Рабочая программа Азбука-денег 2 класс

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука денег» относится к социальному направлению
реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе
программ:
1.
Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг.
/ Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c. (Дополнительное
образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
3.
Сборником рабочих программ по внеурочной деятельности начального,
основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020.
Изучение курса «Азбука денег» в начальной школе направлено на достижение
следующих
целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений
в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи:

формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об
общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о
сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о
предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав
потребителей;

формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет
доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их
значимости;

формирование понимания необходимости долгосрочного финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков
управления сбережениями;

формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения
долгосрочного инвестирования;

формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманности действий в будущем;

обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с
курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают
задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе
изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами,
таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.

Принципы построения программы.
1. Принцип сотрудничества. Предполагает готовность к сотрудничеству и
конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах,
парах.
2. Принцип индивидуализации. Предполагает учет индивидуальных особенностей
обучающихся и в частности создании ситуации при организации занятии, в которых
ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и рабочим и
группе.
3. Коммуникативно-деятельностный подход. Предполагает речевую активность
учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения.
4. Личностно ориентированный подход. Способствует становлению,
самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его
способностей и возможностей.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а
также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых иреальных экономических ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при
выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их
решения;
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных
классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам.
Режим организации занятий кружка осуществляется в соответствии с
утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю
(33 часа в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в неделю (34
часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности,
характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере
домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование,
проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и
профессии.
Универсальные учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»
Что такое деньги и откуда они взялись
Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира.
Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена,
о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в
общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность,
прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.Дети узнают о
появлении первых монет и о монетах разных государств.
Универсальные учебные действия:
— различать деньги бумажные и монеты;
— определять понятие «ликвидность»;
— формулировать понятие товарного обмена.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами
защиты от подделок бумажных денег.
Универсальные учебные действия:
— различать деньги бумажные и монеты;
— определять понятие «ликвидность»;
— формулировать понятие товарного обмена.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека,
направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются
открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их
желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания
в пользу желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь
людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с
помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы
можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда,
обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке,

на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель
— человек, покупающий товары.
Многие потребности человека удовлетворяются
не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое
перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта,
школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные
услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и
образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека
помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих
населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей
человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.

Тематическое планирование
Учебно-тематический план 2 год обучения (34 часа)
№
п\п

1

2

3

4

5

Название
разделов и тем

Что нам нужно для жизни
Потребности —
Потребности — это это всё то, что
всё то, что
требуется для
требуется для
жизни.
жизни.
Естественные
потребности,
характерные для
всего живого: в
Рисование на тему
пище, воде,
«Что я возьму с
тепле,
собой на
безопасности (на
необитаемый
примере
остров»
домашних
питомцев).
Культурные
Игра: «Собери
потребности,
портфель»
характерные
только для
Естественные
человека:
потребности,
общение,
характерные для
образование,
всего живого: в
проявление
пище, воде, тепле,
своих интересов.
безопасности (на
Потребности и
примере домашних желания людей
питомцев).
разного
Культурные
возраста,
потребности,
имеющих
характерные только разные условия
для человека:
жизни и
общение,
профессии.
образование,
проявление своих
интересов.

6
Потребности и
желания людей
разного возраста,
имеющих разные
условия жизни и
профессии.
7

Содержание

Итоговое занятие
на тему: «Что нам
нужно для жизни».

ЭОР

Виды деятельности

http://ecscho
ol.hse.ru

определять и формулировать цель
деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность
действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

http://ecscho
ol.hse.ru

http://pro.lent
a.ru/money

учиться совместно с педагогом и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое
несогласие и пытаться
договориться;
учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

овладевать навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.

определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога; проговаривать
последовательность действий;
Что такое деньги и откуда они взялись
8

Товарный
обмен; первые
деньги; монеты
разных стран
мира.
Знакомство с
историей
появления
обмена
товарами, о
проблемах
товарного
обмена, о
появлении
первых денег –
товаров с
высокой
ликвидностью.
Свойства
драгоценных
металлов
(ценность,
прочность,
делимость).Пер
вые монеты и
монеты разных
государств.

