Музыка 3 класс

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для
становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо
заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать
представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни
современного человека и общества. В содержании программы по музыке
представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы
массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие).
Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов
музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей,
принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с
некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание
музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические
потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в
себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем произведения является уникальным психологическим механизмом
для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным
недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по
музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие
системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является
развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка
личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по
музыке
принадлежит
игровым
формам
деятельности,
которые

рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр
и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным
на
освоение
жанровых особенностей,
элементов
музыкального языка, композиционных принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной
культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
становление
системы
ценностей,
обучающихся
в
единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего
образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев
жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные
формы музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов,
приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями,
развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования, введение обучающегося в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание

(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на
музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации,
композиции,
аранжировки); музыкальное
движение
(пластическое
интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и
творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой
родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и
народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к
очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков.
Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение
количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка
тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды
деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений
театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и
творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на
изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в

рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана
внеурочной деятельности образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135
часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная
организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в
том числе с организациями системы дополнительного образования детей,
учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы
(театры, музеи, творческие союзы).
Освоение
программы
по
музыке
предполагает
активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных
праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе
основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир»,
«Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и
другие.

II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Народная музыка России»
Край, в котором ты живёшь
Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты.
Русский фольклор
Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский
фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты
Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок,
свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые
мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Жанры музыкального фольклора
Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические,
трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные
инструменты.
Народные праздники
Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на
примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя
внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских
традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица,
Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам,
Навруз, Ысыах).
Первые артисты, народный театр
Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Фольклор народов России
Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть
представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое
внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и
уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение,
кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик

Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты,
музыканты-исполнители.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке
композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского
творчества.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
Композитор – исполнитель – слушатель
Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности,
творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила
поведения в концертном зале.
Композиторы – детям
Содержание: Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б.
Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Оркестр
Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр,
партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с
оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано
Содержание: Рояль и пианино. История изобретения фортепиано,
«секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники»
фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта
Содержание: Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс.
Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра
(например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси).
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители,
мастера, изготавливавшие инструменты.
Вокальная музыка
Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент.
Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной
музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс,
вокализ, кант.
Инструментальная музыка
Содержание: Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.

Программная музыка
Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный
эпиграф.
Симфоническая музыка
Содержание: Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов.
Симфония, симфоническая картина.
Русские композиторы-классики
Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Европейские композиторы-классики
Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Мастерство исполнителя
Содержание:
Творчество
выдающихся
исполнителей-певцов,
инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени
П.И. Чайковского.
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
Красота и вдохновение
Содержание: Стремление человека к красоте Особое состояние –
вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение,
наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи
Содержание: Образы природы в музыке. Настроение музыкальных
пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение
глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать
словами.
Музыкальные портреты
Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку,
движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных
интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в
цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Танцы, игры и веселье
Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость
движения. Примеры популярных танцев.
Музыка на войне, музыка о войне
Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни,
марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм,

тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны –
песни Великой Победы.
Главный музыкальный символ
Содержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей
страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Искусство времени
Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в поток
музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и
развития.
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля
«Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой
других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б.
Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему
актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных
народов.
Певец своего народа
Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных
композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля
своей страны.
Музыка стран ближнего зарубежья
Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего
зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные
традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские
музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и
музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной
культуры этих стран с российскими республиками.
Музыка стран дальнего зарубежья
Содержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный
фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство
игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро,
фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие).
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки.
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран
Юго-Восточной
Азии.
Императорские
церемонии,
музыкальные
инструменты. Пентатоника.

Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других
стран региона.
Диалог культур
Содержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в
музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы
других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные
цитаты в творчестве зарубежных композиторов).
Модуль № 5 «Духовная музыка»
Звучание храма
Содержание: Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и
другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских
композиторов.
Песни верующих
Содержание: Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы
духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.
Инструментальная музыка в церкви
Содержание: Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха.
Искусство Русской православной церкви
Содержание: Музыка в православном храме. Традиции исполнения,
жанры (тропарь, стихира, величание и другое). Музыка и живопись,
посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы.
Религиозные праздники
Содержание: Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая)
музыка религиозного содержания (по выбору: на религиозных праздниках
той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе Российской
Федерации.
В
рамках
православной
традиции
возможно
рассмотрение
традиционных праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и
фольклорных традиций
(например:
Рождество,
Троица,
Пасха).
Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских
композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других
композиторов).
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране

Содержание: Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр
голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Театр оперы и балета
Содержание: Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера.
Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле.
Балет. Хореография – искусство танца
Содержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
(например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна,
В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина).
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Содержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление.
Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору
учителя могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки
(«Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и
других композиторов).
Сюжет музыкального спектакля
Содержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом.
Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.
Оперетта, мюзикл
Содержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные
номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др.
Кто создаёт музыкальный спектакль?
Содержание: Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр,
оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие.
Патриотическая и народная тема в театре и кино
Содержание: История создания, значение музыкально-сценических и
экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме
служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки
к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и
мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы
«Борис Годунов» и другие произведения).
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
Современные обработки классической музыки
Содержание:
Понятие
обработки,
творчество
современных
композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?

