Каб.чтение 4 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кабардино-черкесский язык является родным языком и основой духовной
культуры кабардинского народа, проживающего в Кабардино-Балкарской
Республике. Родной язык связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной
программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» для 1–4 классов начального общего образования (далее –
Программа) составляют следующие документы:
•
Конституция Российской Федерации (ст. 26);
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
•
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. №317-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1ФЗ
«О языках народов Российской Федерации»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. №373
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г.
№1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования»;
•
Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. №28РЗ;
•
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 г. №1•
РЗ «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики»;
•
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики
•
«Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» от 17
сентября 2013 г. №249ПП.
Программа разработана для организаций, реализующих программы
начального общего образования, на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по литературному чтению на родном языке, а
также определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на
родном (кабардино-черкесском) языке».
Общая характеристика учебного предмета
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» в рамках
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Содержание учебного предмета направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении культурного наследия своего народа как средства
познания национальной культуры и самореализации в ней.
В содержании курса предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение к вопросам истории и культуры народа. Программа отражает
социокультурный контекст существования национальной литературы, в
частности те аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность родной литературы.
Связь литературного чтения с другими предметами является важным
фактором развития современного процесса обучения и познавательной
деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают многостороннее
влияние на личность школьника, обеспечивая единство образовательных и
развивающих функций учебного процесса. Включенность литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке в общую систему
обеспечивается содержательными связями с учебными предметами «Родной
(кабардино-черкесский) язык», «Окружающий мир», «ИЗО».
Цель изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» – формирование читательской
компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения
на кабардино-черкесском языке, приемами понимания прочитанного и
прослушанного художественного произведения, знание книг, умение
самостоятельно их выбирать и
оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание школьником
значимости чтения и формирование духовной потребности в нем.
Задачи изучения учебного предмета:
•
сформировать читательскую и коммуникативную компетентность;
•
усовершенствовать основные виды речевой деятельности на родном
языке (аудирование, чтение, говорение, письмо);
•
сформировать читательский кругозор, развить интерес к чтению и книге;
•
развить познавательные и творческие виды деятельности на основе
работы с художественными текстами на кабардино-черкесском языке;
•
приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности, в реализации простейших умений работы с разными типами
текстов кабардино-черкесской литературы;
•
обогатить нравственный опыт младших школьников средствами
кабардинской художественной литературы и фольклора, содержание которых
соответствует ментальности адыгского народа;
•
сформировать эстетический и художественный вкус, эмоциональную
отзывчивость, представления о добре, дружбе, правдеи ответственности;
•
сформировать
в
процессе
овладения
этнорегиональным
и
культурологическим материалом чувство гордости за свой народ и свою
многонациональную страну;
•
воспитать интерес и уважение к адыгской культуре и культуре народов
многонациональной России;
•
включить обучающихся в процессы познания и преобразования

социальной среды родного края, своего населенного пункта;
•
дать более глубокое понимание словесного искусства.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода,
который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
литературоведческой, читательской и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция формирует способность и практическую
готовность обучающихся к общению в соответствии с целью, сферой и
ситуацией; предполагает овладение всеми видами речевой деятельности на
кабардино-черкесском языке с соблюдением требований культуры устной и
письменной речи на уровне реальных возможностей обучающихся младших
классов; предусматривает освоение основных продуктивных способов чтения
и формирование качественного навыка чтения, заключающегося в
правильности, беглости, осознанности, выразительности.
Литературоведческая компетенция формирует совокупность знаний о
кабардино-черкесской литературе в виде представлений о произведениях,
авторах, темах и жанрах детской литературы, обеспечивает понимание
художественного значения литературного произведения, способность
высказать оценочные суждения о художественном своеобразии произведений
и творчестве писателя.
Читательская компетенция формирует знание кабардинских и черкесских
авторов и их произведений в рамках учебного предмета, жанров авторских
произведений; умение выделять главную мысль произведения,
последовательно передавать сюжет, характеризовать героя, разбивать текст на
части; предполагает умение работать с книгой, проявлять читательскую
самостоятельность, расширять свой кругозор.
Культуроведческая компетенция формирует осознание кабардиночеркесской литературы как части национальной культуры, взаимосвязи ее с
историей кабардинцев и черкесов; позволяет уместно использовать правила
адыгского речевого этикета и культуры межнационального общения.
Формирование всех представленных компетенций происходит в процессе
чтения и анализа дидактически отобранных литературных произведений и
является базой для дальнейшей продуктивной учебной деятельности в
старших классах.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском)
языке» содержит следующие разделы:
«Виды речевой и читательской деятельности», в процессе
•
освоения которого формируется культура устного и письменного
общения (аудирование, чтение, говорение, письмо);
«Круг детского чтения», формирующий способностьмотивированного
•
выбора произведений для чтения, устойчивый интерес обучающегося к
самостоятельной читательской деятельности, компетентность в области
кабардинской детской литературы, соответствующей возможностям детей

