Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке 2 кл.

. Пояснительная записка.

1.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»
курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в
едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей,
понимания

роли

фольклора

и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и
эстетического

пространства

субъекта

Российской

Федерации,

на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной
и российской культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций,
формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в себя
систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством
не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, кабардино-черкесская
литература

устанавливает

тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Освоение
в

1

классе

программы
начинается

по

вводным

учебному

предмету

интегрированным

«Литературное

курсом

«Обучение

чтение»
грамоте»

(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период обучения
грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте заканчивается к концу 1 класса и
раздельного обучения

учебных предметов

«Родной

(кабардино-черкесский)

язык» и

«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное изучение
учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.
1.2. В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и

читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность
обучающихся, круг детского чтения.
1.3. Изучение

литературного

чтения

на

родном

(кабардино-черкесском)

языке

направлено на достижение следующих целей:
овладение

осознанным,

правильным,

беглым

и

выразительным

чтением

как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать
с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
формирование

интереса

к

истории,

традиции,

искусству

своего

народа,

а также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов, формирование
патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском)

языке,

-

102

часа:

во

2

классе

-

34

часа

(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).

2. Содержание обучения во 2 классе.
2.1. «IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ» («Фольклор - золотой ларец»).
Къуажэхьхэр

(Загадки).

Псалъэжьхэр

(Пословицы).

ПсынщIэрыпсалъэхэр

(Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукIэхэр (Игры и забавы). Таурыхъхэр, псысэхэр
(Сказки): «Дыгъужьыр, бажэр, адакъэр» («Волк, лиса, петух»), «Аслъэнымрэ дзыгъуэмрэ»
(«Лев
и

и

лиса»),

«Бажэмрэ

мышь»),
Кърумрэ»

«Мыщэмрэ
(«Лиса

и

журавль»

Бажэмрэ»
(русская

(«Медведь
народная

сказка

в обработке А. Афанасьева, перевод Х. Кармокова)).
2.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение «КIэпхъ» («Белка»). Б. Карданов, рассказ
«Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар» («Как Жамал и Хату выращивали деревья»).
Б. Кагермазов, стихотворение «Ди кхъужьейр» («Наши грушевые деревья»). Х. Абитов,

стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). А. Браев, рассказ «Мэз лъапэм» («У лесной опушки»).
З. Налоев, стихотворение «Бжьыхьэр бейщ» («Богатая осень»).
2.3. «Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр» («Наши друзья - животные»).
В. Абитов, стихотворение «Си бажэ» («Моя лиса»). Х. Кармоков, сказка «Хьэмрэ
Мыщэмрэ» («Собака и Медведь»). Б. Жанимов, стихотворение «Къуалэбзу пшыналъэ»
(«Птичья мелодия»). А. Куантов, рассказ «Джэджьейм и Iэмалыр» («Изворотливый цыпленок»).
А. Черкесов, стихотворение «Парийрэ КIущэрэ» («Парий и Куша»). М. Кештов, стихотворение
«Шырэ» («Шырэ»). Б. Кагермазов, стихотворение «Цыжьбанэ» («Ёжик»).
2.4. «ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ» («Люблю природу зимой»).
Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс (Окружающий мир. Первый снег). Л. Афаунов,
стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Ф. Казанова, стихотворение «ГуфIэгъуэ» («Радостное
событие»). Б. Карданов, рассказ «Уэсыр джэдыгущ» («Снег - покрывало»). Б. Журтов, рассказ
«Бацэ». («Бацэ»). А. Шогенцуков, стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Б. Жанимов,
рассказ «БзуупцIэ» («Чёрный дрозд»).
2.5. «Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ» («Труд - радость»).
Л. Афаунов, стихотворение «ЩIылъэмрэ уафэмрэ» («Земля и небо»). П. Кажаров,
стихотворение

«IэщIагъэлI»

Б. Кагермазов,

стихотворение

(«Специалист»).
«Бжэндэхъухэр

Х. Гяургиев,

рассказ

згъэгуфIэнщ»

«Нанэ»

(«Обрадую

(«Нана»).
скворцов»).

