1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Азбука денег» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе программ: 1. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1 3. Сборником рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020. Изучение курса «Азбука денег» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие экономического образа мышления; - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования; формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. На изучение курса «Азбука денег» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых иреальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные. Обучающийся научится: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; уметь характеризовать виды и функции денег; знать источники доходов и направлений расходов семьи; уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения; проводить элементарные финансовые расчеты. Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам. Режим организации занятий кружка осуществляется в соответствии с утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю (33 часа в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в неделю (34 часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный. 3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс Я и моя семья Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Универсальные учебные действия: — сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; — объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». Практическая и игровая деятельность: — игра «Генеральная уборка»; — игра «Я — хозяин большого дома». Моё и чужое Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Универсальные учебные действия: — обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Игровая и исследовательская деятельность: — тема исследования «Как становятся собственниками»; — игра «Страна Обмения». Почему люди трудятся Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Универсальные учебные действия: — обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; — объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; — проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; — осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Практическая и игровая деятельность: — экскурсия в школьную столовую; — экскурсия в библиотеку; — экскурсия в музей; — сюжетно-ролевые игры; — темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». Все работы хороши Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию. Универсальные учебные действия: — уважать труд людей разных профессий; — классифицировать профессии по предмету труда; — рассказывать о профессиях. Практическая и игровая деятельность: — встреча с человеком интересной профессии; — рисование на тему профессий; — темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». К концу обучения в 1 классе ученик узнает: — что такое собственность; — почему все люди трудятся; — какие бывают профессии; — как нужно относиться к своей и чужой собственности. К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться: — самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы. Календарно-тематический план учебного курса «Азбука денег» 1 год обучения (33 часа) № Название разделов и тем Кол. час. Дата изучения план 1 2 3 Я и моя семья Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка в доме. 1 04.09 1 11.09. 1 18.09. 4 Игра «Генеральная уборка» 1 25.09. 5 Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. 1 02.10. 1 09.10. 1 16.10. 8 Игра «Я — хозяин большого дома 1 23.10. 9 Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья» 1 06.11 10 Моё и чужое Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. 1 13.11. 6 7 11 12 Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). 1 1 20.11. 13 Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности. 1 04.12. 14 15 16 17 18 Игра «Страна Обменяй». Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ. 27.11. 11.12. 1 1 18.12. 25.12. 1 1 15.01. 22.01. факт 19 Почему люди трудятся Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. 1 29.01. 20 Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. 1 05.02. 21 Ценность труда людей разных профессий. 1 12.02 22 Экскурсия в школьную столовую. 1 19.02. 23 Экскурсия в библиотеку. 1 04.03. 24 Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся». Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства. Все работы хороши Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). 1 11.03 1 18.03. 1 08.04. 1 15.04. 28 Какие бывают профессии по предмету труда . 1 22.04. 29 Как люди выбирают профессию. 1 29.04. 30 Профессии членов семьи. 1 06.05 31 Как люди получают профессию. 1 13.05. 32 Встреча с человеком интересной профессии. 1 20.05 33 Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» ВСЕГО 1 20.05. 25 26 27 33