младшего школьного возраста;
•
«Литературоведческая пропедевтика», позволяющая освоить круг
элементарных
литературоведческих
понятий,
обеспечивающих
первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами
выразительности языка;
«Творческая деятельность обучающихся» на основе литературных
•
произведений
– система читательской и речевой деятельности,
обеспечивающая
перенос
полученных
обучающимися
знаний
в
самостоятельную продуктивную художественную творческую деятельность,
включая индивидуальную интерпретацию текста.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 136 часов (по 51
часу во 2, 3 классах, 34 часа в 4 классах).
Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
начинается во 2 классе и продолжается в 3–4 классах, где выделяется 1 час в
неделю в I полугодии и 2 часа в неделю во II полугодии во 2, 3 классах при 34
учебных неделях. В 4 классах выделяется 1 час в неделю.
Образовательные организации вправе увеличить количество часов,
отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке», за счет часов части плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание Программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования в
части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной язык
и литературное чтение на родном языке».
Личностные результаты
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском)
языке» способствует формированию у обучающихся этнического и
национального самосознания, культуры межнационального общения.
В результате освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино- черкесском) языке» у обучающихся будут сформированы:
•
осознание единства и разнообразия природы, народов, культур и религий;
•
осознание своей этнической идентичности и одновременно принятие
себя как гражданина многонационального государства;
•
знания о родной культуре, уважительное отношение к культурам народов
России;
•
осознание основных морально-нравственных норм своего народа,
умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов
России;
•
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
•
уважительное
отношение к
семейным ценностям,
проявление
доброжелательности, понимания и
сопереживания чувствам других людей.

Выпускник получит возможность для формирования:
•
понимания значимости литературного чтения в формировании
собственной культуры и мировосприятия;
•
готовности и способности к саморазвитию и к творческому труду через
освоение родной литературы как части родной культуры;
•
осознанных устойчивых нравственно-эстетических чувств, бережного
отношения к природе, к объектам народного достояния через освоение
адыгского детского фольклора и произведений кабардино- черкесских
детских поэтов и писателей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
•
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
•
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной
•
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила
в планировании и контроле
•
способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности;
•
оценивать правильность выполнения действия;
•
адекватно воспринимать предложения
и оценку учителей,
•
одноклассников, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
•
вносить необходимые коррективы в действие после завершения на
•
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
•
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия
•
в новом учебном материале;
осуществлять контроль по способу действия и результату;
•
оценивать правильность выполнения действия и вносить
•
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и
в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для
•
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, словарей, справочников (включая электронные, цифровые), в
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
•
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
•
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности;
•
оценивать правильность выполнения действия;
•

адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителей,
•
одноклассников, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
•
вносить необходимые коррективы в действие после завершения на
•
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия
•
в новом учебном материале;
осуществлять контроль по способу действия и результату;
•
оценивать правильность выполнения действия и вносить
•
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и
в конце действия.
Познавательные универсальные учебные
действия Выпускник научится:
осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для
•
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, словарей, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в контролируемом пространстве
сети Интернет;
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную
•
аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро
менять аспект рассмотрения;
соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи,
•
не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы,
основываясь на текст; находить аргументы, подтверждающие выводы;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
•
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•
обобщать базовые предметные и межпредметные понятия, соотносить
их с аналогичными понятиями в курсе литературного чтения на русском
языке.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации по родной кабардиночеркесской литературе как части общечеловеческой и национальной культуры
с привлечением электронных ресурсов библиотек и сети Интернет;
•
применять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме на родном (кабардинском) языке, владеть общими приемами решения
познавательных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:
•
работать в группе, создавая проекты, сценарии на кабардиночеркесском литературном языке, инсценируя произведения; принимать
участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста
на
кабардино-черкесском
языке,
строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
•
адекватно оценивать собственное поведение и поведение других
участников в ходе совместной деятельности и общения с учетом норм
адыгского этикета;
•
проявлять толерантность к представителям иной этнической культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе,
•
в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя) в
рамках коммуникации как сотрудничества;
учитывать разные мнения и интересы при обсуждении учебных
•
ситуаций и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать свою
позицию и координировать ее с позициями
•
партнеров в
адекватно использовать речевые средства для эффективного
•
решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
•
Выпускник научится:
•
слушать устную речь, выделять из нее нужную информацию; правильно
отвечать на заданные вопросы; участвовать в диалогах, отвечать на вопросы,
соблюдать культуру слушания, придерживаться правил речевого этикета;
•
в устной или письменной форме кратко и подробно пересказывать
услышанное / прочитанное произведение или отрывок;
•
читать вслух и про себя, владеть умениями ознакомительного,
выборочного, поискового и изучающего чтения;
•
представлять содержание основных литературных произведений,
изученных в классе, указывать их авторов и названия;
•
определять тему и главную мысль произведения, делить текст на
смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа,
характеризовать героев произведений, выявлять авторское отношение к
герою;
•
читать наизусть (по выбору) до 9–10 стихотворений или отрывки из них;
•
аргументированно,
с опорой на текст, высказываться о
литературном произведении или герое;
•
использовать
языковые средства выразительности в
собственном монологическом высказывании (синонимы, антонимы,
сравнения, эпитеты)
•
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название,
титульный лист, оглавление, аннотация, иллюстрации);
•
осуществлять самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью

решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку,
подготовка устного сообщения на определенную тему);
•
самостоятельно работать с различными источниками информации
(включая словари и справочники разного направления);
•
владеть разными видами рассказывания: повествование (рассказ),
описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог
героев), следуя правилам их построения;
•
сопоставлять тексты кабардино-черкесской литературы с русской
литературой;
•
воспринимать текст на родном языке не только с опорой на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста.
•
Выпускник получит возможность научиться:
•
осмысливать эстетические и нравственные ценности прочитанного или
прослушанного художественного текста, высказывать собственное суждение
о произведении, доказывать и подтверждать его фактами и ссылками на текст;
•
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:
Выпускник научится:
•
отличать народные произведения от авторских, характеризовать
направление развития художественной культуры от народного творчества
к авторским формам;
•
отличать на практическом уровне прозаический текст от
стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
•
давать расширенную характеристику герою произведения (портрет,
речь, поступки, мысли, отношение автора к герою);
•
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка,
загадка, пословица);
•
находить средства художественной выразительности (синонимы,
антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы).
Выпускник получит возможность научиться:
•
воспринимать художественную литературу как вид искусства,
приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
•
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор);
•
употреблять средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет и др.) в собственной речевой практике;
•
определять позиции автора и героев художественного текста.
Раздел «Творческая деятельность обучающихся»
Выпускник научится:
•
интерпретировать тексты литературных произведений
в
своейтворческой деятельности (декламация, инсценирование, драматизация);
•
осуществлять устное словесное рисование;
•
создавать собственные тексты сказок, рассказов, стихотворений
поаналогии;

