Каб.чтение 1 класс 2023-2024г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

•
•
•
•
•

•

•
•
•
•
•

Кабардино-черкесский язык является родным языком и основой духовной
культуры кабардинского народа, проживающего в Кабардино-Балкарской
Республике. Родной язык связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной
программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» для 1–4 классов начального общего образования (далее –
Программа) составляют следующие документы:
Конституция Российской Федерации (ст. 26);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. №317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1ФЗ «О
языках народов Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. №373
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г.
№1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования»;
Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. №28-РЗ;
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 г. №1РЗ «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики»;
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики
«Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» от 17 сентября 2013
г. №249ПП.
Программа разработана для организаций, реализующих программы
начального общего образования, на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по литературному чтению на родном языке, а
также определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на
родном (кабардино-черкесском) языке».
Общая характеристика учебного предмета
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» в рамках
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Содержание учебного предмета направлено на удовлетворение потребности

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

обучающихся в изучении культурного наследия своего народа как средства
познания национальной культуры и самореализации в ней.
В содержании курса предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение к вопросам истории и культуры народа. Программа отражает
социокультурный контекст существования национальной литературы, в
частности те аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность родной литературы.
Связь литературного чтения с другими предметами является важным
фактором развития современного процесса обучения и познавательной
деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают многостороннее
влияние на личность школьника, обеспечивая единство образовательных и
развивающих функций учебного процесса. Включенность литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке в общую систему
обеспечивается содержательными связями с учебными предметами «Родной
(кабардино-черкесский) язык», «Окружающий мир», «ИЗО».
Цель изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» – формирование читательской
компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения
на кабардино-черкесском языке, приемами понимания прочитанного и
прослушанного художественного произведения, знание книг, умение
самостоятельно их выбирать и
оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание школьником
значимости чтения и формирование духовной потребности в нем.
Задачи изучения учебного предмета:
сформировать читательскую и коммуникативную компетентность;
усовершенствовать основные виды речевой деятельности на родном языке
(аудирование, чтение, говорение, письмо);
сформировать читательский кругозор, развить интерес к чтению и книге;
развить познавательные и творческие виды деятельности на основе работы с
художественными текстами на кабардино-черкесском языке;
приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности, в реализации простейших умений работы с разными типами
текстов кабардино-черкесской литературы;
обогатить нравственный опыт младших школьников средствами
кабардинской художественной литературы и фольклора, содержание которых
соответствует ментальности адыгского народа;
сформировать эстетический и художественный вкус, эмоциональную
отзывчивость, представления о добре, дружбе, правдеи ответственности;
сформировать
в
процессе
овладения
этнорегиональным
и
культурологическим материалом чувство гордости за свой народ и свою
многонациональную страну;
воспитать интерес и уважение к адыгской культуре и культуре народов
многонациональной России;
включить обучающихся в процессы познания и преобразования социальной
среды родного края, своего населенного пункта;

• дать более глубокое понимание словесного искусства.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода,
который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
литературоведческой, читательской и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция формирует способность и практическую
готовность обучающихся к общению в соответствии с целью, сферой и
ситуацией; предполагает овладение всеми видами речевой деятельности на
кабардино-черкесском языке с соблюдением требований культуры устной и
письменной речи на уровне реальных возможностей обучающихся младших
классов; предусматривает освоение основных продуктивных способов чтения
и формирование качественного навыка чтения, заключающегося в
правильности, беглости, осознанности, выразительности.
Литературоведческая компетенция формирует совокупность знаний о
кабардино-черкесской литературе в виде представлений о произведениях,
авторах, темах и жанрах детской литературы, обеспечивает понимание
художественного значения литературного произведения, способность
высказать оценочные суждения о художественном своеобразии произведений
и творчестве писателя.
Читательская компетенция формирует знание кабардинских и черкесских
авторов и их произведений в рамках учебного предмета, жанров авторских
произведений; умение выделять главную мысль произведения,
последовательно передавать сюжет, характеризовать героя, разбивать текст на
части; предполагает умение работать с книгой, проявлять читательскую
самостоятельность, расширять свой кругозор.
Культуроведческая компетенция формирует осознание кабардиночеркесской литературы как части национальной культуры, взаимосвязи ее с
историей кабардинцев и черкесов; позволяет уместно использовать правила
адыгского речевого этикета и культуры межнационального общения.
Формирование всех представленных компетенций происходит в процессе
чтения и анализа дидактически отобранных литературных произведений и
является базой для дальнейшей продуктивной учебной деятельности в
старших классах.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском)
языке» содержит следующие разделы:
«Виды речевой и читательской деятельности», в процессе
• освоения которого формируется культура устного и письменного общения
(аудирование, чтение, говорение, письмо);
• «Круг детского чтения», формирующий способностьмотивированного
выбора произведений для чтения, устойчивый интерес обучающегося к
самостоятельной читательской деятельности, компетентность в области
кабардинской детской литературы, соответствующей возможностям детей
младшего школьного возраста;

