1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА • • • • • • • • • • • Кабардино-черкесский язык является родным языком и основой духовной культуры кабардинского народа, проживающего в Кабардино-Балкарской Республике. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» для 1–4 классов начального общего образования (далее – Программа) составляют следующие документы: Конституция Российской Федерации (ст. 26); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 3 августа 2018 г. №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1ФЗ «О языках народов Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. №28-РЗ; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 г. №1РЗ «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики»; Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» от 17 сентября 2013 г. №249ПП. Программа разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования, на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению на родном языке, а также определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке». Общая характеристика учебного предмета Программа ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Содержание учебного предмета направлено на удовлетворение потребности • • • • • • • • • • обучающихся в изучении культурного наследия своего народа как средства познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании курса предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к вопросам истории и культуры народа. Программа отражает социокультурный контекст существования национальной литературы, в частности те аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность родной литературы. Связь литературного чтения с другими предметами является важным фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают многостороннее влияние на личность школьника, обеспечивая единство образовательных и развивающих функций учебного процесса. Включенность литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке в общую систему обеспечивается содержательными связями с учебными предметами «Родной (кабардино-черкесский) язык», «Окружающий мир», «ИЗО». Цель изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» – формирование читательской компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения на кабардино-черкесском языке, приемами понимания прочитанного и прослушанного художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание школьником значимости чтения и формирование духовной потребности в нем. Задачи изучения учебного предмета: сформировать читательскую и коммуникативную компетентность; усовершенствовать основные виды речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение, письмо); сформировать читательский кругозор, развить интерес к чтению и книге; развить познавательные и творческие виды деятельности на основе работы с художественными текстами на кабардино-черкесском языке; приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности, в реализации простейших умений работы с разными типами текстов кабардино-черкесской литературы; обогатить нравственный опыт младших школьников средствами кабардинской художественной литературы и фольклора, содержание которых соответствует ментальности адыгского народа; сформировать эстетический и художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, представления о добре, дружбе, правдеи ответственности; сформировать в процессе овладения этнорегиональным и культурологическим материалом чувство гордости за свой народ и свою многонациональную страну; воспитать интерес и уважение к адыгской культуре и культуре народов многонациональной России; включить обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды родного края, своего населенного пункта; • дать более глубокое понимание словесного искусства. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, литературоведческой, читательской и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция формирует способность и практическую готовность обучающихся к общению в соответствии с целью, сферой и ситуацией; предполагает овладение всеми видами речевой деятельности на кабардино-черкесском языке с соблюдением требований культуры устной и письменной речи на уровне реальных возможностей обучающихся младших классов; предусматривает освоение основных продуктивных способов чтения и формирование качественного навыка чтения, заключающегося в правильности, беглости, осознанности, выразительности. Литературоведческая компетенция формирует совокупность знаний о кабардино-черкесской литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детской литературы, обеспечивает понимание художественного значения литературного произведения, способность высказать оценочные суждения о художественном своеобразии произведений и творчестве писателя. Читательская компетенция формирует знание кабардинских и черкесских авторов и их произведений в рамках учебного предмета, жанров авторских произведений; умение выделять главную мысль произведения, последовательно передавать сюжет, характеризовать героя, разбивать текст на части; предполагает умение работать с книгой, проявлять читательскую самостоятельность, расширять свой кругозор. Культуроведческая компетенция формирует осознание кабардиночеркесской литературы как части национальной культуры, взаимосвязи ее с историей кабардинцев и черкесов; позволяет уместно использовать правила адыгского речевого этикета и культуры межнационального общения. Формирование всех представленных компетенций происходит в процессе чтения и анализа дидактически отобранных литературных произведений и является базой для дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» содержит следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», в процессе • освоения которого формируется культура устного и письменного общения (аудирование, чтение, говорение, письмо); • «Круг детского чтения», формирующий способностьмотивированного выбора произведений для чтения, устойчивый интерес обучающегося к самостоятельной читательской деятельности, компетентность в области кабардинской детской литературы, соответствующей возможностям детей младшего школьного возраста; • «Литературоведческая пропедевтика», позволяющая освоить круг элементарных литературоведческих понятий, обеспечивающих первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка; • «Творческая деятельность обучающихся» на основе литературных произведений – система читательской и речевой деятельности, обеспечивающая перенос полученных обучающимися знаний в самостоятельную продуктивную художественную творческую деятельность, включая индивидуальную интерпретацию текста. Место учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 136 часов (по 51 часу во 2, 3 классах, 34 часа в 4 классах). Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке начинается во 2 классе и продолжается в 3–4 классах, где выделяется 1 час в неделю в I полугодии и 2 часа в неделю во II полугодии во 2, 3 классах при 34 учебных неделях. В 4 классах выделяется 1 час в неделю. Образовательные организации вправе увеличить количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке», за счет часов части плана, формируемой участниками образовательных отношений. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание Программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Личностные результаты Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межнационального общения. В результате освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино- черкесском) языке» у обучающихся будут сформированы: • осознание единства и разнообразия природы, народов, культур и религий; • осознание своей этнической идентичности и одновременно принятие себя как гражданина многонационального государства; • знания о родной культуре, уважительное отношение к культурам народов России; • осознание основных морально-нравственных норм своего народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; • уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Выпускник получит возможность для формирования: • понимания значимости литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; • готовности и способности к саморазвитию и к творческому труду через • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • освоение родной литературы как части родной культуры; осознанных устойчивых нравственно-эстетических чувств, бережного отношения к природе, к объектам народного достояния через освоение адыгского детского фольклора и произведений кабардино- черкесских детских поэтов и писателей. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять контроль по способу действия и результату; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей, справочников (включая электронные, цифровые), в планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и • • • • • • • • • • • • • • • оценки для создания нового, более совершенного результата. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять контроль по способу действия и результату; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в контролируемом пространстве сети Интернет; свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения; соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на текст; находить аргументы, подтверждающие выводы; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; обобщать базовые предметные и межпредметные понятия, соотносить их с аналогичными понятиями в курсе литературного чтения на русском языке. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации по родной кабардиночеркесской литературе как части общечеловеческой и национальной культуры с привлечением электронных ресурсов библиотек и сети Интернет; применять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме на родном (кабардинском) языке, владеть общими приемами решения познавательных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: работать в группе, создавая проекты, сценарии на кабардино-черкесском литературном языке, инсценируя произведения; принимать участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста на кабардино-черкесском языке, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой); • адекватно оценивать собственное поведение и поведение других участников в ходе совместной деятельности и общения с учетом норм адыгского этикета; • проявлять толерантность к представителям иной этнической культуры. Выпускник получит возможность научиться: • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя) в рамках коммуникации как сотрудничества; • учитывать разные мнения и интересы при обсуждении учебных ситуаций и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; позицию и координировать ее с позициями • аргументировать свою партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» • Выпускник научится: • слушать устную речь, выделять из нее нужную информацию; правильно отвечать на заданные вопросы; участвовать в диалогах, отвечать на вопросы, соблюдать культуру слушания, придерживаться правил речевого этикета; • в устной или письменной форме кратко и подробно пересказывать услышанное / прочитанное произведение или отрывок; • читать вслух и про себя, владеть умениями ознакомительного, выборочного, поискового и изучающего чтения; • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; • определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа, характеризовать героев произведений, выявлять авторское отношение к герою; • читать наизусть (по выбору) до 9–10 стихотворений или отрывки из них; • аргументированно, с опорой на текст, высказываться о литературном произведении или герое; • использовать языковыесредства выразительности в собственном монологическом высказывании (синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты) • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, оглавление, аннотация, иллюстрации); • осуществлять самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определенную тему); • самостоятельно работать с различными источниками информации (включая словари и справочники разного направления); • владеть разными видами рассказывания: повествование (рассказ), описание • • • • • • • • • • • • • • • • • • • (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев), следуя правилам их построения; сопоставлять тексты кабардино-черкесской