А. Ханфенов, рассказ «Дыкъуэнагъ насыпыфIэ» («Счастливый Джыкъуэнагъ»). З. Налоев,
рассказ «Зулий и жыг» («Деревце Зулий»). О. Хашукоев, стихотворение «Хэт ар?» («Кто это?»).
Б. Карданов, рассказ «Ныбжьэгъу пэж» («Верный друг»).
2.6. «Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся своей Родиной!»).
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов, стихотворение «Къалэм сыщохьэщIэ» («В гостях в
городе»). А. Шогенцуков, стихотворение «Сабиигъуэ» («Детство»). А. Шоров, стихотворение
«Сыт насыпыр?» («Что такое счастье?»). М. Губжев, рассказ «Пщэдджыжьыр къуажэм» («Утро
вселе»). М. Ахметов, стихотворение «СощI сурэт» («Я рисую»).
2.7. «Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» («Добро пожаловать, весна!»).
«ХъыбарегъащIэ» («Оповещение»). Л. Афаунов, стихотворения «Гъатхэр къэсыжащ»
(«Весна вернулась»), «Гъатхэ» («Весна»). Б. Карданов, рассказ «Си мамэ дыщэ» («Моя золотая
мама»). З. Налоев, рассказ «Лиуан и бдзэжьей ещэкIар» («Как Лиуан ловил рыбу»).
П. Кажаров, стихотворение «Си мамэ» («Моя мама»). Л. Шогенов, стихотворение «Хьэсэн»
(«Хасан»). Л. Бозиев, рассказ «МыIэрысэ дыщафэхэр» («Золотистые яблоки»).
2.8. «Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» («Летнее изобилие»).
Б. Аброкова, рассказ «Бжьэпэм» («У обрыва»). М. Кештов, стихотворение «Жыгхэр мэIущащэ»
(«Шепот деревьев»). К. Ушинский, рассказ «Мэз цIыкIум» («В лесу») (Перевод А. Гергова).
Б. Кагермазов, стихотворение «Псы цIыкIу» («Ручеек»).

3. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.
3.1. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение

родного

языка

и

родной

литературы,

уважения

к

традициям

являющихся

частью

истории

других

народов

и культуры страны;
проявление

и

культуре

своего

и

в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность

к

прошлому,

настоящему

и

будущему

родного

края,

в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные

представления

о

человеке

как

члене

общества,

о

правах

и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление
с

сопереживания,

использованием

адекватных

уважения

языковых

и

доброжелательности

средств

для

выражения

(в

том

своего

числе

состояния

и чувств);
осознание

этических

понятий,

оценка

поведения

и

поступков

персонажей

позиции

посредством

художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение
накопления

и

своего

видения

систематизации

мира,

индивидуальной

литературных

впечатлений,

разнообразных

по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным

видам

искусства,

традициям

и

творчеству

и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

своего

4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации,

в

том

числе

на

уроках

литературного

чтения

на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых

способов

речевого

самовыражения

и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное
в

отношение

различных

видах

к

результатам

трудовой

деятельности,

труда,
интерес

к

навыки

участия

различным

профессиям

(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное

отношение

к

природе

посредством

примеров

из

художественных

произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
кабардино-черкесской

литературы,

развитие

познавательного

интереса,

активности,

инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора
и художественной литературы.
3.2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия,

регулятивные

универсальные

учебные

действия,

совместная

деятельность

(метапредметные результаты).
3.3. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам;

находить

закономерности и

противоречия при

анализе сюжета (композиции),

восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать

причинно-следственные

связи

в

сюжете

фольклорного

и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков
героев.
3.4.У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать

возможное

развитие

процессов,

событий

и

их

последствия

в аналогичных или сходных ситуациях.
3.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно

или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей)
правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации

в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
3.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

общения

как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать

и

формулировать

суждения,

с целями и условиями общения в знакомой среде;

выражать

эмоции

в

соответствии

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

(описание,

рассуждение,

повествование)

и

письменные

(повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

ошибок.
3.9. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать
с

учётом

участия

краткосрочные
в

и

коллективных

долгосрочные

задачах)

в

цели

стандартной

(индивидуальные
(типовой)

ситуации

на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению

(распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять

совместные

проектные

задания

по

литературному

чтению

на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
3.10. Предметные

результаты

изучения

литературного

чтения

на

родном

(кабардино-черкесском) языке.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и
смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ на
вопрос учителя);
слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие
ответы новым содержанием;
работать

в

паре (малой

группе)

над

элементарным

анализом прочитанного

произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
знать названия изученных произведений, кратко пересказывать ихсодержание;
читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).