• «Литературоведческая пропедевтика», позволяющая освоить круг
элементарных
литературоведческих
понятий,
обеспечивающих
первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами
выразительности языка;
• «Творческая деятельность обучающихся» на основе литературных
произведений
– система читательской и речевой деятельности,
обеспечивающая
перенос
полученных
обучающимися
знаний
в
самостоятельную продуктивную художественную творческую деятельность,
включая индивидуальную интерпретацию текста.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 136 часов (по 51
часу во 2, 3 классах, 34 часа в 4 классах).
Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
начинается во 2 классе и продолжается в 3–4 классах, где выделяется 1 час в
неделю в I полугодии и 2 часа в неделю во II полугодии во 2, 3 классах при 34
учебных неделях. В 4 классах выделяется 1 час в неделю.
Образовательные организации вправе увеличить количество часов,
отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке», за счет часов части плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание Программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования в
части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной язык
и литературное чтение на родном языке».
Личностные результаты
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском)
языке» способствует формированию у обучающихся этнического и
национального самосознания, культуры межнационального общения.
В результате освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино- черкесском) языке» у обучающихся будут сформированы:
• осознание единства и разнообразия природы, народов, культур и религий;
• осознание своей этнической идентичности и одновременно принятие себя
как гражданина многонационального государства;
• знания о родной культуре, уважительное отношение к культурам народов России;
• осознание основных морально-нравственных норм своего народа, умение
соотносить их с морально-нравственными нормами других народов
России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• уважительное
отношение к
семейным ценностям,
проявление
доброжелательности, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Выпускник получит возможность для формирования:
• понимания значимости литературного чтения в формировании собственной
культуры и мировосприятия;
• готовности и способности к саморазвитию и к творческому труду через

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

освоение родной литературы как части родной культуры;
осознанных устойчивых нравственно-эстетических чувств, бережного
отношения к природе, к объектам народного достояния через освоение
адыгского детского фольклора и произведений кабардино- черкесских
детских поэтов и писателей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем
ориентирыдействия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила
в планировании и контроле
способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения
и оценку учителей,
одноклассников, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
осуществлять контроль по способу действия и результату;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
словарей, справочников (включая электронные, цифровые), в
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и

•
•
•
•
•
•

•

•
•
•
•
•
•

•

•

оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
осуществлять контроль по способу действия и результату;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные
действия Выпускник научится:
осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
словарей, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в контролируемом пространстве сети
Интернет;
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную
аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро
менять аспект рассмотрения;
соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы,
основываясь на текст; находить аргументы, подтверждающие выводы;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
обобщать базовые предметные и межпредметные понятия, соотносить их с
аналогичными понятиями в курсе литературного чтения на русском языке.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации по родной кабардиночеркесской литературе как части общечеловеческой и национальной культуры
с привлечением электронных ресурсов библиотек и сети Интернет;
применять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме на
родном (кабардинском) языке, владеть общими приемами решения
познавательных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
работать в группе, создавая проекты, сценарии на кабардино-черкесском
литературном языке, инсценируя произведения; принимать участие в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста на
кабардино-черкесском языке, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение других участников в
ходе совместной деятельности и общения с учетом норм адыгского этикета;
• проявлять толерантность к представителям иной этнической культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в
большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя) в
рамках коммуникации как сотрудничества;
• учитывать разные мнения и интересы при обсуждении учебных ситуаций и
обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
позицию и координировать ее с позициями
• аргументировать свою
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции
своей деятельности.
Предметные результаты
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
• Выпускник научится:
• слушать устную речь, выделять из нее нужную информацию; правильно
отвечать на заданные вопросы; участвовать в диалогах, отвечать на вопросы,
соблюдать культуру слушания, придерживаться правил речевого этикета;
• в устной или письменной форме кратко и подробно пересказывать
услышанное / прочитанное произведение или отрывок;
• читать вслух и про себя, владеть умениями ознакомительного, выборочного,
поискового и изучающего чтения;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в
классе, указывать их авторов и названия;
• определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые
части, составлять план текста и использовать его для пересказа,
характеризовать героев произведений, выявлять авторское отношение к
герою;
• читать наизусть (по выбору) до 9–10 стихотворений или отрывки из них;
• аргументированно,
с опорой на текст, высказываться о
литературном произведении или герое;
• использовать
языковыесредства выразительности в
собственном монологическом высказывании (синонимы, антонимы,
сравнения, эпитеты)
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный
лист, оглавление, аннотация, иллюстрации);
• осуществлять самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения
разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка
устного сообщения на определенную тему);
• самостоятельно работать с различными источниками информации
(включая словари и справочники разного направления);
• владеть разными видами рассказывания: повествование (рассказ), описание

