I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Азбука денег» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе программ: 1. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1 3. Сборником рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020. Изучение курса «Азбука денег» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие экономического образа мышления; - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования; формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Принципы построения программы. 1. Принцип сотрудничества. Предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах, парах. 2. Принцип индивидуализации. Предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и в частности создании ситуации при организации занятии, в которых ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и рабочим и группе. 3. Коммуникативно-деятельностный подход. Предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения. 4. Личностно ориентированный подход. Способствует становлению, самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Планируемые результаты. Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых иреальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные. Обучающийся научится: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; уметь характеризовать виды и функции денег; знать источники доходов и направлений расходов семьи; уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения; проводить элементарные финансовые расчеты. Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам. Режим организации занятий кружка осуществляется в соответствии с утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю (33 часа в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в неделю (34 часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 класс Что нам нужно для жизни Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Универсальные учебные действия: — различать потребности по видам; — определять потребности домашних питомцев; — формулировать свои потребности. Практическая и игровая деятельность: — игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; — рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» Что такое деньги и откуда они взялись Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира. Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств. Универсальные учебные действия: — различать деньги бумажные и монеты; — определять понятие «ликвидность»; — формулировать понятие товарного обмена. Практическая и игровая деятельность: — игры «Магазин»; — рисование на тему «Монеты разных стран мира». Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег. Универсальные учебные действия: — различать деньги бумажные и монеты; — определять понятие «ликвидность»; — формулировать понятие товарного обмена. Практическая и игровая деятельность: — игры «Магазин»; — рисование на тему «Монеты разных стран мира». Хочу, могу и надо Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Универсальные учебные действия: — определять потребности своих близких; — оценивать свои желания и возможности их реализации. Практическая и игровая деятельность: — рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Как товары и услуги исполняют желания Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Универсальные учебные действия: — соотносить виды товаров и место их приобретения; — различать товары и услуги: понимать разницу между ними; — кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. Практическая и игровая деятельность: — изготовление изделий из природного материала для подарка; — игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»; — экскурсия в магазин; — экскурсия на почту; — мастер-классы «Я умею и могу научить всех». К концу обучения в 2 классе ученик узнает: — какие бывают потребности; — почему все потребности нельзя удовлетворить; — какие бывают товары и услуги; — где можно приобрести товары и услуги; — почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека. К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться: — соотносить свои потребности с потребностями своей семьи; — различать товары и услуги. Тематическое планирование Учебно-тематический план 2 год обучения (34 часа) № п\п 1 2 3 4 5 Название разделов и тем Что нам нужно для жизни Потребности — Потребности — это это всё то, что всё то, что требуется для требуется для жизни. жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в Рисование на тему пище, воде, «Что я возьму с тепле, собой на безопасности (на необитаемый примере остров» домашних питомцев). Культурные Игра: «Собери потребности, портфель» характерные только для Естественные человека: потребности, общение, характерные для образование, всего живого: в проявление пище, воде, тепле, своих интересов. безопасности (на Потребности и примере домашних желания людей питомцев). разного Культурные возраста, потребности, имеющих характерные только разные условия для человека: жизни и общение, профессии. образование, проявление своих интересов. 6 Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. 7 Содержание Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни». ЭОР Виды деятельности http://ecscho ol.hse.ru определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; http://ecscho ol.hse.ru http://pro.lent a.ru/money учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; Что такое деньги и откуда они взялись 8 Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира. Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость).Пер вые монеты и монеты разных государств. Товарный обмен; http://ecscho первые деньги; монеты разных стран ol.hse.ru мира. Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств. учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок 9 Знакомство с Знакомство с устройством устройством монет, монет, изобретением изобретением бумажных денег, со бумажных способами защиты денег, со от подделок способами бумажных денег. защиты от подделок бумажных денег. Хочу, могу и надо 10 Желания как первый шаг появления Желания как первый шаг появления культурных http://pro.lent a.ru/money http://ecscho ol.hse.ru учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. 11 Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». 12 Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. 13 14 15 Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяют ся в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; http://pro.lent a.ru/money http://ecscho ol.hse.ru http://pro.lent a.ru/money Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; оно важнее). учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; 16 Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо» Какие товары и услуги исполняют желания Многие Многие желания и 17 желания и потребности человек http://ecscho ol.hse.ru потребности может исполнить человек может (удовлетворить) с исполнить помощью товаров. (удовлетворить Товары — предметы, ) с помощью вещи, продукты товаров. питания, которые мы Товары — можем купить. предметы, Продовольственные вещи, продукты (пища и питьё) и питания, промышленные которые мы (одежда, обувь, можем купить. мебель, игрушки и др.) товары. Товары 18 приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Экскурсия в магазин 19 Продовольстве нные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель http://pro.lent — человек, a.ru/money покупающий товары. 20 Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. 21 Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами Игра (получение «Магазин», образования, «Супермаркет», сохранение «Ярмарка». http://ecscho ol.hse.ru учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 22 Продавец — профессия человека, который продаёт товары. здоровья, быстрое перемещение и т. п.). 23 Покупатель — человек, покупающий товары. 24 25 26 Многие потребности человека удовлетворяют ся не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). http://pro.lent a.ru/money Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Виртуальная экскурсия на почту http://ecscho ol.hse.ru http://pro.lent a.ru/money Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. 27 учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; http://ecscho ol.hse.ru Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; потребности людей в образовании. 28 овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; Экскурсия в парикмахерску ю учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; 29 Виртуальная экскурсия в амбулаторию 3031 3233 34 Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательны е услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательны х услуг в жизни человека. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания» ВСЕГО 34 http://pro.lent a.ru/money учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; http://ecscho ol.hse.ru овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Календарно-тематический план Учебно-тематический план 2 год обучения (34 часа) № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Название разделов и тем Кол. час. Что нам нужно для жизни Потребности — это всё то, что требуется для 1 жизни. 1 Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» 1 Игра: «Собери портфель» Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле. Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни». 1 1 1 1 Что такое деньги и откуда они взялись 8 Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира. Знакомство с историей появления обмена товарами. 1 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок 9 Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег. 1 Хочу, могу и надо 10 11 12 13 Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их 1 достижение. 1 Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». 1 Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. 1 Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Дата изучения план факт 14 15 16 Ценность желаний, направленных на других людей . Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо» 1 1 1 Какие товары и услуги исполняют желания 17 Многие желания и потребности человек может исполнить. с помощью товаров. 1 18 Экскурсия в магазин 1 19 Продовольственные и промышленные товары. 1 20 Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. 1 21 Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка». 1 22 Продавец — профессия человека, который продаёт товары. 1 23 Покупатель — человек, покупающий товары. 1 24 Многие потребности человека удовлетворяются не 1 товарами, а услугами . 1 Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации. Человек обращается за услугами в дом быта, школу, 1 больницу, поликлинику, на почту и др. 2 Виртуальная экскурсия на почту 25 26 27 28 29 Экскурсия в парикмахерскую 30 Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания» ВСЕГО 31 32 Виртуальная экскурсия в амбулаторию 2 1 1 1 1 34 IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Книга для чтения Т.В. Смирновой «Дом в Обычном переулке» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004. 2. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009. 3. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 4 классов https://fmc.hse.ru/2-4forms Ресурсы интернет 1. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru 2. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/ 3. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58