Джаз
Содержание: Особенности джаза: импровизационность, ритм.
Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество
джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть представлены
примеры творчества всемирно известных джазовых).
Исполнители современной музыки
Содержание: Творчество одного или нескольких исполнителей
современной музыки, популярных у молодёжи.
Электронные музыкальные инструменты
Содержание: Современные «двойники» классических музыкальных
инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны.
Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах.
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Весь мир звучит
Содержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота,
громкость, длительность, тембр.
Звукоряд
Содержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Интонация
Содержание: Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм
Содержание: Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные
длительности), такт, тактовая черта.
Ритмический рисунок
Содержание: Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы.
Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Размер
Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры
2/4, 3/4, 4/4.
Музыкальный язык
Содержание: Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо,
диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент).
Высота звуков
Содержание: Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот
на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Виды деятельности обучающихся:
освоение понятий «выше-ниже»;

определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров;
прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых
песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации;
наблюдение за изменением музыкального образа при изменении
регистра;
Мелодия
Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное
движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.
Сопровождение
Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение,
проигрыш.
Песня
Содержание: Куплетная форма. Запев, припев.
Лад
Содержание: Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.
Краска звучания. Ступеневый состав.
Пентатоника
Содержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у
многих народов.
Ноты в разных октавах
Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Дополнительные обозначения в нотах
Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с дополнительными элементами нотной записи;
исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы.
Ритмические рисунки в размере 6/8
Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный
ритм.
Тональность. Гамма
Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и
минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе).
Интервалы
Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон.
Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда,
септима.
Гармония
Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие
фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.

Музыкальная форма
Содержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального
произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма.
Рондо: рефрен и эпизоды.
Вариации
Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.

III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
2) в области духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
3) в области эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов;
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4) в области научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях
художественной и научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
5) в области физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;
бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос);

профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
6) в области трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
7) в области экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы универсальные
познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные
учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть универсальных познавательных учебных
действий:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы
музыкального звучания по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты,
элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим
музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической
для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть универсальных познавательных
учебных действий:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между
реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и
слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской
задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного
моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть универсальных познавательных учебных
действий:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию
в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по
предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть
универсальных коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении.
2) вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповойи
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать
наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина
основе
предложенного
формата
планирования,
распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации
и
самоконтроля
как
часть
регулятивных
универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных
действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать
серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства,
могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей,
которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;

с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной
культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России»
обучающийся научится:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных
произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке
различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их
фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов
и коллективов – народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментахпри
исполнении народной песни;
исполнять
народные
произведения
различных
жанров
с
сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной,
инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных
жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка»
обучающийся научится:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора
и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец,
марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и
марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь
кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

характеризовать
выразительные
средства,
использованные
композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека»
обучающийся научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,
школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой
Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия
жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика),
танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос
(связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,
замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира»
обучающийся научится:
различать на слух и исполнять произведения народной и
композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных
народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа
изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,
танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся
научится:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной
музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания
духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино»
обучающийся научится:

определять и называть особенности музыкально-сценических жанров
(опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор,
увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные
произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров,
хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов,
определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального
спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,
дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.
К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная
культура» обучающийся научится:
различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной
культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных
произведений, исполнительского стиля к различным направлениям
современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза);
анализировать,
называть
музыкально-выразительные
средства,
определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно
пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая
певческую культуру звука.
К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота»
обучающийся научится:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие,
тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр,
динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить
значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить
признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух
простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную
репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

IV.Тематическое планирование
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

1

Край, в котором ты
живёшь: русская
народная песня «Степь,
да степь кругом»; «Рондо
на русские темы»;
Е.П.Крылатов
«Крылатые качели»
Русский фольклор

2

Русские народные
музыкальные
инструменты и народные
песни: «Пошла млада за
водой», «Ах, улица,
улица широкая».
Инструментальные
наигрыши. Плясовые
мелодии
Жанры музыкального
фольклора

1

3

Фольклор народов
России: «Апипа»,
татарская народная
песня; «Сказочка»,
марийская народная
песня
Фольклор в творчестве

1

4

Композитор –
исполнитель –
слушатель: концерт № 1
для фортепиано с
оркестром П.И.
Чайковского
(фрагменты), песня Леля
«Туча со громом
сговаривалась» из оперы

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

«Снегурочка» Н.А.
Римского- Корсакова
Композиторы – детям

5

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано: «Гном»,
«Старый замок» из
фортепианного цикла
«Картинки с выставки»
М.П. Мусоргского;
«Школьные годы» муз.
Д. Кабалевского,
сл.Е.Долматовского
Вокальная музыка

1

6

Инструментальная
музыка: «Тюильрийский
сад», фортепианный
цикл «Картинки с
выставки» М.П.
Мусоргского
Русские композиторыклассики

