Рабочая программа Занимательная грамматика 2 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования и на основе:
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М."Просвещение" 2014 г.;
-Оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В.
Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по
русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. –(Мастерская учителя)
Программа предназначена для обучения учащихся 2 класса.
Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных
способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также
коммуникативных умений младших школьников с использованием современных
средств обучения.
. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому
языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях
обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово,
словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры
звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками
способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения,
закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных
умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и
продолжения образования;
Задачи:







способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:







занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Общая характеристика курса «Занимательная грамматика»
Данная рабочая программа относится к образовательным программам,
ориентированным на достижение результатов определённого уровня. Курс
«Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению
общеинтеллектуального развития личности.
Программа составлена на основе оригинального авторского курса «Путь к
грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность:
методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.368с. – (Мастерская учителя)
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Содержание занятий курса представляет собой введение в мирсложного
русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у
детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского
языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные
на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать
к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые
в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и
задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы
следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением
полученных результатов.
Содержание курса грамматики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения
грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития
учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой,
звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими,
твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением
слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е,
ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения
(буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся
произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и
написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей
орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из
области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со
словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем,
однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих
частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами
образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова
называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов;
осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений
у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над
сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление
о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без
введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову,
различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети
учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения,
читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения
текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной
читательской деятельности.
Основные виды деятельности учащихся:
 выполнение различных упражнений;
 оформление газет;












участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных
технологий:
развивающего обучения
личностно ориентированного образования
моделирующего обучения
здоровьесберегающих
ИКТ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса «Занимательная грамматика»
Личностные результаты:






осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:





определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:





находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:





оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст.

Планируемые результаты.
К концу 2 класса учащиеся должны:
- знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и
мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и
словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным
шрифтом;
- грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не
расходится с произношением;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;


- уметь прочитать слово орфоэпически и орфографически
Содержание курса «Занимательная грамматика»
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с
младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов
не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по
«Занимательной грамматике».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое
значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть
«волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и
внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно
пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку,
совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения «Занимательной
грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных
знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство
развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды,
головоломки, грамматические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для
детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
2 класс (34 часа)
Волшебная страна «Фонетика» (12часов) Волшебная страна “Фонетика”.
Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.
Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй
слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай
наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”.
Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему
они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи?
Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Волшебная страна «Грамматика» (8 часов) Добрый “волшебник” – Ударение.
Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”,
“Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной
(безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные.
Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение.
Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак.
Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
В стране «Слов» (3 часа) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.
Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и
выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова?
Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
В гостях у частей речи(5 часов) Существительные – слова с предметным
значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””.
Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя
прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным.
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Упражнения для закрепления (6 часов) Легкие головоломки. Технология
составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли
орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный
урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№

Тема

п/п

Кол.

Дата

час.

проведения
план

1
2
3

4
5
6

7
8
9

10
11
12
13

14
15

16

17

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и 1
Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.
Распознавание твердых и мягких согласных звуков в
словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.
Удивительные звуки. Игры “Невидимые звуки”, 1
“Читай наоборот”. Тест на развитие слухового
внимания.
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про
Ошибку”. Игра “Найди пару”.
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так
называются. Игра – сказка “Пропавшие имена”.
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи.
Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и
звуки”
Грамматическое домино”. Игры Деда Буквоеда.
1
Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок
орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”
Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок
орфограмм.(жи-ши,
ча-ща,
чу-щу,
чк
чн)”праздничный урок. Обобщение изученного
материала.
Легкие
головоломки.
Технология
составление
головоломок.
Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила
переноса.
Предложение – единица языка и речи. Роль
предложения в общении.
«Грамматическое домино”. Форма проведения:
“Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и
мягкий знак).
Играем в загадки. Технология составления загадок.
Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение
смыслоразличительной функции ударения. Игры
“Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”
Ударение над гласной может сделать букву ясной
(безударные гласные в корне слова). Сопоставление
звуковой и буквенной записи слов, отработка
действия контроля.
Ударение над гласной может сделать букву ясной

1
1

1

1

факт

18

19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32

(безударные гласные в корне слова). Сопоставление
звуковой и буквенной записи слов, отработка
действия контроля.
Непроверяемые безударные гласные.
1
Орфографический словарь – твой помощник.
Добрый “волшебник” - Ударение.
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и
особенности мягкого знака.
Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и 1
особенности твердого знака.
Существительные – слова с предметным значением.
Сказка
“Приключение
в
стране
“Имя
Существительное””.
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с 1
заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”
Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране 1
“Двойняшек” (парные согласные на конце слов)
Приключения в стране “Имя существительное”.
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о 1
роли орфографии.
Приключения в стране “Имя прилагательное”.
Дружба имени существительного с прилагательным
Дружба
имени
существительного
с
именем 1
прилагательным.
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. 1
Здравствуй, Глагол!
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном
богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто
больше знает слов на букву …”
Крылатые слова и выражения, происхождение слов.
Как нужно говорить.
Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, 1
как и у кустов, корень есть у разных слов.

33

Крылатые слова и выражения.

34

Праздничный
урок
«Путешествие
заканчивается…» Секреты родного языка.

не 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».