Блок

4 Тематическое планирование
КолХарактеристика основных видов
во
Тема
деятельности обучающихся
часов

Псалъапэ
(Введение)

«IуэрыIуат
э – дыщэ
пхъуантэ»
(«Фолькло
р – золотой
ларец»)

«Бжьыхьэ
дыщафэ»
(«Золотая
осень»)

Кажаров П.
Стихотворение
«Сабиигъуэ»
(«Детство»).
Хацуков Х.
Стихотворение
«Ныбжьэгъу пэж»
(«Преданный друг»).
Къуажэхьхэр (Загадки).
Псалъэжьхэр
(Пословицы).
ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки).
Нэщэнэхэр (Приметы).
ДжэгукIэхэр (Игры и
забавы).
Таурыхъхэр, псысэхэр
(Сказки): «Дыгъужьыр,
бажэр, адакъэр»
(«Волк, лиса, петух»),
«Аслъэнымрэ
дзыгъуэмрэ» («Лев и
мышь»), «Мыщэмрэ
Бажэмрэ» («Медведь и
лиса»),
«Бажэмрэ Кърумрэ»
(«Лиса и журавль»).
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр
(«Разноцветные
странички») – отрывки
из текстов разных
жанров для развития
речи обучающихся.
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

2

Выразительное чтение стихотворений;
cовершенствование навыка чтения
вслух;
определение по названию произведения
его темы; составление словесной
картины с элементами описания

3

Хатуев П.
Стихотворение
«КIэпхъ» («Белка»).
Карданов Б. Рассказ
«Хьэту цIыкIурэ
Жэмалрэ жыг
зэрагъэкIар» («Как
Жамал и Хату
выращивали деревья»).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Ди
кхъужьейр» («Наши
грушевые деревья»).
Абитов Х.
Стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Браев А. Рассказ «Мэз

5

Восприятие
произведения
устного
народного
творчества;
выражение
своего отношения к произведению, к
героям, их поступкам; сравнение
персонажей одного или нескольких
произведений, героев народных сказок,
выявление их сходства и различий;
чтение
осознанное,
правильное,
плавное, вслух с переходом на чтение
целыми словами вслух небольших по
объему текстов; выразительное чтение
небольших текстов; cовершенствование
навыка
чтения
вслух;
освоение
элементарных
способов
анализа
произведения; парная и групповая
работа над анализом произведения;
деление текста на части и составление
простейшего плана под руководством
учителя; определение основной мысли
произведения с помощью учителя;
пересказ
по
готовому
плану;
самостоятельная работа по заданиям и
вопросам
к
тексту;
сочинение
небольших
сказок
и
историй;
рассказывание сказок от лица одного из
ее
персонажей;
придумывание
продолжения произведения (сказки,
рассказа),
изменение
начала
и
продолжения
произведения;
коллективные творческие работы
освоение
элементарных
способов
анализа
сказки;
выделение
в
услышанном
тексте
основных
логических частей; выражение своего
отношения к произведению, к героям,их
поступкам; сравнение персонажей
одного или нескольких произведений;
чтение
целыми словами вслух, с
постепенным увеличением
скорости
чтения
в
соответствии
с
индивидуальными возможностями;
соблюдение
орфоэпических
и
интонационных норм чтения с учетом
ритмики стихов; чтение предложений с
интонационным выделением знаков
препинания; определение смысловых
особенностей разных по виду и типу

лъапэм» («У лесной
опушки»).
Налоев З.
Стихотворение
«Бжьыхьэр бейщ»
(«Богатая осень»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)
«Ди
ныбжьэгъу
фI
псэущхьэхэ
р» («Наши
друзья –
животные»
)

«ЩIымаху
эр
щIыIэми,
зэман
дахащэщ»
(«Люблю
природу
зимой»)

