Рабочая программа по внеурочной деятельности Чудеса науки и природы 3 кл

1. Пояснительная записка
1.1.Нормативно-правовые акты
Рабочая программа внеурочной деятельности « Чудеса науки и природы»
для учащихся 3 класса составлена на основе следующих нормативных
правовых и методических документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
3. Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021
года);
4. Приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
5. Приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС
начального общего образования»;
6. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015
№ 996-р.
7. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672.
8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.09.2020 № 28;
9. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
1.2.Цели и задачи
Основной целью изучения курса « Чудеса науки и природы» является
создание условий для ребенка, чтобы почувствовать себя активным
участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в

мироздании.
Программа определяет ряд задач:
 содействовать формированию мыслительных навыков: делать
выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через
поисково-исследовательскую деятельность.
 способствовать формированию информационнокоммуникационных
компетенций учащихся;
 формировать универсальные учебные действия познавательного,
логического, знаково- символического, регулятивного и
коммуникативного характера;
 создавать условия для развития у детей познавательных
интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и
поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и
личностную заинтересованность в расширении знаний.
1.3 Место курса
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год.
1.4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения

младших школьников. Издательство «Учебная литература»,
дом «Фёдоров», 2008.
3. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для
младших школьников. Издательство дом «Фёдоров».
2008.
4. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.
БАЛЛАС,2008.
5. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин,
Л.Ю.Аликберова.
«ДРОФА», М., 2002.
6. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
7. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008
8. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ХИМИЯ», М., 1995

2.Содержание учебного предмета
2.1.Краткая характеристика содержания
Проектная деятельность и ее задачи
Что такое проект? Понятие проекта, отличие проекта от сообщения, учебного задания
и т.д.
Типы и виды проектов. Примеры удачных и неудачных проектов. Как выбрать тему
проекта? Требования к формулировке (названию) проекта. Практическое освоение
выбора темы проекта. С чего начинается работа над проектом. Этапы проектной
деятельности. Знакомство с понятиями
«проблема», «цель», «задача», «гипотеза», способы решения проблем. Методы
исследования. Практическое освоение указанных элементов проектирования.
Представление результатов работы. Проектный продукт как логическое завершение
проектной работы. Методы сбора информации для осуществления проекта. Способы
представления информации, виды информации в тексте и отбор требуемой
информации.
Строение и свойство вещества
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. свойства
жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких,
газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и
сложные.
Физические и химические явления
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые),
химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и
химических явлений природы в повседневной жизни.
Вода и воздух
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха
для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность
воздуха.

Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли.
Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды.
Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на
организм человека. Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в
природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Обработка почвы.
Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Условия жизни организмов:
среда обитания, факторы среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка.
Увеличительные
приборы.
Разнообразие
организмов.
Одноклеточные
и
многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Раздельный сбор мусора и его дальнейшая переработка.
2.2.Метапредметные связи учебного предмета
Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы» интегрирует
в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии.
2.3. Ключевые темы
1)
2)
3)
4)
5)

Проектная деятельность и ее задачи
Строение и свойство вещества
Физические и химические явления
Вода и воздух
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
В результате изучения курса «Чудеса науки и природы» обучающиеся на ступени
начального общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе,
приобретут целостный взгляд на мир;
 приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы;
 познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить
небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;


осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;



осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое
сообщение,
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать
свою
позицию
и координировать
ее
с
позициями партнеров
в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;


- конструировать знания;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего

характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся должны знать:
1) Что изучают предметы физики, химии, биологии, астрономии, географии и
экологии?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д.,
обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ.
3) Историю развития химии, физики, биологии, астрономии, географии и экологии.
4) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева.
5) Влияние человека на природу.
6) признаки химических и физических явлений.
7) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Отличать физические явления от химических.
3) Работать с простейшим химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие эксперименты.
5) Описывать явления.

