I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка. Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей. Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования: формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве; формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования; формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты; изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка; воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры; расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями): инвариантные: модуль № 1 «Народная музыка России»; модуль № 2 «Классическая музыка»; модуль № 3 «Музыка в жизни человека» вариативные: модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5 «Духовная музыка»; модуль № 6 «Музыка театра и кино»; модуль № 7 «Современная музыкальная культура»; модуль № 8 «Музыкальная грамота» Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации. Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие. II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Инвариантные модули Модуль № 1 «Народная музыка России» Край, в котором ты живёшь Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Русские народные музыкальные инструменты Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Сказки, мифы и легенды Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Жанры музыкального фольклора Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Народные праздники Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах). Первые артисты, народный театр Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Фольклор народов России Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Модуль № 2 «Классическая музыка» Композитор – исполнитель – слушатель Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. Композиторы – детям Содержание: Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Оркестр Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано Содержание: Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные инструменты. Флейта Содержание: Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси). Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Вокальная музыка Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная музыка Содержание: Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Программная музыка Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Симфоническая музыка Содержание: Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Русские композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов. Европейские композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Мастерство исполнителя Содержание: Творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского. Модуль № 3 «Музыка в жизни человека» Красота и вдохновение Содержание: Стремление человека к красоте Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод. Музыкальные пейзажи Содержание: Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Какой же праздник без музыки? Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Танцы, игры и веселье Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Музыка на войне, музыка о войне Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы. Главный музыкальный символ Содержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Искусство времени Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. Модуль № 4 «Музыка народов мира» Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов. Певец своего народа Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Музыка стран ближнего зарубежья Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками. Музыка стран дальнего зарубежья Содержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие). Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Диалог культур Содержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Модуль № 5 «Духовная музыка» Звучание храма Содержание: Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих Содержание: Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Инструментальная музыка в церкви Содержание: Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха. Искусство Русской православной церкви Содержание: Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и другое). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы. Религиозные праздники Содержание: Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания (по выбору: на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе Российской Федерации. В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других композиторов). Модуль № 6 «Музыка театра и кино» Музыкальная сказка на сцене, на экране Содержание: Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Театр оперы и балета Содержание: Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле. Балет. Хореография – искусство танца Содержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина). Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Содержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов). Сюжет музыкального спектакля Содержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Оперетта, мюзикл Содержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др. Кто создаёт музыкальный спектакль? Содержание: Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие. Патриотическая и народная тема в театре и кино Содержание: История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения). Модуль № 7 «Современная музыкальная культура» Современные обработки классической музыки Содержание: Понятие обработки, творчество современных композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Джаз Содержание: Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть представлены примеры творчества всемирно известных джазовых). Исполнители современной музыки Содержание: Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи. Электронные музыкальные инструменты Содержание: Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах. Модуль № 8 «Музыкальная грамота» Весь мир звучит Содержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд Содержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Интонация Содержание: Выразительные и изобразительные интонации. Ритм Содержание: Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Ритмический рисунок Содержание: Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Размер Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Музыкальный язык Содержание: Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент). Высота звуков Содержание: Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Виды деятельности обучающихся: освоение понятий «выше-ниже»; определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации; наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра; Мелодия Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Сопровождение Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Песня Содержание: Куплетная форма. Запев, припев. Лад Содержание: Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав. Пентатоника Содержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих народов. Ноты в разных октавах Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ. Дополнительные обозначения в нотах Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). Виды деятельности обучающихся: знакомство с дополнительными элементами нотной записи; исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы. Ритмические рисунки в размере 6/8 Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Тональность. Гамма Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Интервалы Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Гармония Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио. Музыкальная форма Содержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Вариации Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. 2) в области духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. 3) в области эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 4) в области научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. 5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. 6) в области трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 7) в области экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы); находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий: 1) невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. 2) вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 3) совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке: с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментахпри исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие. К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится: различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. IV.Тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контроль ные работы Практи ческие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ 1 Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели» Русский фольклор 2 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии Жанры музыкального фольклора 1 3 Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня; «Сказочка», марийская народная песня Фольклор в творчестве 1 4 Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова Композиторы – детям 5 Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского Вокальная музыка 1 6 Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского Русские композиторыклассики 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 7 Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика» Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова 1 8 Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»; 1 9 Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 1 Библиотека ЦОК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 10 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В. Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка» 11 Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш» Религиозные праздники 12 Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках («Березонька кудрявая» и др.) Патриотическая и народная тема в театре и кино 13 Патриотическая и народная тема в театре и кино 14 Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная флейта» (фрагменты) https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 15 Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты «В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках фестиваля современной музыки 16 Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис» 17 Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др. Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полькапиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 Библиотека ЦОК 1 17 https://m.edsoo.ru/7f411bf 8 0 0 V.Поурочное планирование Количество часов № п/ п 1 2 3 Тема урока Край, в котором ты живёшь. Русский фольклор. Русские народные музыкальные инструменты и народные песни. Жанры музыкального фольклора. Фольклор народов России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Контроль Всего ные работы 1 Практи ческие работы Дата изучения Электрон ные цифровые образова тель ные ресурсы 06.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edso o.ru/f5e9668a 1 20.09.2023 1 04.10.2023 4 Композитор – исполнитель – слушатель. Композиторы детям. 1 18.10.2023 5 Музыкальные инструменты. Фортепиано. Вокальная музыка. 1 08.11.2023 6 Инструментальная музыка. Русские композиторыклассики. 1 22.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edso o.ru/f5e92d78 Библиотека ЦОК https://m.edso o.ru/f5e946aa Библиотека ЦОК https://m.edso o.ru/f5e96b94 7 Европейские композиторыклассики. Мастерство иполнителя. 8 Музыкальные пейзажи. танцы, игры и веселье. 9 [Музыка на войне, музыка о войне. Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов. 10 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов 11 12 13 Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов Религиозные праздники Троица. Патриотическая и народная тема в театре и кино. Патриотическая и народная тема в 1 13.12.2023 27.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edso o.ru/f5e92bb6 https://m.edso o.ru/f5e986ce 1 17.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edso o.ru/f2a35116 1 31.01.2024 1 14.02.2024 1 28.02.2024 1 13.03.2024 1 театре и кино 14 Сюжет музыкального спектакля. Кто создает музыкальный театр. 1 03.04.2024 15 Исполнители современной музыки 1 17.04.2024 16 Особенности джаза. Электронные музыкальные инструменты. 1 08.05.2024 17 Интонация. Ритм. 1 22.05.2024 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 0 VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Музыка: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Рабочая тетрадь по музыке 3 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по музыке. 3 класс : пособие для учителя / М.А. Давыдова. – 3-е изд., эл. – 1 файл pdf : 288 с. – Москва : ВАКО, 2020 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/