Абитов В.
Стихотворение «Си
бажэ» («Моя лиса»).
Кармоков Х.
Литературная сказка
«Хьэмрэ Мыщэмрэ»
(«Собака и Медведь»).
Жанимов Б.
Стихотворение
«Къуалэбзу пшыналъэ»
(«Птичья мелодия»).
Куантов А. Рассказ
«Джэджьейм и
Iэмалыр»
(«Изворотливый
цыпленок»).
Черкесов А.
Стихотворение
«Парийрэ КIущэрэ»
(«Парий и Куша»).
Кештов М.
Стихотворение
«Шырэ» («Шыра»).
Кагермазов Б.
Стихотворение
«Цыжьбанэ» («Ёжик»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж».
(«Размышляем о
прочитанном»)
Кумахова М. Рассказ
«Дыкъэзыухъуреихь
дуней.
Япэ
уэс»
(«Окружающий
мир.
Первый снег»).
Афаунов Л.
Стихотворения
«ЩIымахуэ» («Зима»),
«ЩIымахуэ зэманыр»
(«Зимой»).
Казанова Ф.

6

3

текстов,
передача их с помощью
интонирования; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста;
составление вопросов по тексту;
пересказ текста по опорным словам;
составление короткого
монологического высказывания;
нахождение тексте
средств
художественной выразительности;
рисование иллюстраций
к тексту;
выполнение тестовых заданий
Восприятие на слух поэтических и
прозаических произведений; понимание
содержания текстов, воспринятых на
слух; выделение в услышанном тексте
основных логических частей; чтение
предложений
с
интонационным
выделением
знаков
препинания;
определение смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов,
передача их с помощью интонирования;
ответы на вопросы по содержанию
прочитанного
текста;
составление
вопросов по тексту;
пересказ текста по опорным словам;
построение короткого монологического
высказывания; ответы на вопросы по
содержанию услышанного
произведения, по последовательности
событий; нахождение в тексте средств
художественной выразительности;
рисование иллюстраций к тексту

Понимание содержания прослушанного
речевого
высказывания;
умение
отвечать на вопросы по содержанию
услышанного
произведения,
определение
последовательности
событий; чтение предложений с
интонационным выделением знаков
препинания, понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью
интонирования,
изложение

Стихотворение
«ГуфIэгъуэ»
(«Радостное событие»).
Карданов Б.
Рассказ
«Уэсыр
джэдыгущ»
(«Снег – покрывало»).
Журтов Б.
Рассказ
«Бацэ» («Баца»).
Шогенцуков А.
Стихотворение
«ИлъэсыщIэ» («Новый
год»).
Жанимов Б.
Рассказ
«БзуупцIэ» («Чёрный
дрозд»).
Ди проектхэр «Сыт уи
псэук1э,
щ1ымахуэ
бзу?» (Наши проекты.
«Птицы зимой»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем
о
прочитанном»)
«Лэжьыгъэ Афаунов Л.
Стихотворение
р
гуфIэгъуэщ «ЩIылъэмрэ уафэмрэ»
(«Земля и небо»).
» («Труд –
Кажаров П.
радость»)
Стихотворение
«IэщIагъэлI»
(«Специалист»).
Гяургиев Х. Рассказ
«Нанэ» («Нана»).
Кагермазов Б.
Стихотворение
«Бжэндэхъухэр
згъэгуфIэнщ»
(«Обрадую скворцов»).
«Ди Хэкур» («Наша
«Хэкум
дрогушхуэ! Родина»).
» («Мы
Ногмов У.
гордимся
Стихотворение
своей
«Къалэм сыщохьэщIэ»
Родиной!») («В гостях в городе»).
Шогенцуков А.
Стихотворение
«Сабиигъуэ»
(«Детство»).
Шоров А.
Стихотворение «Сыт
насыпыр?» («Что такое
счастье?»).