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

7

Европейские
композиторы-классики: В.
Моцарт. Симфония № 40
(2 и 3 части); К.В. Глюк
опера «Орфей и
Эвридика»
Мастерство исполнителя:
песня Баяна из оперы
М.И. Глинки «Руслан и
Людмила», песни гусляра
Садко в опере-былине
«Садко» Н.А. РимскогоКорсакова

1

8

Музыкальные пейзажи:
«Утро» Э. Грига,
Вечерняя песня М.П.
Мусоргского, «Запевки»
Г. Свиридова
Танцы, игры и веселье:
Муз. Ю.Чичкова,
сл.Ю.Энтина «Песенка
про жирафа»;

1

9

Музыка на войне,
музыка о войне: песни
Великой Отечественной
войны – песни Великой
Победы
Фольклор других
народов и стран в
музыке отечественных и
зарубежных
композиторов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

1

Библиотека ЦОК

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
10

Фольклор других

народов и стран в
музыке отечественных и
зарубежных
композиторов: «Мама»
русского композитора В.
Гаврилина и
итальянского —
Ч.Биксио; C.В.
Рахманинов «Не пой,
красавица при мне» и
Ж.Бизе Фарандола из 2-й
сюиты «Арлезианка»

11

Русские музыкальные
цитаты в творчестве
зарубежных
композиторов: П.
Сарасате «Москвичка».
И.Штраус «Русский
марш»
Религиозные праздники

12

Троица: летние
народные обрядовые
песни, детские песни о
березках («Березонька
кудрявая» и др.)
Патриотическая и
народная тема в театре и
кино

13

Патриотическая и
народная тема в театре и
кино

14

Сюжет музыкального
спектакля: мюзиклы
«Семеро козлят на новый
лад» А. Рыбникова,
«Звуки музыки» Р.
Роджерса
Кто создаёт
музыкальный спектакль:
В. Моцарт опера
«Волшебная флейта»
(фрагменты)

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

15

Исполнители
современной музыки:
SHAMAN исполняет
песню «Конь», музыка
И. Матвиенко, стихи А.
Шаганова; пьесы В.
Малярова из сюиты «В
монастыре» «У иконы
Богородицы», «Величит
душа моя Господа» в
рамках фестиваля
современной музыки

16

Особенности джаза:
«Колыбельная» из оперы
Дж. Гершвина «Порги и
Бесс»
Электронные
музыкальные
инструменты:
Э.Артемьев «Поход» из
к/ф «Сибириада»,
«Слушая Баха» из к/ф
«Солярис»

17

Интонация: К. Сен-Санс
пьесы из сюиты
«Карнавал животных»:
«Королевский марш
льва», «Аквариум»,
«Лебедь» и др.
Ритм: И. Штраус-отец
Радецки-марш, И.
Штраус-сын Полькапиццикато, вальс «На
прекрасном голубом
Дунае» (фрагменты)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

Библиотека ЦОК
1

17

https://m.edsoo.ru/7f411bf
8

0

0

V.Поурочное планирование
Количество часов
№
п/
п

1

2

3

Тема урока

Край, в котором ты
живёшь. Русский
фольклор.
Русские народные
музыкальные
инструменты и
народные песни.
Жанры музыкального
фольклора.
Фольклор народов
России. Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов.

Контроль
Всего ные
работы

1

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

Электрон
ные
цифровые
образова
тель
ные
ресурсы

06.09.2023

Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f5e9668a

1

20.09.2023

1

04.10.2023

4

Композитор –
исполнитель –
слушатель.
Композиторы детям.

1

18.10.2023

5

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.
Вокальная музыка.

1

08.11.2023

6

Инструментальная
музыка. Русские
композиторыклассики.

1

22.11.2023

Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f5e92d78

Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f5e946aa

Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f5e96b94

7

Европейские
композиторыклассики. Мастерство
иполнителя.

8

Музыкальные
пейзажи. танцы, игры
и веселье.

9

[Музыка на войне,
музыка о войне.
Фольклор других
народов и стран в
музыке
отечественных и
зарубежных
композиторов.

10

Фольклор других
народов и стран в
музыке
отечественных и
зарубежных
композиторов

11

12

13

Русские музыкальные
цитаты в творчестве
зарубежных
композиторов
Религиозные
праздники
Троица.
Патриотическая и
народная тема в
театре и кино.
Патриотическая и
народная тема в

1

13.12.2023

27.12.2023

Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f5e92bb6
https://m.edso
o.ru/f5e986ce

1

17.01.2024

Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/f2a35116

1

31.01.2024

1

14.02.2024

1

28.02.2024

1

13.03.2024

1

театре и кино

14

Сюжет музыкального
спектакля. Кто
создает музыкальный
театр.

1

03.04.2024

15

Исполнители
современной музыки

1

17.04.2024

16

Особенности джаза.
Электронные
музыкальные
инструменты.

1

08.05.2024

17

Интонация. Ритм.

1

22.05.2024

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

0

VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Музыка: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Критская Е. Д., Сергеева Г. П.,
Шмагина Т. С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочая тетрадь по музыке 3 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Поурочные разработки по музыке. 3 класс : пособие для
учителя / М.А. Давыдова. – 3-е изд., эл. – 1 файл pdf : 288 с. –
Москва : ВАКО, 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://school-collection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».