Каб.язык 4кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
на уровне начального общего образования составлена на основе программы по
родному
(кабардино-черкесскому)
языку
разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
На уровне начального общего образования изучение родного (кабардино-черкесского)
языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт
выполнения
предметных
и
универсальных
действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
навыки самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких
её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка
является единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения родного кабардинского языка предполагается использование
материалов кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов,
установление межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык»,
«Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир»
и другими).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (кабардиночеркесский) язык»
В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются три
содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением языковых
единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в
учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о
нормах современного кабардино-черкесского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного кабардинского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий
компонент данной содержательной линии - работа с текстами: развитие умений

понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся
(умениями
определять
цели
общения,
адекватно
участвовать
в речевом общении);
третья содержательная линиянаправлена на изучение национально- культурной
специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского речевого этикета;
5.3. Изучение
родного
(кабардино-черкесского)
языка
направлено
на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе национального
самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
кабардинского языка как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных
задач,
овладение
умением
наблюдать
за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного языка,
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному
языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание уважительного отношения
к культурам и языкам народов России;
овладение
кабардино-черкесским
языком
на
элементарном
уровне
и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его
использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие
потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний, овладение основными видами речевой деятельности на основе

первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудированием, говорением, чтением, письмом;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 135 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе-34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).
6. Содержание обучения в 4 классе.
6.1. Фонетика и графика.
Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения
в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).
6.2. Состав слова.
Корень. Однокоренные слова. Падежные окончания. Словообразовательные
суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ. Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ,
-т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные
префиксы:
къа-,
на-,
гъа-,
хуэ-,
щIэ-,
хэ-,
те-,
дэи формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в), и-, е-, я, приставки времени: о-, ма-, мэ-.
Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция
в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения знаки
препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова».
6.3. Морфология. Части речи.
6.3.1. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные,
их правописание. Единственное и множественное число имен существительных.
Особенности в изменении собственных имён по числам. Склонение имён
существительных. Категория определённости и неопределённости склонения имён
существительных в кабардинском языке. Четыре падежа: именительный, эргативный,
послеложный и обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ,
-рауэ. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён
существительных.
Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на озере».
6.3.2. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные,
пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и служебные части речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
6.3.3. Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. Качественные и
относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном

числе. Правописание определительных словосочетаний, слитное и раздельное
написание. Правописание сложных слов, образованных путём основосложения
прилагательного с существительными. Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное
мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы» (Выступаем по радио).
6.3.4. Местоимения.
Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го лица
единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ),
они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа выражения
принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются самостоятельно, и
местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш), фыфей (ваш), яй
(их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два способа выражения
указательных местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках».
6.3.5. Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица глагола.
Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-.
Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами Правописание а и э в
основе глагола. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический
разбор глагола (простая форма).
Тестовые задания по теме «Глагол».
6.3.6. Имя числительное.
Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи
количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их
правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки -е- и
суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая - День Победы.
Помним. Гордимся».
7. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне начального общего образования.
7.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории
и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным
видам
искусства,
традициям
и
творчеству
своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка
как средства общения и самовыражения;
4) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых
способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное
отношение
к
результатам
труда,
навыки
участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное
отношение
к
природе,
формируемое
в
процессе
работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представление о системе родного (кабардино-черкесского) языка);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
родного (кабардино-черкесского) языка).
7.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной
деятельности.
7.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать
различные
языковые
единицы,
устанавливать
основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
7.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта
(речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.

7.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей)
правила
информационной
безопасности
при
поиске
информации
в
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет»
(информации
о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем.
7.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
7.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
7.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать
свои
учебные
действия
для
преодоления
речевых
и орфографических ошибок.

7.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению
(распределять
роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
7.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К
концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
Ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения
в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям ударения
в других языках;
Проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму;
Различать
и
находить
формообразующие
префиксы
и
суффиксы,
словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно
обозначать при разборе;
Образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами;
Определять однородные члены в предложении, распознавать предложения
с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения
являются однородные члены;
Соблюдать
при
письме
правила
употребления
знаков
препинания
в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами,
составлять
предложения
с
однородными
членами
без
союзов
и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор
нужногосоюзавпредложениисоднороднымичленами,находитьвпростомпредложении
однородные члены предложения;
определятьвопросыиокончаниячетырёхпадежныхформкабардинскогоязыка:именитель
ныйпадеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж(«хэт?», «сыт?», «сытым?»),
послеложный падеж(«хэткIэ?», «сыткIэ?», «сытымкIэ?»), обстоятельственный падеж
(«хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»);
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных
признаков, классифицировать слова по частям речи;

использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых
высказываниях;
наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной
и письменной речи, склонять имена существительные в категории определённости
и неопределённости, правильно подбирать падежные
окончания в речи
и на письме;
соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие послелог и к
именам существительным и местоимениям;
различать самостоятельные и служебные части речи;
определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных-качественные
и относительные, число, падеж;
склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном
и множественном числах;
согласовывать имена прилагательные и существительные в определительных
сочетаниях, определять слитное и раздельное написание словосочетаний, состоящих
из сущ. и прил. (махуэ и фIы-махуэфI(хороший день));
соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем основосложения
прилагательного с существительным;
узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи (личные,
указательныеи притяжательные);
правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое, второе, третье
лицо, единственное и множественное число);
использовать личные местоимения для устранения повторов;
оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в
тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
определять лицо, число личных местоимений;
работать с таблицами склонений личных местоимений, изменять личные местоимения
по падежам;
определять и использовать в речи указательные и притяжательные местоимения;
исправлять текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений;
соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений
и их форм;
соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать
от глаголов в неопределённой форме временные формы;
трансформировать текст, изменяя время глагола;
распознавать форму повелительного наклонения глагола пограмматическим
признакам;
различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола
и отличать её от омонимичных имён существительных (щэн, вэн-сэн

и тому подобное).
Спрягать глаголы, образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-,на,хуэ-,къа-,щIэ-, определять значение глагольных префиксов в образовании новых слов;
соблюдать
правила
правописание
приставок
зэры-,
щIэ,
мы-,
фIэс глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой
и пишется);
различать способы словообразования имён существительных, имён прилагательных,
глагола;
определять значение и употребление в речи количественных и порядковых
числительных;
определять вид числительных (количественное или порядковое);
работать с таблицами образования числительных;
определять падеж числительных и падежные окончания;
оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять цифровое
написание текста на соответствующие числительные;
редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных;
соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях числительных
и их форм;
грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать
под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов,словарныйдиктант13-15слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
при
работе
над
ошибками
осознавать
причины
появления
ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих
письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи
(уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты, высказывания);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
писать изложение (55-60слов) и сочинение (20-25слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
III. Адыгэбзэмк1э календарнэ-тематическэ план 4 класс (сыхь.34)
№
п/п
1

Урокымитемэр

с/б

Ипэитклассхэмщаджахэмкъытегъэзэжын (7)
Псалъэуха
1

Махуэр
план
факт

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Макъхэмрэхьэрфхэмрэ. Пычыгъуэмрэударенэмрэ
Псалъэм и зэхэлъык1эр
Зэхъуэк1а
зэрыхъупрефиксхэр.Псалъэкъызэрыхъупрефиксхэр
Суффикс. Псалъэпкъ
Псалъэухам и пкъыгъуэзэлъэпкъэгъухэр
Къызэрапщытэ диктант
Щы1эц1э (9)
Щы1эц1э унейхэмрэзэдайхэмрэ
Щы1эц1эм и закъуэбжыгъэмрэкуэдбжыгъэмрэ
Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а зэрыхъур (склоненэ)
Щы1эц1эм и склоненэ щ1ык1ит1ыр: белджылы,
мыбелджылы.
Щы1эц1эм и закъуэбжыгъэмрэкуэдбжыгъэмрэ я
склоненэр
Падеж к1эуххэм я тхык1эр
Б/зИзложенэ «Вак1уэдэк1»
Послелог
Къызэрапщытэ диктант
Плъыфэц1э (3)
Плъыфэц1эхэр бжыгъэк1э зэхъуэк1а зэрыхъур
Плъыфэц1эхэр падежк1э зэхъуэк1а зэрыхъур
Зэгъусэу къэк1уа щы1эц1эмрэ плъыфэц1эмрэ я
тхык1эр
Ц1эпапщ1э (3)
Ц1эпапщ1эхэмк1э гуры1уэгъуэ. Щхьэ
ц1эпапщ1эхэр
Еигъэ ц1эпапщ1эхэр. Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр
Къызэрапщытэ диктант
Глагол (8)
Глаголымтеухуауэ гуры1уэгъуэ. Унафэ щ1ыныгъэ
глагол
Инфинитив. Глаголым и зэманхэр
Глаголым и щхьэхэр.Япэщхьэ. Ет1уанэ щхьэ.
Ещанэщхьэ.
Глаголхэм я спряженэ. Глаголым и
префиксхэмтеухуа гуры1уэныгъэ
Зэры-, щ1э-, мы-, ф1э-, префиксхэм я тхык1эр
Глаголым и псалъэпкъыма-мрээ-мрэщатхыр
Ц1эпапщ1эхэмрэ щхьэпрефиксхэмрэ
Къызэрапщытэ диктант
Б/зИзложенэ «Тхьэрыкъуэхъумрэанэмрэ»
Бжыгъэц1э (3)
Бжыгъэц1эмк1э гуры1уэгъуэ.Зэрабж бжыгъэц1эхэр

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъэц1эхэр
Зэджар къэпщытэжын.

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».