Товарный обмен;
http://ecscho
первые деньги;
монеты разных стран ol.hse.ru
мира.
Знакомство с
историей появления
обмена товарами, о
проблемах товарного
обмена, о появлении
первых денег –
товаров с высокой
ликвидностью. При
этом дети в общих
чертах
прослеживают, что
свойства
драгоценных
металлов (ценность,
прочность,
делимость) делают
их удобными
товарными
деньгами.Дети
узнают о появлении
первых монет и о
монетах разных
государств.

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

Рассмотрим деньги поближе. Защита от
подделок
9

Знакомство с
Знакомство с
устройством
устройством монет,
монет,
изобретением
изобретением
бумажных денег, со
бумажных
способами защиты
денег, со
от подделок
способами
бумажных денег.
защиты от
подделок
бумажных
денег.
Хочу, могу и надо

10

Желания как
первый шаг
появления

Желания как первый
шаг появления
культурных

http://pro.lent
a.ru/money

http://ecscho
ol.hse.ru

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по

культурных
потребностей,
усилия
человека,
направленные
на их
достижение.
11

Рисование на
темы «Мои
желания», «Что
я изобрету для
того, чтобы
помочь
людям?».

12
Безграничность
человеческих
желаний и
невозможность
исполнить все
желания.
13

14

15

Желания
(потребности)
членов семьи,
которые
удовлетворяют
ся в первую
очередь.
Ценность
желаний,
направленных
на других
людей (из
таких желаний
рождаются
открытия и
изобретения).
Как можно
помочь своим
близким в
исполнении их
желаний
(сделать
подарок к
празднику
своими руками,
отказаться от
своего желания
в пользу
желания
близкого, если

потребностей,
усилия человека,
направленные на их
достижение.
Безграничность
человеческих
желаний и
невозможность
исполнить все
желания. Желания
(потребности)
членов семьи,
которые
удовлетворяются в
первую очередь.

Ценность желаний,
направленных на
других людей (из
таких желаний
рождаются открытия
и изобретения).

предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

http://pro.lent
a.ru/money

http://ecscho
ol.hse.ru

http://pro.lent
a.ru/money

Как можно помочь
своим близким в
исполнении их
желаний (сделать
подарок к празднику
своими руками,
отказаться от своего
желания в пользу
желания близкого,
если оно важнее).

овладевать навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога; проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

оно важнее).
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

16
Итоговое
занятие на
тему: «Хочу,
могу и надо»
Какие товары и услуги исполняют
желания
Многие
Многие желания и
17
желания и
потребности человек http://ecscho
ol.hse.ru
потребности
может исполнить
человек может (удовлетворить) с
исполнить
помощью товаров.
(удовлетворить Товары — предметы,
) с помощью
вещи, продукты
товаров.
питания, которые мы
Товары —
можем купить.
предметы,
Продовольственные
вещи, продукты (пища и питьё) и
питания,
промышленные
которые мы
(одежда, обувь,
можем купить. мебель, игрушки и
др.) товары. Товары
18
приобретают в
магазинах, на рынке,
на ярмарке.
Экскурсия в
магазин

19

Продовольстве
нные (пища и
питьё) и
промышленные
(одежда, обувь,
мебель,
игрушки и др.)
товары.

Продавец —
профессия человека,
который продаёт
товары. Покупатель
http://pro.lent
— человек,
a.ru/money
покупающий товары.

20
Товары
приобретают в
магазинах, на
рынке, на
ярмарке.
21

Многие
потребности
человека
удовлетворяются не
товарами, а услугами
Игра
(получение
«Магазин»,
образования,
«Супермаркет», сохранение
«Ярмарка».

http://ecscho
ol.hse.ru

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

овладевать навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога; проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;
учиться совместно с педагогом и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности товарищей.

22
Продавец —
профессия
человека,
который
продаёт товары.

здоровья, быстрое
перемещение и т. п.).

23
Покупатель —
человек,
покупающий
товары.

24

25

26

Многие
потребности
человека
удовлетворяют
ся не товарами,
а услугами
(получение
образования,
сохранение
здоровья,
быстрое
перемещение и
т. п.).
Услуги —
действия,
которые
оказывают
человеку
различные
люди и
организации
(учреждения).

http://pro.lent
a.ru/money

Услуги — действия,
которые оказывают
человеку различные
люди и организации
(учреждения).
Человек обращается
за услугами в дом
быта, школу,
больницу,
поликлинику, на
почту и др.

