Азбука денег 1класс 2023-2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука денег» относится к социальному направлению
реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе
программ:
1.
Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват.
орг. / Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c. (Дополнительное
образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
3.
Сборником рабочих программ по внеурочной деятельности начального,
основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020.
Изучение курса «Азбука денег» в начальной школе направлено на достижение
следующих
целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений
в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи:

формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах,
об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и
функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и
инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании,
рекламе и защите прав потребителей;

формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет
доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и
их значимости;

формирование понимания необходимости долгосрочного финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения,
навыков управления сбережениями;

формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения
долгосрочного инвестирования;

формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманности действий в будущем;

обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли,
издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды,

функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на
межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего
мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини –
исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и
навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают
задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В
процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с
текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
На изучение курса «Азбука денег» в 1 классе отводится 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых иреальных экономических ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при
выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:

 освоению способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и
путей их решения;
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Программа рекомендована классным руководителям, учителям
начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам –
организаторам.
Режим организации занятий кружка осуществляется в соответствии с
утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в
неделю (33 часа в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в
неделю (34 часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав
семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта,
целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие
хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать
средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим
хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый»,
«бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи
человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека
(стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в
дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность —
предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.
Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для
ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего
мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда,
труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как
производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог,
космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с
техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в
природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают
профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как
стать мастером своего дела».
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.

Календарно-тематический план учебного курса «Азбука денег»
1 год обучения (33 часа)
№

Название разделов и тем

Кол.
час.

Дата
изучения
план

1
2
3

Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и
имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни
семьи.
Важность уюта, целесообразность порядка в
доме.

1

04.09

1

11.09.

1

18.09.

4

Игра «Генеральная уборка»

1

25.09.

5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее
семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего
хозяйства.
Качества, присущие хорошему хозяину:
бережливость, экономность (умение правильно
рассчитать средства), щедрость.

1

02.10.

1

09.10.

1

16.10.

8

Игра «Я — хозяин большого дома

1

23.10.

9

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

1

06.11

10

Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его
собственность. Личные вещи человека.

1

13.11.

6
7

11
12

Собственность — это не только вещи, но и
произведения человека (стихи, музыка, научные
открытия).

1
1

20.11.

13

Как человек становится собственником:
производит сам, покупает, получает в дар,
обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой
собственности.

1

04.12.

14
15
16
17
18

Игра «Страна Обменяй».
Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»;
защита исследовательских работ.

27.11.

11.12.
1
1

18.12.
25.12.

1
1

15.01.
22.01.

факт

19

Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей.
Безделье, праздность, леность — предмет
осуждения.

1

29.01.

20

Хорошая работа, интересная профессия —
блага, которыми следует дорожить.

1

05.02.

21

Ценность труда людей разных профессий.

1

12.02

22

Экскурсия в школьную столовую.

1

19.02.

23

Экскурсия в библиотеку.

1

04.03.

24

Важность домашнего труда для ведения
хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как
источник знаний и залог будущего мастерства.
Итоговое занятие на тему: «Почему люди
трудятся». Защита проектов: «Как создаётся
произведение искусства.
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу
(врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

1

11.03

1

18.03.

1

08.04.

1

15.04.

28

Какие бывают профессии по предмету труда .

1

22.04.

29

Как люди выбирают профессию.

1

29.04.

30

Профессии членов семьи.

1

06.05

31

Как люди получают профессию.

1

13.05.

32

Встреча с человеком интересной профессии.

1

20.05

33

Итоговое занятие на тему: «Все работы
хороши». Защита проектов «Профессии в моей
семье», «Как получить профессию и как стать
мастером своего дела»
ВСЕГО

1

20.05.

25
26

27

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».