литературы с русской литературой; воспринимать текст на родном языке не только с опорой на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Выпускник получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности прочитанного или прослушанного художественного текста, высказывать собственное суждение о произведении, доказывать и подтверждать его фактами и ссылками на текст; составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: Выпускник научится: отличать народные произведения от авторских, характеризовать направление развития художественной культуры от народного творчества к авторским формам; отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; давать расширенную характеристику герою произведения (портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою); различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица); находить средства художественной выразительности (синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы). Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор); употреблять средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет и др.) в собственной речевой практике; определять позиции автора и героев художественного текста. Раздел «Творческая деятельность обучающихся» Выпускник научится: интерпретировать тексты литературных произведений в своейтворческой деятельности (декламация, инсценирование, драматизация); осуществлять устное словесное рисование; создавать собственные тексты сказок, рассказов, стихотворений поаналогии; выполнять проектные задания с использованием различных источников и способов переработки информации. Выпускник получит возможность научиться: вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и / или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; • писать мини-сочинения на тему прочитанного в виде читательских аннотаций или отзывов; • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного / прослушанного произведения; • создавать проекты с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное /прослушанное / созданное самостоятельно художественное произведение. Раздел «Круг детского чтения» • Выпускник научится: • осуществлять выбор книги в зависимости от заданной тематики или по собственному желанию; • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования круга чтения. • Выпускник получит возможность научиться: • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой; • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий произвести оценку достижения обучающимися трех групп результатов учебного предмета: личностных, метапредметных и предметных и носит рекомендательный характер. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов Основное содержание оценки личностных результатов при получении начального общего образования строится вокруг оценки: • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в его эмоционально-положительном отношении к образовательной деятельности; сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за Родину, любовь к своему краю, осознание своей национальной принадлежности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей; • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы. Личностные результаты выпускников при получении начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательной деятельности, иных программ. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговых проверочных работах по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе целесообразно осуществлять оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнером: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции вотношении объекта, действия, события и др. Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень включенности обучающихся в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают планируемые предметные результаты, составляющие содержание блока «Обучающийся (выпускник) научится», включенные в данную Программу. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Анэдэлъхубзэмк1э календарнэ-тематическэ план 1 класс № 1 2 Темэр Псалъэмакъыр зищIысым щыгъуазэ щIын. ПычыгъуэмкIэ, ударенэмкIэ гурыIуэгъуэ Макъзешэхэмрэ макъ дэкIуашэхэмрэ. Сурэтымк1э псысэ зыхегъэлъхьэн С. Махуэр бж план факт 1 05.09. 1 12.09. 3 Макъ а, хьэрф А, а. Макъзешэ у, хьэрф У, у-хэр. 1 19.09. 4 Макъ м, хьэрф М, м-хэр Макъ э, хьэрф э Макъ н, хьэрф Н,н. 1 26.09. 5 Макъ н, хьэрф Н,н. Макъ р,хьэрф Р, р-хэр. Макъ ж, хьэрф Ж, ж-хэр Макъ ш, хьэрф Ш, ш-хэр Макъ ы, хьэрф ы. Макъ й-р, хьэрф Й, й-хэр 1 03.10. 1 10.10. 1 17.10. Макъ и-р, хьэрф И, и-хэр Макъ –щ, Хьэрф Щ, щ-хэр Макъ з,хьэрф З, з-хэр Макъ с, хьэрф С, с-хэр Макъ д, хьэрф Д, д-хэр, Макъ т, хьэрф Т, т-хэр Макъ л, хьэрф Л, л. Макъ х, хьэрф Х,х. Макъ к, хьэрф К,к. Макъ гу, хьэрф Гу, гу-хэр Макъ ку, хьэрф Ку, ку-хэр Макъ ху, хьэрф Ху, ху-хэр Макъ б,хьэрф Б, б-хэр . Макъ п, хьэрф П, п-хэр Макъ о,хьэрф О, о-хэр . Макъ е, хьэрф Е, е-хэр Макъ хь, хьэрф . Хь, хь-хэр Макъ I, хьэрф I, I-хэр. Макъ Iу, хьэрф Iу, Iу-хэр Макъ жь, хьэрф Жь, жь-хэр Макъ в,хьэрф В, в-хэр Макъ ф,хьэрф Ф, ф-хэр Макъ дж, хьэрф Дж, дж-хэр. Макъ дз, хьэрф Дз, дз Макъ я, хьэрф Я, я-хэр 1 24.10. 1 07.11. 1 14.11. 1 1 21.11. 28.11 1 1 05.12. 12.12. 1 19.12. 1 26.12. 1 09.01. 1 16.01. 1 23.01. 1 30.01. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Макъ лъ, хьэрф Лъ, лъ-хэр. Макъ къ, хьэрф Къ,къ. Макъ къу, хьэрф Къу, къу-хэр Макъ гъ, хьэрф Гъ, гъ-хэр. Макъ гъ у, хьэрф Гъу,гъу. Макъ хъ, хьэрф Хъ, хъ-хэр. Макъ хъу, хьэрф Хъу, хъу. Макъ кI, хьэрф КI, кI-хэр. Макъ к1у, хьэрф К1у, к1у-хэр. Макъ щI, хьэрф ЩI, щI-хэр. Макъ ф1, хьэрф Ф1,ф1. Макъ пI, хьэрф ПI, пI-хэр Макъ ц, хьэрф Ц, ц-хэр Макъ цI, хьэрф ЦI, цI-хэр Макъ тI, хьэрф ТI, тI-хэр Макъ лI, хьэрф ЛI, лI-хэр. Макъ ч, хьэрф Ч, ч-хэр Макъ кхъ, хьэрф Кхъ, кхъ-хэр Макъ кхъу, хьэрф Кхъу,кхъу. Макъ ю, хьэрф Ю, ю-хэр. Макъ ё, хьэрф Ё, ё-хэр Дамыгъэ ь-р,ъ дамыгъэр, ъ зи гъусэ хьэрф зэгуэтхэр. Макъ э ,хьэрф Э,э Елбэрд Хь. «Хъумп1эц1эджымрэ Тхьэрыкъуэмрэ». Жаным Борис «Бажэ ц1ык1у» Хьэту П. «Балией». Тэтэр Ф. «Хьэндырабгъуэ» Псори 1 06.02. 1 13.02. 1 27.02. 1 05.03. 1 12.03. 1 19.03. 1 09.04. 1 16.04. 1 23.04. 1 30.04. 1 07.05. 1 14.05. 1 33 21.05.