последовательности событий;
чтение
текста
художественного
произведения; участие в беседе по
прочитанному
тексту;
понимание
смысла прочитанного произведения;
составление вопросов по тексту;
пересказ текста по опорным словам;
нахождение
в
тексте
средств
художественной
выразительности;
коллективные
творческие
работы;
подбор материала для проектной
работы; защита проектной работы

5

4

Понимание на слух информации,
содержащейся в предложенном тексте;
определение основной мысли текста,
передача его содержания по вопросам;
использование навыков аудирования на
основе целенаправленного восприятия
текстов; чтение про себя в процессе
первичного ознакомительного чтения и
повторного изучающего чтения; чтение
вслух с соблюдением орфоэпических и
интонационных норм; нахождение по
заданию учителя в изучаемом тексте
необходимых
сведений;
воспроизведение сюжета и осознание
смысла прочитанного произведения;
Использование навыков аудирования на
основе целенаправленного восприятия
текстов;
наблюдение
за
выразительностью
услышанной речи; наблюдение за
ритмом стихотворного произведения,
сравнение
ритмического
рисунка
разных стихотворений; чтение про себя
в
процессе
первичного
ознакомительного чтения и повторного
изучающего чтения; чтение вслух с
соблюдением
орфоэпических
и
интонационных норм;
устный
и
письменный
пересказ

«Къытхуеб
лагъэ,
гъатхэ!»
(«Добро
пожаловат
ь, весна!»)

Губжев М. Рассказ
«Пщэдджыжьыр
къуажэм» («Утро в
селе»).
Ахметов М.
Стихотворение «СощI
сурэт» («Я рисую»).
Адыгэ хабзэм щыщщ.
(Из адыгских обычаев и
традиций).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Ханфенов А. Рассказ
«Дыкъуэнагъ
насыпыфIэ»
(«Счастливый
Джыкъуэнагъ»).
Налоев З. Рассказ
«Зулий и жыг»
(«Деревце Зулий»).
Хашукоев О.
Стихотворение «Хэт
ар?» («Кто это?»).
Карданов Б. Рассказ
«Ныбжьэгъу пэж»
(«Верный друг»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж».
(«Размышляем о
прочитанном»)
«ХъыбарегъащIэ»
(«Оповещение»).
Афаунов Л.
Стихотворение
«Гъатхэр къэсыжащ»
(«Весна вернулась»).
Карданов Б. Рассказ
«Си мамэ дыщэ» («Моя
золотая мама»).
Налоев З. Рассказ
«Лиуан и бдзэжьей
ещэкIар» («Как Лиуан
ловил рыбу»).
Кажаров П.
Стихотворение «Си
мамэ» («Моя мама»).
Шогенов Л.

услышанного / прочитанного;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом
тексте
необходимых
сведений;
понимание
сюжета
и
осознание
смысла
прочитанного
произведения; использование словаря
для
выяснения
значений
слов;
самостоятельное
воспроизведение
сюжета
с
использованием
художественно-выразительных средств
языка;
последовательное
воспроизведение
эпизода
с
использованием специфической для
данного
произведения
лексики;
пересказ; рассказ по иллюстрациям
пользование словарем для выяснения
значений слов;
определение
особенностей художественного текста,
своеобразия выразительных средств
языка (с помощью учителя); ответы на
вопросы по содержанию прочитанного;
характеристика героя лирического
произведения; выявление в тексте
средств
художественной
выразительности; построение рассказа
по иллюстрациям; выполнение
контрольных тестовых заданий; выбор
книги на основе рекомендованного
списка

3

Использование навыков аудирования на
основе целенаправленного восприятия
текстов;
наблюдение
за
выразительностью услышанной речи;
наблюдение за ритмом стихотворного
произведения, сравнивание
ритмического
рисунка разных
стихотворений; чтение про себя в
процессе первичного ознакомительного
чтения и повторного изучающего
чтения;
чтение вслух с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом тексте необходимых
сведений; понимание сюжета и
осознание смысла прочитанного

Стихотворение
«Хьэсэн» («Хасан»).
Афаунов Л.
Стихотворение
«Гъатхэ» («Весна»).
Бозиев Л., рассказ
«МыIэрысэ
дыщафэхэр»
(«Золотистые яблоки»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
«Гъэмахуэ
тхъэжыгъ
уэ»
(«Летнее
изобилие»)

