Окружающий мир 3 класс

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,

фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
III.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;

определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия
в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а
также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;


признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании









краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять
правила
совместной
деятельности:
справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и
своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с
богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
 различать расходы и доходы семейного бюджета;
 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
 проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты
с
природными
объектами
с
использованием
простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;




















сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе
для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать
выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно
использовать
персональные
данные
в
условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении
в мессенджерах.

IV.Тематическое планирование
№
п/
п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина Российская
Федерация

1.2

Семья коллектив
близких.
Родных
людей.

2

1.3

Страны и
народы мира.

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
14

https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

20

Раздел 2. Человек и природа
Методы
изучения
природы.
2.1
Разнообразие
11
веществ в
окружающем
мире.
2.2

Бактерии,
грибы и их
разнообразие

2.3

Разнообразие
растений

2.4

Разнообразие
животных

7

2.5

Природные
сообщества

3

2.6

Человек часть природы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
7

https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e

4

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый
образ жизни

3.2

Правила
безопасного
поведения
пассажира.
Безопасность в
сети Интернет

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Библиотека ЦОК
5

https://m.edsoo.ru/7f4116e
4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

0

V.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

1

Безопасная
информационная
среда

2

Методы изучения
природы:
наблюдения,
сравнения,
измерения, опыты
и эксперименты.
Материки и
океаны, части
света: картины
природы

1

08.09.2023

3

Бактерии –
мельчайшие
одноклеточные
живые существа

1

11.09.2023

4

Естественные
природные
сообщества: лес,
луг, водоём

1

15.09.2023

5

Искусственные
природные
сообщества,
созданные
человеком - пруд,
поле, парк, огород

1

18.09.2023

6

Культура,
традиции народов
России. Уважение
к культуре,
традициям,
истории разных
народов и своего
народа

1

25.09.2023

7

Природные

1

22.09.2023

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

04.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40f9fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40ff74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
41330e

сообщества
родного края –
два-три примера
на основе
наблюдения
Библиотека ЦОК

8

Что такое
общество?

1

29.09.2023

9

Наша Родина Российская
Федерация
Государственная
символика РФ.
Уважение к
государственным
символам России

1

02.10.2023

10

Родной край –
малая родина.
Российская
Федерация

1

06.10.2023

11

Условия,
необходимые для
жизни животных:
воздух, вода,
тепло, пища (среда
обитания) –
обобщение на
основе
результатов
наблюдений и
работы с
информацией

1

09.10.2023

12

Труд жителей
региона.
Профессии,
связанные с
трудом в
учреждениях
образования и
культуры

1

13.10.2023

13

Твёрдые вещества,
жидкости, газы.

1

16.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8
4123aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8

Определение
свойств твердых
веществ,
жидкостей и газов

40c7ca

14

Воздух как смесь
газов. Значение
воздуха для жизни
флоры, фауны,
человека. Охрана
воздуха

15

Разнообразие
веществ в
природе. Примеры
веществ (соль,
сахар, вода,
природный газ):
узнавание,
называние,
краткая
характеристика

1

16

Вода как
вещество.
Определение
свойств воды в
ходе практической
работы

1

17

Распространение
воды в природе:
водоёмы, реки.
Круговорот воды в
природе

18

Значение воды для
жизни живых
организмов и
хозяйственной
деятельности
людей. Охрана
воды

19

Почва, её состав.
Значение для
живой природы

1

13.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40da26

20

Разнообразие

1

17.11.2023

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

23.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40d328

Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40c392

Библиотека ЦОК
1

27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40cb62

Библиотека ЦОК
1

06.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40ce78

Библиотека ЦОК
1

10.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40d03a

Библиотека ЦОК

растений:
зависимость
внешнего вида от
условий и места
обитания

https://m.edsoo.ru/f8
40df26

21

Растения родного
края: названия и
краткая
характеристика
(на основе
наблюдения)

22

Растение как
живой организм

1

24.11.2023

23

Как растения
размножаются?

1

27.11.2023

24

Развитие растения
от семени до
семени (по
результатам
практических
работ)

25

Условия роста и
развития растения
(по результатам
наблюдений).
Бережное
отношение
человека к
растениям

1

04.12.2023

26

Жизнь животных
в разные времена
года. Разнообразие
животных

1

08.12.2023

27

Особенности
питания
животных. Цепи
питания

28

Размножение и
развитие рыб,
птиц, зверей

Библиотека ЦОК
1

20.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40e282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40e41c

Библиотека ЦОК
1

1

01.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40e6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40ea16

Библиотека ЦОК
1

11.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40ea16

Библиотека ЦОК
1

15.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40ebe2

29

Роль животных в
природе и жизни
людей

30

Бережное
отношение к
животным –
нравственная
ценность людей.
Охрана животного
мира в России