•

выполнять проектные задания с использованием различных
источников
и способов
переработки информации.
Выпускник получит возможность научиться:
•
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и / или изменяя его содержание,
например, рассказывать известное литературное произведение от имени
одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
•
писать мини-сочинения на тему прочитанного в виде читательских
аннотаций или отзывов;
•
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного / прослушанного произведения;
•
создавать проекты с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
•
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
/прослушанное / созданное самостоятельно художественное произведение.
Раздел «Круг детского чтения»
•
Выпускник научится:
•
осуществлять выбор книги в зависимости от заданной тематики
или по собственному желанию;
•
вести список прочитанных книг с целью использования его в
учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования
круга чтения.
•
Выпускник получит возможность научиться:
•
работать с тематическим каталогом;
•
работать с детской периодикой;
•
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Планируемые предметные результаты

4 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
• разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;
• устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
• воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
• пересказывать содержание основных литературных произведений,
изученных в классе, называть их авторов;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или
герое, подтверждать высказывание фрагментами или отдельными
строчками из произведения;
• использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;
• самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных
задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного
сообщения на определенную тему);
• общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о
героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения
одноклассников;
• читать наизусть 8–10 стихотворений разных авторов (по выбору);
• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в

тексте произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно
пополнять активный словарный запас;
• самостоятельно работать с разными источниками информации
(включая словари и справочники разного направления).
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно читать несколько детских журналов и пересказывать их
основное содержание (на уровне рубрик); составлять аннотацию на отдельное
произведение и на сборникипроизведений.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
• представлять направление движения художественной литературы:от
народного творчества к авторским формам;
• рассказывать кратко о писателях, чьи произведения изучены в рамках
программы;
• отличать народные произведения от авторских;
• использовать изученные средства выразительности языка при
характеристике героев / персонажей;
• выделять в тексте эпизоды,
сопоставлять их. Выпускник получит
возможность научиться:
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом
стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя / поэта / художника в
создании художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства
(литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на
основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия
мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и
переживаний).
Раздел «Творческая деятельность обучающихся»
Выпускник научится:
• создавать собственные мини-сочинения, рассказы на заданную тему и
делиться личными впечатлениями;
• выполнять проектные работы.
Выпускник получит возможность научиться:
 переводить художественные тексты небольшого объема с кабардинского
языка на русский и наоборот, с сохранением жанра и стиля;
 выражать
свое понимание смысла и настроения, переданного в
художественном тексте, на картине / иллюстрации, в танце или исполнении
музыкального произведения;
 использовать при интерпретации текстов художественных произведений
компетенции, сформированные на уроках родного языка, музыки,
изобразительного искусства, технологии, а также во внеурочной
деятельности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает

комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
произвести оценку достижения обучающимися трех групп результатов
учебного предмета: личностных, метапредметных и предметных и носит
рекомендательный характер.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные
работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения и др.).
Особенности оценки
личностных, метапредметных и предметных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов при получении
начального общего образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение в его эмоционально-положительном отношении к образовательной
деятельности; сформированности основ гражданской идентичности, включая
чувство гордости за Родину, любовь к своему краю, осознание своей
национальной принадлежности, уважение культуры и традиций народов
России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и
сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в
учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в
учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить
в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к
новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых
знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к
совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических
суждений, способности к решению моральных проблем на основе
децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной
дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с
точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников при получении начального общего
образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат
итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований, результаты которых являются основанием для принятия
управленческих решений при проектировании и реализации региональных
программ развития, программ поддержки образовательной деятельности,
иных программ.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур. Например, в итоговых проверочных работах по предметам или в
комплексных работах на межпредметной основе целесообразно осуществлять
оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства

познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также
опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и
регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено
достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые
трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой
проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки
целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как
взаимодействие с партнером: ориентация на партнера, умение слушать и
слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные
мнения и позиции вотношении объекта, действия, события и др.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий,
овладение которыми имеет определяющее значение для оценки
эффективности всей системы начального образования (например,
обеспечиваемые системой начального образования уровень включенности
обучающихся в учебную деятельность, уровень их учебной
самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в
форме неперсонифицированных процедур.
Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательной деятельности.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся
планируемых
результатов.
Основным
объектом,
содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников на уровне начального общего образования выступают
планируемые предметные результаты, составляющие содержаниеблока
«Обучающ
промежуточного
оценивания, так и в ходе
выполнения
итоговых проверочных работ.
Примерные критерии оценивания достижений обучающихся
Оценивание навыка чтения
(темп, способ, правильность, понимание)
4 класс
Отметка «5» ставится, если обучающийся читает целыми словами со
скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту про
себя; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставлять
факты и делать выводы; может составлять рассказ о герое по плану, выбрав
для этого необходимые части прочитанного текста, высказывает свое мнение
о прочитанном.
Отметка «4» ставится, если обучающийся читает целыми словами со
скоростью не меньше 55 слов в минуту вслух и больше 70 слов про себя; при
формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя;
может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет
высказывать свое мнение о прочитанном.
Отметка «3» ставится, если обучающийся читает целыми словами со
скоростью не менее 50 слов в минуту вслух и не меньше 60 слов про себя;
определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется

в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану,
предложенному учителем; понимает содержание произведения и может
ответить на вопросы (иногда – с помощью учителя).
Отметка «2» ставится, если обучающийся не выполняет требования,
установленные для отметки «3».
Оценивание навыка говорения
При оценивании говорения различаются критерии оценивания устных
монологических высказываний и участия в диалогической речи.
Оценивание монологического высказывания
Отметка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно строит
последовательный, полный текст, учитывает коммуникативную задачу,
выражает свое мнение, определенным образом аргументирует разные взгляды
на проблему; работа отличается богатством словаря, грамматической
правильностью.
Отметка «4» ставится, если обучающийся самостоятельно создает
достаточно полный, связный, с элементами самостоятельных суждений текст,
удачно подбирает лексические средства, но в тексте имеются недостатки,
например: отклонение от темы, незначительное нарушение
последовательности ее изложения, не аргументируется главная мысль и т. д.
Отметка «3» ставится, если обучающийся создает недостаточно полный по
объему текст, характеризующийся неполнотой и поверхностностью
раскрытия темы, нарушением последовательности изложения, не всегда
точным подбором слов и ошибками в языковом оформлении.
Отметка «2» ставится, если обучающийся строит лишь отдельные
фрагменты высказывания, лексика и грамматическое строение речи бедны и
однообразны; по объему высказывание не является завершенным текстом,
отсутствует последовательность изложения, пропущены фрагменты, важные
для понимания основной мысли.
Оценивание диалогической речи
Отметка «5» ставится, если обучающийся включается в диалог на заданную
тему, демонстрируя надлежащий уровень речевой культуры, умеет
формулировать мысли, обосновывая собственную позицию, проявляет
готовность внимательно и доброжелательно выслушать собеседника, давая
ему возможность высказаться, придерживается правил речевого этикета;
структура диалога, языковое оформление реплик обычно отвечают нормам.
Отметка «4» ставится, если диалогическая речь обучающегося в целом
отвечает критериям оценки «5», но есть недостатки: встречаются отклонения
от темы, ошибки в языковом оформлении реплик.
Отметка «3» ставится, если обучающийся принимает участие в диалоге, в
основном достигает цели общения, тем не менее реплики недостаточно
удачны, поскольку не учитывается надлежащим образом ситуация общения,
нет последовательности, доказательности; обучающийся допускает немало
ошибок при подборе слов, построении предложений, их интонировании.
Отметка «2» ставится, если у обучающегося возникают значительные
трудности в поддержании диалога: на элементарные вопросы он большей