Аброкова Б. Рассказ
«Бжьэпэм» («У
обрыва»).
Кештов М.
Стихотворение
«Жыгхэр мэIущащэ»
(«Шепот деревьев»).
Ушинский К. «Мэз
цIыкIум». («В лесу»)
(перевод Гергова А.).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Псы
цIыкIу» («Ручеёк»).
Ди проектхэр: «Ди
мэзыр», «Ди хадэр»,
«Ди паркыр» (Наши
проекты: «Наш лес»,
«Наш сад», «Наш
парк»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»).
Итоговая контрольная
работа

3

произведения; пользование словарем
для выяснения значений слов;
самостоятельное воспроизведение
сюжета с использованием
художественно-выразительных средств
языка; последовательное
воспроизведение эпизода с
использованием специфической для
данного произведения лексики;
пересказ, рассказ по иллюстрациям;
высказывание своего отношения к
произведению; характеристика героя
произведения с использованием
художественно-выразительных средств
данного текста; нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих
героя и событие
Восприятие на слух поэтических и
прозаических
художественных
произведений (в исполнении учителя,
обучающихся); ответы на вопросы по
содержанию текста, отражение главной
мысли,
оценивание своих
эмоциональных реакций; постепенное
увеличение
скорости
чтения;
соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения; краткий и
подробный устный и письменный
пересказ услышанного, прочитанного;
развитие поэтического слуха;
воспитание эстетической отзывчивости
на
произведение;
умение
самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого
текста;
самостоятельное
воспроизведение
сюжета
с
использованием
художественновыразительных средств языка;
последовательное воспроизведение
эпизода
с
использованием
специфической
для
данного
произведения лексики, пересказ,
рассказ
по
иллюстрациям;
высказывание своего отношения к
произведению; характеристика героя
произведения с использованием
художественно-выразительных средств
данного текста; нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих
героя и событие; подбор материала для
проектной работы; защита проектных
работ

Календарно - тематическое планирование
2 класс (сыхь.34)

№

Темэ

Сыхьэт
бжыгъэ

Зэман
щекIуэкIынур
щекIуэкIар

Къэжэр Пётр «Сабийгъуэ». Хьэц1ык1у
Хьэсэн «Ныбжьэгъу пэж».
Джэрыджэ Арсен «Адыгэбзэ»
«1уэры1уатэ – дыщэ пхъуантэ»
Къуажэхьхэр,псалъэжьхэр 1уэры1уатэм и
пкъыгъуэхэм щыщщ.
Нэщэнэхэр,псынщ1эрыпсалъэхэр,сабий
джэгук1эхэр 1уэры1уатэм и пкъыгъуэхэм
щыщщ.
«Дыгъужьыр, бажэр, адакъэр»
«Мыщэмрэ бажэмрэ»
Къэту Пётр «К1эпхъ»
Къардэн Бубэ «Хьэту ц1ык1урэ Жэмалрэ
жыг зэрагъэк1ар»
Нало Заур «Бжьыхьэр бейщ»
Къагъырмэс Борис «Ди кхъужьейр»

1

07.09

1

14.09
21.09

1

28.09

1
1
1
1

05.10
12.10
19.10
26.10

1

09.11

10

Абыт1э Владимир «Си бажэ»

1

16.11

11

Езыр –езыру яджын
К1уант1э 1эзид « Джэджьейм и 1эмалыр»

1

23.11

12

1

30.11

1

07.12

14

Шэрджэс Алий «Парийрэ К1ущэрэ»
Тематическэ тест «Унэ псэущхьэхэр»
К1эщт Мухьэз «Шырэ»
Къагъырмэс Борис « Цыжьбанэ»
Аф1эунэ Лиуан «Щ1ымахуэ»

1

14.12

15
16

Къэрдэн Бубэ «Уэсыр джэдыгущ»
Журт Биберд «Бацэ»

1
1

21.12
28.12

17

Щоджэнц1ык1у 1эдэм «Илъэсыщ1э»

1

11.01

18

1

18.01

19
20
21
22
23

Жаным Борис «Бзуупц1э»
Проект
«Сытыр уи псэук1э ,щ1ымахуэ бзу?»
Сочиненэ «Щ1ымахуэ»
Сочиненэ «Щ1ымахуэ»
Аф1эунэ Лиуан «Щ1ылъэмрэ уафэмрэ»
Къэжэр Петр «1эщ1агъэл1»
Джаурджий Хьэтыкъэ «Нанэ»