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

(пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев),
следуя правилам их построения;
сопоставлять тексты кабардино-черкесской литературы с русской литературой;
воспринимать текст на родном языке не только с опорой на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста.
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности прочитанного или
прослушанного художественного текста, высказывать собственное суждение
о произведении, доказывать и подтверждать его фактами и ссылками на текст;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:
Выпускник научится:
отличать народные произведения от авторских, характеризовать
направление развития художественной культуры от народного творчества
к авторским формам;
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного,
приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
давать расширенную характеристику герою произведения (портрет, речь,
поступки, мысли, отношение автора к герою);
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка, загадка,
пословица);
находить средства художественной выразительности (синонимы,
антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор);
употреблять средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет и др.) в собственной речевой практике;
определять позиции автора и героев художественного текста.
Раздел «Творческая деятельность обучающихся»
Выпускник научится:
интерпретировать тексты литературных произведений
в
своейтворческой деятельности (декламация, инсценирование, драматизация);
осуществлять устное словесное рисование;
создавать собственные тексты сказок, рассказов, стихотворений поаналогии;
выполнять проектные задания с использованием
различных
источников
и способов
переработки информации.
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и / или изменяя его содержание,
например, рассказывать известное литературное произведение от имени
одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

• писать мини-сочинения на тему прочитанного в виде читательских
аннотаций или отзывов;
• создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного / прослушанного произведения;
• создавать проекты с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
• работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
/прослушанное / созданное самостоятельно художественное произведение.
Раздел «Круг детского чтения»
• Выпускник научится:
• осуществлять выбор книги в зависимости от заданной тематики или
по собственному желанию;
• вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной
и внеучебной деятельности, в том числе для планирования круга чтения.
• Выпускник получит возможность научиться:
• работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой;
• самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
произвести оценку достижения обучающимися трех групп результатов
учебного предмета: личностных, метапредметных и предметных и носит
рекомендательный характер.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные
работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения и др.).
Особенности оценки
личностных, метапредметных и предметных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов при получении
начального общего образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение в его эмоционально-положительном отношении к образовательной
деятельности; сформированности основ гражданской идентичности, включая
чувство гордости за Родину, любовь к своему краю, осознание своей
национальной принадлежности, уважение культуры и традиций народов
России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и
сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в
учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в
учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить
в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к
новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых
знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к
совершенствованию своих способностей;

• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений,
способности к решению моральных проблем на основе децентрации
(координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы);
способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки
зрения соблюдения / нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников при получении начального общего
образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат
итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований, результаты которых являются основанием для принятия
управленческих решений при проектировании и реализации региональных
программ развития, программ поддержки образовательной деятельности,
иных программ.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур. Например, в итоговых проверочных работах по предметам или в
комплексных работах на межпредметной основе целесообразно осуществлять
оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства
познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также
опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и
регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено
достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые
трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой
проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки
целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как
взаимодействие с партнером: ориентация на партнера, умение слушать и
слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные
мнения и позиции вотношении объекта, действия, события и др.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий,
овладение которыми имеет определяющее значение для оценки
эффективности всей системы начального образования (например,
обеспечиваемые системой начального образования уровень включенности
обучающихся в учебную деятельность, уровень их учебной
самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в
форме неперсонифицированных процедур.
Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательной деятельности.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов. Основным объектом, содержательной и
критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне
начального общего образования выступают планируемые предметные результаты,
составляющие содержание
блока
«Обучающийся (выпускник) научится»,
включенные в данную Программу. Оценка достижения предметных результатов
ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания,
так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ.