частью отвечает короткими репликами, которые содержат недостатки разного
характера; обучающемуся тяжело достичь коммуникативной цели.
Оценивание навыка аудирования
При оценивании аудирования проверяется способность обучающегося
понимать содержание прослушанного текста, умение выделять тему,
основную мысль, кратко передавать основное содержание услышанного
текста и отвечать на вопросы по содержанию.
Отметка «5» ставится, если цель аудирования достигнута полностью:
обучающийся понимает основное содержание прослушанного текста, в
полном объеме отвечает на вопросы, выделяет тему, основную мысль, умеет
кратко передать основное содержание на кабардинском языке; перечисляет
основные факты в той последовательности, в которой они даны в тексте.
Отметка «4» ставится, если цель аудирования в целом достигнута, но
имеются некоторые недостатки: обучающийся понимает основное содержание
текста, но допускает 1–2 ошибки при ответах на вопросы, допускает 1–2
ошибки в умении отделять главное от второстепенного; передает основное
содержание текста, но затрудняется при делении текста насмысловые части.
Отметка «3» ставится, если цель аудирования достигнута частично:
обучающийся частично понимает содержание текста, но испытывает
трудности в определении основной мысли и в передаче содержания текста.
Отметка «2» ставится, если задание не выполнено, цель аудирования не
достигнута: тема и содержание не поняты, информация на слух почти не
воспринимается.
Оценивание навыка чтения наизусть
Отметка «5» ставится, если обучающийся твердо знает стихотворение
наизусть и без подсказок, выразительно читает его.
Отметка «4» ставится, если обучающийся знает стихотворение наизусть, но
допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет
допущенные неточности.
Отметка «3» ставится, если обучающийся читает текст наизусть, но при этом
обнаруживается нетвердое его усвоение.
Отметка «2» ставится, если обучающийся при чтении нарушает
последовательность, не полностью воспроизводит текст.
Оценивание тестовых заданий
Отметка «5» ставится, если все задания выполнены
правильно; Отметка «4» ставится, если правильно
выполнены 2/3 части заданий; Отметка «3» ставится,
если правильно выполнена половина заданий;
Отметка «2» ставится, если правильно выполнена 1/3 часть заданий,либо
тестовые задания не выполнены целиком.
Оценивание проектной работы
Проектная работа оценивается по 10 критериям (по 1 баллу за каждый):
•
грамотность речи (устной и письменной);
•
умение обосновывать выбор материала;
•
лаконичность представления материала;
•
логичность построения текста презентации;
•
умелое владение текстом проекта;

•
умение дать аргументированные ответы на вопросы;
•
выразительность выступления;
•
умение сделать выводы, выразить собственную позицию и обосновать ее;
•
умение привести примеры для подтверждения выводов;
•
знание источников информации.
Критерии оценивания проектной работы:
отметка «5» ставится, если обучающийся набрал
8–10 баллов; отметка «4» ставится, если
обучающийся набрал 5–7 баллов; отметка «3»
ставится, если обучающийся набрал 3–4балла;
отметка «2» ставится, если обучающийся набрал
1–2 балла.
Оценивание сочинений
Примерный объем сочинений в 3-4 классах – от 0,5 до 1 страницы, это
примерно 4-5 предложений (30-50) слов в 3 классе и 7-8 предложений (55-70
слов) в 4 классе.
Во втором и третьем классах за сочинение выставляется одна оценка – за
содержание.
При проверке сочинений в 4 классе учитель ставит две отметки: за
содержание, речевое оформление и за грамотность.
Учитывая, что работа над сочинением в начальной школе носит обучающий
характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за контрольные
сочинения в конце 4 класса.
Оценка за содержание, речевое оформление.
Отметка «5» ставится за сочинение, в котором полностью раскрыта тема,
определена и выражена основная мысль. Предложения построены в
соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова.
Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто
содержание,
соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе
допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы,
нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается
наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).
Оценка за грамотность.
• Отметка «5» – допускается несколько исправлений;
• Отметка «4» –допускаются 3орфографические ошибки, 1пунктуационная;
• Отметка «3» – допускаются 4-6 орфографических и 2 пунктуационныеошибки;
• Отметка «2» за работу
не ставится, но при этом все ошибкии
справляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.
Оценивание пересказа
Отметка «5» ставится, если пересказ самостоятельный, последовательный,
без пропусков главного (подробно, кратко, или по плану), даны правильные
ответы на вопросы, ответ на вопрос подкреплен чтением соответствующих
отрывков, отсутвуют речевые ошибки.
Отметка «4» ставится, если обучающийся допускает 1–2 ошибки,
неточности, сам исправляет их, отсутвуют речевые ошибки.

