Рабочая программа Чудеса науки и природы 2 класс

1

1.

Пояснительная записка

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время
внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы» для
учащихся 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе
материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей».
Основной целью изучения курса « Чудеса науки и природы» является создание
условий для ребенка, чтобы почувствовать себя активным участником в
окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании.
Программа определяет ряд задач:

содействовать формированию мыслительных навыков: делать
выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисковоисследовательскую деятельность.

способствовать формированию информационно-коммуникационных
компетенций учащихся;

формировать универсальные учебные действия познавательного,
логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного
характера;

создавать условия для развития у детей познавательных интересов,
формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей
мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

2

2.

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Чудеса науки и природы» обучающиеся на
ступени начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы;

познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся
видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;

различать способ и результат действия.
3

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;

строить
логическое рассуждение,
включающее
установление
причинно- следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
4

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
2
класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на
основе выводов.


5

Содержание программы.
Программа курса внеурочной деятельности кружка «Чудеса науки и природы»
интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии,
географии и экологии. Она предусмотрена для детей 1-2 классов, то есть такого
возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных
знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и
должен уметь обращаться с ними.
Характерной особенностью данного курса является его нацеленность на
формирование исследовательских умений младших школьников, развитие
логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты,
эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и
веществ окружающей среды.
Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами,
дискуссиями,
викторинами,
тестированием,
занятиями-путешествиями,
олимпиадами, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих
работ и проектов, онлайн- экскурсий, самопрезентациями, творческими работами
(моделирование,
рисование,
лепка,
конструирование),
брейн-рингами,
интеллектуальными играми.
Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов
способствует формированию целеустремленности, развитию творческих
способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания,
полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки
безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе
освоения программы способствует формированию особого типа мышления,
характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому,
умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью
находить эффективные варианты решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует
знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию
к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)
Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и
проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи
внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок
устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и
явлениями окружающего мира.
3.

6

2

класс (34 ч)

Тренинг исследовательских способностей (14 часов)
Тема 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? (1 час)
Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о
том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение
вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий
мир. Исследование, его виды и роль жизни человека. Высказывания учащихся по
данной теме.
Тема 2. Что можно исследовать? (2 часа)
Объекты и основные методы исследований. Тренировочные занятие в определении
проблем при проведении исследования. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее
распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на
проверку и тренировку наблюдательности.
Тема 3. Коллективная игра-исследование. (2 часа)
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте
методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или
разработать собственную.Отбор материала по теме исследования. Анализ игровой
ситуации. Игры
«Конструирование игровой площадки», «Жилой дом», «Историческое моделирование»
Тема 4. Учимся выделять главное и второстепенное. (2 часа)
Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление
логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".
Схемы исследования. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия
наблюдение.
Тема 5. Развиваем умения видеть проблемы. (7 часов)
Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы,
классифицировать, давать определение понятиям.
Самостоятельная исследовательская практика (18 часов)
Тема 6. Проект «Путешествие в Загадкино» (2 часа)
Народные и авторские загадки. Сочинение загадок. Изобразительные средства в загадках.
Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 7. Проект Что такое Новый год?» (2 часа)
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние
подарки. Традиции вашей семьи. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 8. Проект «Моя семья» (3 часа)

7

Традиции, реликвии семьи, семейные праздники. Стихи, пословицы, высказывания о
семье. Увлечения родственников. Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 9. Проект «Знакомые незнакомцы» (3 часа)
Растения родного края. Легенды о растениях. Групповая и индивидуальная работа по
темам исследований: рассматривание иллюстрации, чтение энциклопедий,
проведение опытов, проведение занятий по теме исследования, обсуждение
полученной информации. Оформление результатов исследования в виде
фотоальбомов, рисунков, презентаций. Работа над проектом в соответствии с
этапами.
Тема 10. «Любимая игрушка» (3 часа)
Значение игрушки в жизни ребёнка. Исследования «Старинные игрушки»,
«современные игрушки». Работа над проектом в соответствии с этапами.
Тема 10. Проект «Меры длины» (2 часа)
Старинные меры длины: пядь, фут, локоть; истории их происхождения. Работа над
проектом в соответствии с этапами.
Тема 11. Проект «Города в России» (3 часа)
Наша страна – Россия. Города России. Достопримечательности городов. Работа над
проектом в соответствии с этапами.
Заключение (2 часа)
Тема 14. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. (2 часа)
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки.
Презентация работ учащихся.

