Программа курса внеурочной деятельности Театральные ступеньки для обучающихся 5-6 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»
разработана для занятий с учащимися 5 и 6 классов в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать
процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников
объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт
возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет
условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные
задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а
также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно
с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых
для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой
индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический,
оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях.
- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству
других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5 и 6 классов, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Театральные ступеньки» отводится 34 ч. в год (1 час в
неделю).
70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка
костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение
тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок,
заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут
использованы Интернет-ресурсы, посещение спектаклей.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание курса внеурочной деятельности
История театра
Рассказ об истории театра и видах театрального искусства. Знакомство со
структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист,
художник, гример. Знакомство с театральной терминологией.
Формы организации: урок-беседа, урок-практикум.
Виды деятельности: работа с раздаточным материалом, составление таблиц.
Культура и техника речи
Игры на развитие дикции.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
Формы организации: практические, творческие лаборатории.
Виды деятельности: выразительное чтение прозаических и стихотворных
текстов, работа над интонацией, дикцией, постановкой логических ударений.
Ритмопластика
Развитие координации и чувства ритма. Развитие музыкального кругозора.
Совершенствование осанки и походки.
Обсуждение повадок животных и их воплощение на сцене.
Формы организации: игровые групповые занятия, творческая лаборатория
Виды деятельности: обучение элементам пантомимы, физическое
воплощение роли актера (освобождение от мышц), жесты, развитие гибкости,
пластичности и подвижности тела.
Театральная игра
Классификация основных эмоций, процесс переживания, эмоциональная
память, творческое воображение, импровизация, этюды, актерское

мастерство, сценическое движение, сценическая речь, сценический танец,
постановочная работа.
Формы организации: практические, творческие лаборатории, репетиции.
Виды деятельности:
 Знакомство с пьесой-сказкой. Распределение ролей с учетом
пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной
роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки
по ролям.
 Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.
 Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением,
изготовление декораций
 Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки.
Репетиция.
 Выступление перед учащимися 5-6 классов
 Анализ собственной игры и игры других актеров.
 Работа над созданием сценария спектакля, посвященного защите
окружающей среды.
 Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
 Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки.
Репетиция.
 Выступление перед учащимися школы.
 Анализ собственной игры и игры других актеров.
Этика и этикет
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния.
Речевой этикет. Нормы общения и поведения.
Формы организации: групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые
групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория.
Обсуждение. Разыгрывание сценок.
Выступления учащихся с рассказами о правилах поведения на улице, в
транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине.
Создание сценических этюдов. («Обращение», «Приветствие», «В такси»,
«На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе»).
Тематическое планирование
№ п/п Раздел
Количество часов
1

История театра

2

Культура и техника речи 4

3

Ритмопластика

2

4

Театральная игра

23

5

Этика и этикет

4

1

Календарно-тематическое планирование

№ Раздел
п/п

Тема занятия

Кол. Дата
час. пров.
(по
пл.)

1

История
театра

Особенности театрального искусства.

1

2

Культура и
техника речи

Постановка правильной дикции.

1

Значение скороговорок в искусстве сцен.
речи. Творческие игры со словом.

1

4

Развитие навыков выразительного чтения
текстов.

1

5

В мире пословиц.

1

3

6

Ритмопластика Ритмический этюд.
Имитация поведения животного.

7
8

Театральная
игра

1
1

Знакомство с пьесой-сказкой С.Я.Маршака 1
«Кошкин дом». Распределение ролей.

9

Выразительное чтение пьесы-сказки по
ролям, работа над дикцией.

1

10

Как разучить роль своего героя. Приемы
запоминания текста.

1

11

Подбор музыкального сопровождения.

1

12

Костюм как отражение героя.

1

13

Репетиция пьесы-сказки. Мимика и жесты. 1

14

Репетиция пьесы-сказки. Логические
ударения.

1

15

Репетиция пьесы-сказки. Сценические
действия.

1

16

Репетиция пьесы-сказки. Оттачиваем
взаимодействие между участниками
спектакля.

1

17

Генеральная репетиция пьесы-сказки.

1

18

Премьера спектакля.

1

19

Анализ выступления.

1

20

Подготовка к конкурсу чтецов «Живая
классика»

1

Дата
пров.
(факт.)

21

Подготовка к конкурсу чтецов «Живая
классика»

1

22

Участие в конкурсе чтецов «Живая
классика»

1

23

Работа над созданием собственного
сценария «Природа - наш дом». Мозговой
штурм.

1

24

Работа над созданием собственного
сценария «Природа - наш дом».
Распределение ролей.

1

25

Подбор музыкального сопровождения.
Подбор костюмов и декораций.

1

26

Репетиция спектакля. Мимика и жесты.
Логические ударения. Сценические
действия.

1

27

Репетиция спектакля. Оттачиваем
взаимодействие между участниками
спектакля.

1

28

Генеральная репетиция спектакля.

1

29

Премьера спектакля.

1

30

Анализ выступления.

1

31

Этика и этикет Культура речи как важная составляющая
1
образ человека, часть его обаяния. Речевой
этикет.

32

Нормы общения и поведения.

1

33

Этикет в действии.

1

34

Подведение итогов работы кружка.
1
Список литературы
1.Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003.
2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное
и основное образование. М., Просвещение, 2010.
3.Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие
школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников
средствами театрального искусства.
4.Ершова А.П. Уроки театра в школе.
5.Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен. - М. АСТ; СПб: Сова, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».