Отметка «3» ставится, если обучающийся пересказывает текст при помощи
наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание
прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не может передать содержание
прочитанного.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс
Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество) Сказки «ЛIымрэ
жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»), «Мыщэ и
къуэ Батыр» («Батыр – сын Медведя»), «Хэт и хъупIэ?» («Чье пастбище?»).
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»)
Карданов Б. Рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Малаева Ф. Рассказ
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ» («Пора листопада»). Тхагазитов З. Стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»). Хакунов И. Стихотворение
«Бжьыхьэркъихьащ» («Наступила осень»). Кагермазов Б. Рассказ «Iэмал»
(«Способ»).
«ЩIымахуэ» («Зима»)
Налоев З. Рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). Оразаев А. Стихотворение
«ЩIымахуэ» («Зима»). Журтов Б. Рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Кагермазов
Б. Стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Малаева Ф. Рассказ
«ЩIымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). Озов М. Рассказ
«Джэгунми пIалъэ иIэщ» («И у отдыха есть пора»). «Зэныбжьэгъуныгъэ»
(«Дружба»)
Налоев З. Рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Бозиев Л. Рассказ «ТIум тIу
хэплъхьэмэ» («К двум
прибавить два»). Кармоков Х. «Ныбжьэгъу уиIэну ухуеймэ» («Если хочешь
иметь друзей»). Шекихачев Х. Рассказ «Сыт джэдум шха енэужь
зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот умывается после еды?»). Кагермазов Б.
Стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).
«Ди Хэкур» («Наша Родина»)
Бозиев Л. Рассказ «Хъерлы зыгъэпIейтейр» («Беспокойство Херлы»). Хахов
С. Рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Ашижев Б. Рассказ
«Сыадыгэщ» («Я – черкес»). Ханфенов А. Стихотворение «Сэ Хэку, уэращ си
гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Гедгафов Б. Стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля отцов»).
«Гъатхэ» («Весна»)
Шогенцуков А. Стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Губжоков Л.
Стихотворение «Гъатхэпэ» («Март»). Шогенцуков А. Рассказ «Гъатхэ
теплъэгъуэхэр» («Весенние зарисовки»). Мукожев А. Стихотворение «Анэ»
(«Мать»).
«Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»)
Шомахов А. Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашел свою
мать»). Бицуев А. Стихотворение «Сурэт» («Фотография»). Налоев З. Рассказ
«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).
«Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»)
Балкизов Б. Стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть деревце»).

Журт Б. Рассказ
«Мэзым» («В лесу»). Баксанова Ф. Рассказ
«Письмо» («Письмо»). Куантов А. Рассказ «Щыхь хьэщIэ». («Олень в
гостях»). По Кармокову Х. Рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
«Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»)
Кодзоков Х. Рассказ «Блулэ» («Блула»). Кажаров Х. Стихотворение
«Къалэдэс» («Горожанин»). Понежев Х. Рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие
корни»). Гяургиев Х. Рассказ «Нэмыс» («Пристойность»). Утижев Б
Стихотворение «КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).
«Гъэмахуэ» («Лето»)
Ацканов Р. Стихотворение «БжьаIуэм» («На пасеке»). Кунижева Х.
Стихотворение
«МэракIуэхьэ» («За ягодами»). Тхамоков Б. Рассказ «Гъэмахуэ» («Лето»). Сонов
А. Стихотворение
«Пшэ цIыкIу» («Облачко»).Скребицкий Г. Рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов
кукушки») (пер. Малаевой Ф.).
Список произведений, рекомендованных для внеклассного чтения и заучивания
наизусть.
4 класс
Внеклассное чтение
Сказка «КъуийцIыкIу иныжьым зэрыхуэлэжьар». («Как Куйцук на
одноглазого великана работал»). Хаупа Дж. Стихотворение «Бжьыхьэ
(«Осень»). Шогенов С. Стихотворение «ЩIымахуэ пщэдджыжь» («Зимнее
утро»). Ацканов Р. Рассказ «ДыгъэцIыкIу» («Солнышко»). Сонов А.
Стихотворение «Шагъдий» («Шагди»). Хагундоков Р. Стихотворение
«Лэгъупыкъу» («Радуга»). Из нартского эпоса «Сосрыкъуэ мафIэр
къызэрихьыжар» («Как Сосруко вернул нартам огонь»). Малаева Ф. Рассказ
«Гущэ къуапэ» («Люлька»). Для заучивания наизусть
Тхагазитов З. Стихотворение «Бжьыхьэпэ» («Начало осени»). Оразаев А.
Стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Кагермазов Б. Стихотворение «ИлъэсыщIэ»
(«Новый год»). Гедгафов Б. Стихотворение
«Адэжь щIыналъэ» («Родина»). Шогенцуков А. Стихотворение «Гъатхэ»
(«Весна»). Мукожев А. Стихотворение «Анэ» («Мама»). Балкизов Б.
Стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу». («Есть у меня деревце»). Кажаров Х.
Стихотворение «Къалэдэс» («Городской»)