Анэдэлъхубзэмк1э календарнэ-тематическэ план 1 класс
№
1
2

Темэр
Псалъэмакъыр зищIысым щыгъуазэ щIын.
ПычыгъуэмкIэ, ударенэмкIэ гурыIуэгъуэ
Макъзешэхэмрэ макъ дэкIуашэхэмрэ. Сурэтымк1э
псысэ зыхегъэлъхьэн

С.
Махуэр
бж
план
факт
1
05.09.
1

12.09.

3

Макъ а, хьэрф А, а.
Макъзешэ у, хьэрф У, у-хэр.

1

19.09.

4

Макъ м, хьэрф М, м-хэр
Макъ э, хьэрф э Макъ н, хьэрф Н,н.

1

26.09.

5

Макъ н, хьэрф Н,н.
Макъ р,хьэрф Р, р-хэр.
Макъ ж, хьэрф Ж, ж-хэр
Макъ ш, хьэрф Ш, ш-хэр
Макъ ы, хьэрф ы. Макъ й-р, хьэрф Й, й-хэр

1

03.10.

1

10.10.

1

17.10.

Макъ и-р, хьэрф И, и-хэр
Макъ –щ, Хьэрф Щ, щ-хэр
Макъ з,хьэрф З, з-хэр
Макъ с, хьэрф С, с-хэр
Макъ д, хьэрф Д, д-хэр,
Макъ т, хьэрф Т, т-хэр
Макъ л, хьэрф Л, л.
Макъ х, хьэрф Х,х. Макъ к, хьэрф К,к.
Макъ гу, хьэрф Гу, гу-хэр
Макъ ку, хьэрф Ку, ку-хэр
Макъ ху, хьэрф Ху, ху-хэр
Макъ б,хьэрф Б, б-хэр .
Макъ п, хьэрф П, п-хэр
Макъ о,хьэрф О, о-хэр .
Макъ е, хьэрф Е, е-хэр
Макъ хь, хьэрф . Хь, хь-хэр
Макъ I, хьэрф I, I-хэр.
Макъ Iу, хьэрф Iу, Iу-хэр
Макъ жь, хьэрф Жь, жь-хэр
Макъ в,хьэрф В, в-хэр
Макъ ф,хьэрф Ф, ф-хэр
Макъ дж, хьэрф Дж, дж-хэр.
Макъ дз, хьэрф Дз, дз
Макъ я, хьэрф Я, я-хэр

1

24.10.

1

07.11.

1

14.11.

1
1

21.11.
28.11

1
1

05.12.
12.12.

1

19.12.

1

26.12.

1

09.01.

1

16.01.

1

23.01.

1

30.01.

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Макъ лъ, хьэрф Лъ, лъ-хэр.
Макъ къ, хьэрф Къ,къ.
Макъ къу, хьэрф Къу, къу-хэр
Макъ гъ, хьэрф Гъ, гъ-хэр.
Макъ гъ у, хьэрф Гъу,гъу.
Макъ хъ, хьэрф Хъ, хъ-хэр.
Макъ хъу, хьэрф Хъу, хъу.
Макъ кI, хьэрф КI, кI-хэр.
Макъ к1у, хьэрф К1у, к1у-хэр.
Макъ щI, хьэрф ЩI, щI-хэр.
Макъ ф1, хьэрф Ф1,ф1.
Макъ пI, хьэрф ПI, пI-хэр
Макъ ц, хьэрф Ц, ц-хэр
Макъ цI, хьэрф ЦI, цI-хэр
Макъ тI, хьэрф ТI, тI-хэр
Макъ лI, хьэрф ЛI, лI-хэр.
Макъ ч, хьэрф Ч, ч-хэр
Макъ кхъ, хьэрф Кхъ, кхъ-хэр
Макъ кхъу, хьэрф Кхъу,кхъу.
Макъ ю, хьэрф Ю, ю-хэр.
Макъ ё, хьэрф Ё, ё-хэр
Дамыгъэ ь-р,ъ дамыгъэр, ъ зи гъусэ хьэрф зэгуэтхэр.
Макъ э ,хьэрф Э,э
Елбэрд Хь. «Хъумп1эц1эджымрэ Тхьэрыкъуэмрэ».
Жаным Борис «Бажэ ц1ык1у»
Хьэту П. «Балией». Тэтэр Ф. «Хьэндырабгъуэ»
Псори

1

06.02.

1

13.02.

1

27.02.

1

05.03.

1

12.03.

1

19.03.

1

09.04.

1

16.04.

1

23.04.

1

30.04.

1

07.05.

1

14.05.

1
33

21.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».