1
1
1
1
1

25.01
01.02
08.02
15.02
22.02

24

Къардэн Бубэ «Ныбжьэгъу пэж»

1

29.02

25

Щоджэнц1ык1у Алий «Сабиигъуэ»
Шорэ Ахьмэд «Сыт насыпыр?»
Тематическэ тест «Си Хэку,си къалэ»
Ахъмэт Му1эед «Сощ1 сурэт»
Хъыбарегъащ1э.
Аф1эунэ Лиуан «Гъатхэр къэсыжащ»
Къардэн Бубэ «Си мамэ дыщэ»

1

07.03

1
1

14.03
21.03

1

04.04

1
2
3

4

5
6
7
8
9

13

26
27
28

1
1

11.04
18.04

31
32
33

Къэжэр Петр «Си мамэ»
Щоджэн Леонид «Хьэсэн». Аф1эунэ
Лиуан «Гъатхэ»
Сочиненэ «Гъатхэ»
Сочиненэ «Гъатхэ»
Щоджэн Леонид «Хьэсэн»

1
1
1

25.04
16.05
23.05

34

Гъэ псом яджар къэпщытэжын

1

30.05

29
30

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебные пособия

1. Кумахова М. М., Литературное чтение на родном (кабардинском) языке. 2 класс: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа» – Издательство
«Эльбрус», 2020. – 208 с.
2. Канаметова Л. Х., Литературное чтение на родном (кабардинском) языке. 3 класс:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа» –
Издательство «Эльбрус», 2020. – 176 с.
3. Малаева Ф. Б., Литературное чтение на родном (кабардинском) языке. 4 класс: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа» – Издательство
«Эльбрус», 2020. – 192 с.
Дополнительные источники

4. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус,2008. – 704 с.
5. Бижоев Б. Ч., Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х.Т. Тимижев. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
6. Бижоев Б. Ч., Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под общей
редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
7. Гяургиев Х. З. Дзасежев Х. Е., Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-IIчасти – Нальчик:
Эльбрус, 2010. // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004128138 (дата обращения: 21.06.2020).
8. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка (для шк.). –
Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
9. Емузов А. Г., Англо-кабардино-русский фразеологический словарь.– Нальчик:
Эльбрус, 1976. – 350 с.
10. Кабардино-черкесский язык: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т
гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ.
полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01002962604 (дата обращения: 21.06.2020).
11.
Карданов Б. М., Русско-кабардинско-черкесский словарь: около 30000 слов / Сост.
Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат. очерка
кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард.
АССР. – Москва: ГИС, 1955. – 1055 с.
12. Малаева Ф. Б., Детство = Сабиигъуэ: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ
гъэсакIуэхэм,Эльбрус, 2015. – 477 с.
13. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов / Ин-т
гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. 1. изд. – М.:
Дигора, 1999. – 852 с.
14. Сукунов Х. Х., Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях
= Kabardino Circassian Russian-English Turkish picturedictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова.
– Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
15. Урусов Х. Ш., Орфографический словарь кабардино-черкесскогоязыка: 90000 слов /
Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Электронные ресурсы
16. Государственная национальная библиотека КБР: // URL: http://xn-- 90aae3anv.xn--p1ai/

(дата обращения 21.06.2020).
17. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. // URL:
http://window.edu.ru/resource/784/34784 4. Помощь в изучении языка адыгов // URL:
https://www.anabza.org/ (дата обращения 21.06.2020).
18. Нур (Свет): ежемес. лит.-худож. журн. для детей Учредители: Детский фонд, Союз

писателей КБР. Изд. с 1982 г. – 2020 Нальчик. // URL: / http://nurkbr.ru/.(дата обращения
21.06.2020).
19. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн +приложение для Android) //
URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения 21.06.2020).
20. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения 21.06.2020).
21. Самый большой онлайн словарь «Glosbe» // URL:
https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский (дата обращения: 03.07.2020).
22. Словарь
«Лъэпкъым
и
гъуазэ»
//
URL:
https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki (дата обращения 21.06.2020).
23. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата обращения
21.06.2020).
24. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL:
https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2020).
25. Электронная
библиотека
КБГУ
//
URL:
http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения21.06.2020


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».