Анэдэлъхубзэмк1э календарнэ-тематическэ план 4 класс (сыхь.34)
№
Темэр
с/б
Махуэр
план факт
Адыгэ 1уэры1уатэ (5)
1
Нэщэнэхэр. Къуажэхьхэр. Псынщ1эрыпсалъэхэр
1
2
Псысэхэр. «Мыщэ и къуэ Батыр»
1
3
«Л1ымрэ жыгымрэ». «Пц1ащхъуэ ц1ык1у»
1
4
Таурыхъхэр. «Щ1алэм и насып»
1
5
Хъыбархэр. «Бэдынокъуэчынтымзэрезэуар».
1
«Андемыркъан и хъыбар»
Бжьыхьэ (2)
6
Гъубжокъуэ Л. «Бжьыхьэ»
1
7
Тхьэгъэзит З. «Бжьыхьэк1э»
1
Щ1ымахуэ (3)
8
Нало З. «Щ1ымахуэ»
1
9
Щоджэнц1ык1у А. «Щ1ымахуэ». Абыт1э В.
1
«Щ1ымахуэ»
10 Классщ1ыб еджэныгъэ«Щ1ымахуэ»
1
Дапщэщищапхъэущыт (5)
11 Адзын М. «Си щ1алэ»
1
12 К1уант1э 1эзид «Гулъытэ»
1
13 КъуэдзокъуэХьэсэн «Блулэ»
1
14 Щоджэнц1ык1у А. «Щ1эблэм папщ1э уэрэд»
1
15 Хьэхъупащ1э А. «Нэлат»
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Нэгумэ Ш. «Ижьзэманымадыгэхэм я псэук1ар»
ХьэхСэфэрбий«Дэшхуейтхьэмпэ»
Бозий Л. «Хъерлы зыгъэп1ейтейр»
Классщ1ыб еджэныгъэ «Си Хэку»
Гъатхэ (3)
Тхьэгъэзит З. «Гъэрэ щ1ырэ»
Нало З. «Гъатхэ»
Классщ1ыб еджэныгъэ«Гъатхэ»
Гъэунэхуныгъэинхэм я зэман (5)
К1ыщокъуэ А.«Жыр пы1э»
Нало З. «Бжьыхьэмэзымкъыщыхъуар»
Щомахуэ А.«Мишэ и анэркъигъуэтыжащ»
Бозий Л. «Лонэ и зымахуэ»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Тхьэгъэзит З. «Уэдыгъэу уди1энщ»
Дыкъэзыухъуреихьдунейр (4)
Къагъырмэс Б. «Жыглъэдакъэ»
ХьэхСэфэрбий «Мэзым»
ГъубжокъуэЛиуан «Пц1ащхъуэ»
Шэджыхьэщ1э Хьэмыщэ «К1эпхъ»
Лэжьыгъэм ц1ыхур егъэбжьыф1э (2)
К1ыщокъуэ А. «Къуэ». 48
«Лэжьыгъэм емык1у
хэлъкъым» (хъыбар)
Нало З. «Удзгъэк1», Щомахуэ А. «Космос»
Гъэмахуэ (1)
К1ыщокъуэ А. «Гъэмахуэуэшх». Тхьэмокъуэ Б.
«Гъэмахуэ».

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».