3.1Виды деятельности, направленные на достижение результатов
Проектная деятельность и ее задачи (3ч)
Просмотр фильма «Мишкина каша» и оценочное обсуждение удачности/неудачности
«проекта» и причин, которые к этому привели. Обсуждение выбора и формулировки
названия проекта. Практическая работа по формулированию целей, задач и гипотез
проектов. Практическая
«Презентация проекта» с демонстрацией примеров презентаций.
Строение и свойство вещества (7 ч)
Игровая викторина на определение тел и веществ. Эксперименты по изучению свойств
твердых тел, жидкостей и газов (форма, объем). Эксперименты по изучению
деформации, упругости, пластичности. Эксперименты по разделению смесей веществ.
Изготовление из пластилина моделей атомов и молекул. Изготовление из пластилина
моделей простых и сложных веществ. Эксперименты по диффузии веществ.
Лабораторное занятие «Вещества растительных организмов».
Физические и химические явления (2 ч)
Эксперименты по изменению агрегатного состояния веществ. Эксперименты по
изучению электрических, механических, тепловых явлений. Эксперименты по
горению и нагреванию веществ и изменению объема веществ при нагревании и
охлаждении. Действие индикаторов для определения химической природы веществ.
Вода и воздух (7 ч)
Эксперименты «Воздух занимает пространство», «Давление воздуха».
Эксперименты, доказывающие, что воздух имеет вес. Измерение давление воздуха с
помощью барометра. Решение задач. Готовим пособия «Народные приметы
предсказания погоды»,
«пословицы и поговорки о природе». Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Эксперименты по изменению объема воды в зависимости от температуры.
Эксперименты по изучению растворимости веществ при разных условиях.
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы (15 ч)
Эксперименты по изучению свойств живого.
Практическая работа «Посев семян. Разные способы посева и глубины заделки». Уход
за рассадой цветов и овощных культур.
Практическая работа по использованию увеличительных приборов. Зарисовка
микрообъектов. Практическая работа по изготовлению микропрепаратов.
Зарисовывание результатов наблюдений. Микроскопия простейших. Зарисовывание
результатов наблюдений. Игра
«Экологические факторы». Организация сбора макулатуры и участие в этом
мероприятии. Изготовление плакатов на экологическую тему, организация выставки
плакатов. Лабораторное занятие «Изучение коллекции почв». Практическая работа
«Изготовление гербария. Правила и рекомендации».
Организация проектной и учебной исследовательской деятельности
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами
обучающиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В

зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный
или коллективный характер.
Система оценки достижения планируемых результатов

Для контроля над освоением программного материала используются следующие
формы и методы контроля:- участие в выставках, проектах, конкурсах, творческих
выставках.
№п/п

Тематическое планирование
Наименование
Кол-во
Информация об электронных
разделов и тем
часов
учебных и методических материалах

1

Проектная
деятельность и ее задачи

3ч

2

Строение
и
свойство вещества
Физические
и
химические
явления
Вода и воздух
Живые
организмы
условия их жизни.
Микроорганизмы

7ч

3

4
5

2ч

и

7ч
15 ч

Коллекции
электронных
образовательных
ресурсов
1. «Единое окно доступа к
образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
3. «Федеральный центр
информационных образовательных
ресурсов»
-http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных
ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для
начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu:
информационно- методический
кабинет
http://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов
сети
«Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный
портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское
образование http://www.edu.ru

Календарно-тематическое планирование «Чудеса науки и природы» 3 класс
№
Наименование темы урока
п/п
1
Что такое проект? Примеры удачных и
неудачных проектов.

Кол-во
часов
1

Дата
план
06.09

2

Понятие проекта, отличие проекта от
сообщения, учебного
задания и т.д.

1

13.09

3

Типы и виды
проектов.
Тела и вещества.
Свойства твердых тел, жидкостей и
газов.

1

27.09

1
1

04.10
11.10

Свойства веществ:

1

18.10

4
5
6

Дата
факт

деформация,
упругость, пластичность.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Вещества и смеси
Молекулы. Атомы.
Элементы.
Движение частиц
вещества.
Разнообразие
веществ.
Физические явления.
Химические
явления. Горение, окисление, дыхание.

1
1

25.10
15.11

1

22.11

1

29.11

1
1

06.12
13.12

Воздух и его
свойства.
Вес воздуха и
атмосферное давление.

1

20.12

1

27.12

Изменение давления
воздуха с высотой.
Погода и ее
предсказание.
Помощь птицам в
зимнее время.
Вода и ее свойства. Агрегатные состояния
воды.
Тепловое расширение воды.
Вода – растворитель.
Организмы и
условия их жизни.
Посев семян цветов
и овощных культур.
Выращивание рассады цветов и
овощных культур.

1

10.01

1

17.01

1

24.01

1

31.01

1
1

07.02
14.02

1

21.02

1

28.02

Увеличительные
приборы.
Изучение
микроорганизмов.
Изучение
микроорганизмов.
Изучение
микроорганизмов.
Где живут
организмы.
Почва и ее свойства.

1

07.03

1

14.03

1

21.03

1

04.04

1

11.04

1

18.04

29

Лабораторное
занятие «Изучение коллекции почв».

1

25.04

30

Раздельный сбор мусора и его
дальнейшая переработка.

1

02.05

31

Игра
«Экологические факторы».

1

16.05

32
33
34

Защита проектов.
Защита проектов.
Защита проектов.

1
1
1

23.05
30.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».