8

4.

Тематическое планирование
2 класс

№

1

2
3

4

5

6
7

8
9
10
11
12
13

Раздел/Тема занятия

Содержание занятия

Тренинг исследовательских способностей (14
часов)
Что такое исследование?
Знакомство с понятием
Кто такие исследователи? "исследование". Корректировка
детских представлений о том,что они
понимают под словом "исследование".
Коллективное обсуждение вопросов о
том, гдеиспользует человек свою
способность исследовать окружающий
мир. Исследование, его виды и роль
жизни человека.
Что можно исследовать?
Объекты и основные методы
исследований. Тренировочные занятие в
Коллективная играопределении проблемпри проведении
исследование.
исследования. Знакомство с
«Конструирование
наблюдением как методом
игровой площадки».
исследования.
Коллективная играисследование.
Коллективное занятие
«Жилой дом».
Коллективная играисследование.
«Историческое
моделирование».

Учимся выделять главное
и второстепенное.
Учимся выделять главное
и второстепенное.
Развиваем умение видеть
проблемы.
Развиваем умение
выдвигать гипотезы.
Развиваем умение
задавать вопросы.
Развиваем умение давать
определение понятиям.
Развиваем умение давать
определение понятиям.
Развиваем умение
классифицировать.

Методика проведения коллективных
игр- исследований описана в тексте
методическихрекомендаций.
Предлагается выбрать любую из
описанных или разработать
собственную. Отбор материала по
теме исследования.
Анализ игровой ситуации. Игры
«Конструирование игровой площадки»,
«Жилой дом», «Историческое
моделирование»
Знакомство с "матрицей по оценке
идей". Практическая работа выявление логической структуры
текста. Практические задания типа "что сначала, что потом". Схемы
исследования.
Развитие умений видеть проблемы,
выдвигатьгипотезы, задавать
вопросы,
классифицировать, давать
определениепонятиям.

9

Кол.
Час.

Дата
План

Факт

14

15(1)
16(2)

17(3)
18(4)

19(5)
20(6)
21(7)
22(8)
23(9)
24(10)

25(11)
26(12)
27(13)
28(14)
29(15)

30(16)
31(17)
32(18)

33(1)
34(2)

Развиваем умение
классифицировать.
Самостоятельная исследовательская практика (18
часов)
Проект «Путешествие в Народные и авторские загадки.
Загадкино».
Сочинениезагадок.
Проект «Путешествие в Изобразительные средства в
Загадкино».
загадках. Работа над проектом в
соответствии с этапами.
Проект Что такое Новый История праздника Новый год. Как
встречают Новый год в разных
год?»
Проект Что такое Новый странах. Новогодние подарки.
Традиции вашей семьи.
год?»
Работа над проектом в
соответствии сэтапами.
Традиции, реликвии семьи, семейные
Проект «Моя семья».
праздники. Стихи, пословицы,
Проект «Моя семья».
высказывания осемье. Увлечения
Проект «Моя семья».
родственников. Работа над
проектом в соответствии с этапами.
Растения родного края. Легенды о
Проект «Знакомые
растениях. Групповая и индивидуальная
незнакомцы».
работа по темамисследований:
Проект «Знакомые
рассматривание иллюстрации, чтение
незнакомцы».
энциклопедий, проведение опытов,
Проект «Знакомые
проведение занятий по теме
незнакомцы».
исследования, обсуждение полученной
информации.
Оформление результатов
исследования в видефотоальбомов,
рисунков, презентаций.
«Любимая игрушка».
Значение игрушки в жизни
«Любимая игрушка».
ребёнка. Исследования
«Старинные игрушки»,
«Любимая игрушка».
«современные игрушки». Работа над
проектомв соответствии с этапами.
Проект «Меры длины»
Старинные меры длины: пядь, фут,
локоть;
Проект «Меры длины»
истории их происхождения.
Работа надпроектом в
соответствии с этапами.
Проект «Города
Наша страна – Россия. Города России.
России».
Достопримечательности городов.
Работа надпроектом в соответствии
Проект «Города
России».
с этапами.
Проект «Города
России».
Заключение (2 часа)
Рефлексия изученного за год. Отбор
Защита проекта
лучших
Защита проекта
работ. Оформление выставки.
Презентацияработ учащихся.

10

5.

Учебно-методические средства обучения

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для
младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008.
3.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших
школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.
БАЛЛАС,2008.
4.
Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002.
1.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
6.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008
7.
Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ХИМИЯ», М., 1995
Интернет-ресурсы
5.



http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».