Виртуальная
экскурсия на
почту

http://ecscho
ol.hse.ru

http://pro.lent
a.ru/money

Человек
обращается за
услугами в дом
быта, школу,
больницу,
поликлинику,
на почту и др.

27

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

http://ecscho
ol.hse.ru

Школа (вуз,
колледж) как
учреждение, которое
предоставляет
образовательные
услуги и
удовлетворяет

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

овладевать навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога; проговаривать
последовательность действий;

овладевать навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога; проговаривать
последовательность действий;
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое
несогласие и пытаться
договориться;
учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

потребности людей в
образовании.

28

овладевать навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога; проговаривать
последовательность действий;

Экскурсия в
парикмахерску
ю

учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

29
Виртуальная
экскурсия в
амбулаторию
3031

3233

34

Школа (вуз,
колледж) как
учреждение,
которое
предоставляет
образовательны
е услуги и
удовлетворяет
потребности
людей в
образовании.
Важность
школы и
образовательны
х услуг в жизни
человека.

Важность школы и
образовательных
услуг в жизни
человека. Какие
мечты и желания
человека помогает
исполнить
образование.

Какие мечты и
желания
человека
помогает
исполнить
образование.
Итоговое
занятие по
теме: «Как
товары и
услуги
исполняют
желания»
ВСЕГО 34

http://pro.lent
a.ru/money
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

http://ecscho
ol.hse.ru

овладевать навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога; проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться работать по
предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного;

Календарно-тематический план
Учебно-тематический план 2 год обучения (34 часа)
№
п\п

1
2
3
4
5

6
7

Название разделов и тем

Кол.
час.

Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для
1
жизни.
1
Рисование на тему «Что я возьму с собой на
необитаемый остров»
1
Игра: «Собери портфель»
Естественные потребности, характерные для
всего живого: в пище, воде, тепле.
Культурные потребности, характерные только
для человека: общение, образование, проявление
своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста,
имеющих разные условия жизни и профессии.
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для
жизни».

1
1

1
1

Что такое деньги и откуда они взялись
8

Товарный обмен; первые деньги; монеты разных
стран мира. Знакомство с историей появления
обмена товарами.

1

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
9

Знакомство с устройством монет, изобретением
бумажных денег, со способами защиты от подделок
бумажных денег.

1

Хочу, могу и надо
10

11
12
13

Желания как первый шаг появления культурных
потребностей, усилия человека, направленные на их 1
достижение.
1
Рисование на темы «Мои желания», «Что я
изобрету для того, чтобы помочь людям?».
1
Безграничность человеческих желаний и
невозможность исполнить все желания.
1
Желания (потребности) членов семьи, которые
удовлетворяются в первую очередь.

Дата
изучения
план
факт

14
15
16

Ценность желаний, направленных на других людей
.
Как можно помочь своим близким в исполнении их
желаний
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»

1
1
1

Какие товары и услуги исполняют желания
17

Многие желания и потребности человек может
исполнить. с помощью товаров.

1

18

Экскурсия в магазин

1

19

Продовольственные и промышленные товары.

1

20

Товары приобретают в магазинах, на рынке, на
ярмарке.

1

21

Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».

1

22

Продавец — профессия человека, который продаёт
товары.

1

23

Покупатель — человек, покупающий товары.

1

24

Многие потребности человека удовлетворяются не 1
товарами, а услугами .
1
Услуги — действия, которые оказывают человеку
различные люди и организации.
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, 1
больницу, поликлинику, на почту и др.
2
Виртуальная экскурсия на почту

25
26
27
28
29

Экскурсия в парикмахерскую

30

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое
предоставляет образовательные услуги и
удовлетворяет потребности людей в образовании.
Какие мечты и желания человека помогает
исполнить образование.
Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги
исполняют желания»
ВСЕГО

31
32

Виртуальная экскурсия в амбулаторию

2
1
1

1
1
34

IV.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Книга для чтения Т.В. Смирновой «Дом в Обычном переулке» – Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004.
2. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для
младших школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
Е.А.Мухина– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров» 2009.
3. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для
учащихся 2 - 4 классов https://fmc.hse.ru/2-4forms
Ресурсы интернет
1. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический
журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
2. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/
3. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».