31

Животные
родного края:
узнавание,
называние,
краткая
характеристика

1

32

Резервный урок.
Проверочная
работа по теме
"Многообразие
растений и
животных"

1

33

Разнообразие
грибов: узнавание,
называние,
описание

1

12.01.2024

34

Общее
представление о
строении
организма
человека.
Температура тела,
частота пульса как
показатели
здоровья человека

1

15.01.2024

35

Резервный урок.
Органы чувств их
роль в жизни
человека

1

19.01.2024

36

Опорнодвигательная
система и её роль

1

22.01.2024

Библиотека ЦОК
1

18.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40ed90

Библиотека ЦОК
1

22.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8
40ef2a

Библиотека ЦОК
25.12.2023

1

https://m.edsoo.ru/f8
40fde4

29.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
40f240

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
410f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4116c6

в жизни человека
37

Пищеварительная
система и её роль
в жизни человека

1

26.01.2024

38

Дыхательная
система и её роль
в жизни человека

1

29.01.2024

39

Кровеносная и
нервная система и
их роль в жизни
человека

1

02.02.2024

40

Профилактика
заболеваний. Роль
закаливания для
здоровья
растущего
организма

1

05.02.2024

41

Роль двигательной
активности:
утренней
гимнастики,
динамических
пауз

1

42

Резервный урок.
Проверочная
работа по теме
"Человек - часть
природы.
Строение тела
человека"

1

43

Знаки
безопасности во
дворе жилого
дома.Безопасность
в доме

1

44

Безопасное
поведение
пассажира
железнодорожног
о транспорта.
Знаки
безопасности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
410dd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
410aa0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
410654

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
410c3a

Библиотека ЦОК
09.02.2024

1

https://m.edsoo.ru/f8
410910

12.02.2024

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8
411f90

Библиотека ЦОК
1

19.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8
411dd8

45

Безопасное
поведение
пассажира авиа и
водного
транспорта

1

26.02.2024

46

Соблюдение
правил
перемещения
внутри двора и
пересечения
дворовой
проезжей части.
Знаки
безопасности во
дворе жилого
дома

1

01.03.2024

47

Нужны ли
обществу правила
поведения?
Правила
поведения в
социуме

48

Значение труда в
жизни человека и
общества.
Трудолюбие как
общественно
значимая ценность
в культуре
народов России

49

Горная порода как
соединение
разных минералов.
Примеры
минералов

50

Полезные
ископаемые –
богатство земных
недр

1

18.03.2024

51

Полезные
ископаемые
родного края:

1

22.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
411c0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4118a6

Библиотека ЦОК
1

04.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8
4112c0

Библиотека ЦОК
1

11.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8
41254e

Библиотека ЦОК
1

15.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8
412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
412896

характеристика,
использование в
хозяйственной
деятельности
региона

52

Растения,
используемые
людьми в
хозяйственной
деятельности

1

05.04.2024

53

Труд жителей
региона.
Профессии,
связанные с
трудом на
производстве, в
сельском
хозяйстве

1

08.04.2024

54

Резервный урок.
Семья: традиции,
праздники.
Государственный
бюджет

1

12.04.2024

55

Семья – первый и
главный
коллектив в жизни
человека
Повседневные
заботы семьи

1

15.04.2024

56

Совместный труд.
Семейный
бюджет, доходы и
расходы семьи

1

19.04.2024

57

Города Золотого
кольца России:
Сергиев Посад,
ПереславльЗалесский

1

22.04.2024

58

Города Золотого
кольца России:
Ростов, Углич,
Ярославль

1

26.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
412a1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
413c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
413e30

59

Памятники
природы и
культуры стран
Европы (по
выбору)

1

29.04.2024

60

Памятники
природы и
культуры
Белоруссии (по
выбору)

1

03.05.2024

61

Памятники
природы и
культуры Китая
(по выбору)

1

06.05.2024

62

Памятники
природы и
культуры стран
Азии (по выбору)

1

10.05.2024

63

Уникальные
памятники
культуры России:
Красная площадь,
Кремль

1

13.05.2024

64

Уникальные
памятники
культуры России:
исторический
центр СанктПетербурга

1

17.05.2024

65

Уникальные
памятники
культуры России:
Кижи, памятники
Великого
Новгорода

1

20.05.2024

66

Достопримечатель
ности родного
края: памятники
природы и
культуры региона

1

24.05.2024

67

Резервный урок.
Проверочная

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8
4140ba

Библиотека ЦОК

1

27.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8
41380e

работа по теме
"Наша Родина Российская
Федерация"

68

Резервный урок.
Проверочная
работа по итогам
обучения в 3
классе

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

68

4

31.05.2024

2

VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир. Методические рекомендации.
3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А.
Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. — М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/f840c162


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».