многообразия веществ.

1

12

Контрольная работа №1

1

13

Глава 3. Химические реакции (6 часов)
Классификация химических реакций.
1

14

Окислительно-восстановительные реакции

1

15

Скорость химических реакций.

1

16

Катализ

1

17

Катализ

1

18

Химическое равновесие и условия его
смещения

1

.
19

Глава 4. РАСТВОРЫ (11 часов)
Дисперсные системы
1
Способы выражения концентрации
растворов
Решение задач

1

Практическая работа №1.
«Приготовление растворов с заданной
молярной концентрацией»
Электролитическая диссоциация.
Водородный показатель.
Электролитическая диссоциация.
Водородный показатель
Реакции ионного обмена

1

26

Гидролиз органических и неорганических
соединений

1

27

Гидролиз органических и неорганических
соединений

1

28

Обобщение и повторение изученного
материала. Решение расчетных задач.

1

29

Контрольная работа №2

1

20
21
22

23
24
25

1

1
1
1

Глава 5. Электрохимические реакции (5 часов)

30

Химические источники тока

1

31

Ряд стандартных электродных потенциалов

1

32

Коррозия металлов и её предупреждение

1

33

Электролиз

1

34

Решение задач

1
Глава 6. Металлы. (13 часов)

35

Общая характеристика и способы
получения металлов.

1

36

Общая характеристика и способы
получения металлов.

1

37

Обзор металлических элементов А – групп.

1

38

1

39

Общий обзор металлических элементов Б –
групп.
Медь,

40

Цинк.

1

41

Титан и хром

1

42

Железо. Никель. Платина

1

43

Сплавы металлов.

1

44

Оксиды и гидроксиды металлов.

1

45

Практическая работа № 2
« Решение экспериментальных. задач по
теме «Металлы»
Обобщение и повторение темы. Решение
задач по теме «Металлы».
Контрольная работа №3

1

46
47

1

1
1

Глава 7. Неметаллы. (7 часов)
48

Обзор неметаллов.

1

Свойства и применение важнейших
неметаллов
Общая характеристика оксидов неметаллов
и кислородсодержащих кислот.
.
Окислительные свойства серной и
азотной кислот
Водородные соединения неметаллов

1

53

Генетическая связь неорганических и
органических веществ.

1

54

1

55

Практическая работа № 6 «Решение
экспериментальных задач по теме
Неметаллы»
Решение задач по теме «Неметаллы»

56

Контрольная работа №4

1

49
50
51
52

1
1
1

1

Глава 7. Химия и жизнь (5 часов)
56

Химия в промышленности. Принципы
химического производства.

1

57

Химико-технологические принципы
промышленного получения металлов.

1

58

Производство стали

1

59

Химия в быту

1

60

Химическая промышленность и
окружающая среда

1

Повторение и обобщение знаний
61

Решение расчетных задач по курсу химии

1

62

Решение расчетных задач по курсу химии

1

63

Подготовка к контрольной работе

1

64

.Итоговая контрольная работа

1

65

Подготовка к итоговой аттестации.

1

66

Решение типовых задач части II (30-35)
Подготовка к итоговой аттестации.
Решение типовых задач части II (30-38)

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 11 класс/ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Гара. Н. Н. Задачник с «помощником». 10 – 11 классы: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. –
Москва: Просвещение, 2013. – 95 с.
Иванова Р. Г. Химия. Программа для 8 – 11 классов общеобразоват.
учреждений / Р. Г. Иванова, А. С. Корощенко. Гуманитарный изд. центр
ВЛАДОС, 2014. – 95 с.;
Козлова В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.
В. Козлова, А. М. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2011. – 79 с.;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок
химии»
http://him.1september.ru Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция
«Химия»
http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry Естественно-научные
эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного
портала http://experiment.edu.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».