Программа-внеурочной-деятельности-Адыгский-этикет-для-обучающихся-5-класса

Если бы жизнь народа строилось по его собственным традициям, изнутри
национального духа, то тогда наша окружающая действительность была бы
человечней, достойней нас и всех остальных”.
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества
приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание такихпонятий,
как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе. Программа
способствует возрождению национальных обычаев, традиций, развитию культуры, истории
и воспитанию подрастающего поколения в духе лучших национальных традиций, которые
приведут наших людей к лучшему взаимопониманию, взаимоуважению и к истинной
интернациональной дружбе. А это основа жизни и развития нашего общества.
Большое внимание в авторской программе уделяется изучению принципов адыгской
этике, оказывающий влияние на мировозрение и нравственные качества личности.
Адыгская этика - наилучшая база для развития и поддерживания в регионе традиционной
культуры мира, согласия, взаимопонимания. Сегодня заметно снизилось качество
восприятия и оценки адыгской культуры в целом. Нельзя допустить игнорирование роли
адыгства в динамике социальной жизни, в формировании базовой личности общества.
Адыгская этика - не столько часть истории народа, сколько постоянно действующий
механизм преобразования прошедшего и будущего в настоящее.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён
современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и
культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные
чувства. Известно, что главной целью воспитания и обучения является гармоничное
развитие личности. Значит, передо мной стоит задача – воспитать независимого и
самостоятельного человека.
Данный курс является одной из форм воспитания такого человека и предназначен для
учащихся 5-9 классов, стремящихся расширить, углубить и совершенствовать знания
адыгских
национальных
традиций
и
обычаев.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью
развития национальных культур, формированием национального самосознания. Программа
по воспитанию подрастающего поколения на принципах народной педагогики является
актуальной, поскольку сегодня важнейшими задачами общества становятся восстановление
воспитательно-образовательных и этнокультурных функций школы, возврат ей
действительно национального характера. Для успешного взаимодействия людей разных
национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому
возникает необходимость в том, чтобы учащиеся стали носителями, творческими
продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их ознакомить,
убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать
им. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания.
Ценности: Почитание родителей; забота о старших и младших; любовь к

России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.
Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; межэтнический
мир; свобода и ответственность; свобода совести и вероисповедания; свобода личная и
национальная; служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).
Доверие к людям; институтам государства и гражданского общества. Нравственный
выбор. Смысл жизни. Справедливость. Милосердие. Честность. Достоинство. Любовь.
Жизнь. Родная земля.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа
обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и
развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления
духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного
человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в
культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начнёт осваивать их с самого
малого возраста. Народная культура должна предстать в своей целостности, исходной связи
с
жизнью
человека.
Программа, которую я представляю, ставит своей целью знакомство учащихся с историей
и культурой своего родного уголка, родной земли. В данной программе предлагаются
знания, воспитывающие уважение, любовь к культуре, традициям, быту и опыту родного
народа и живущих вместе с ним других народов, а также культуру межнационального
общения
народа,
населения
нашего
села.
Режим занятий: программа рассчитана для учащихся средних классов 5-9 классов. Занятия
проводится один раз в неделю по одному часу после учебных уроков. Длительность
изучения
34
часа
в
год
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием
населяющего народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного
поведения, общей культуры.
Задачи:
1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных
групп.
2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на
улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народа.
4. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями родного уголка.
5. Приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения.
6. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
7. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области
краеведения.
8. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
9. Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней.
10. Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ.
11. Формирование интереса к изучению родного края.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
Формы организации: беседа, познавательно-развлекательные игры, экскурсии,
тематические устные журналы, диспуты, инсценированные представления, праздники
народного календаря, выставки, конкурсы рисунков, фотографий, просмотр видеофильмов,

народные игры, встречи с интересными людьми, выставки.
Психологическое обеспечение программы:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• создание творческой атмосферы и желания у учащихся в практической деятельности;
• применение индивидуальных, групповых форм обучения;
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через
знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной
личности гражданина и патриота Родины. Убеждённость учащихся в том, что настоящий
гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает духовное наследие, верен своему
гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Занятия кружка «Адыгэ щэнхабзэ» должны быть эмоциональными, строиться на
непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо
использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На занятиях важна активность
школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения,
объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка
интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их
нравственной сущности.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых
программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о
базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий,
заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные
постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр
видеофильмов.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Адыгэ щэнхабзэ»











Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление
духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать
присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных
представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и
общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Ожидаемый результат:
ценностное отношения к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с
представителями разных национальностей;
любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике
государства.
у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности»,
«семья», «здоровый образ жизни»;
ребята за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать
друг другу;
появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень,
прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;



























знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном
и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов

Содержание программы внеурочной деятельности «Адыгэ щэнхабзэ»

Раздеп 1: «Введение. Адыгский этикет. Адыгские обычаи». Истоки адыгских обычаев и
традиций адыгов. Ученые, внесшие большой вклад в создание кабардинской письменности.
Семья – есть основа для соблюдения обычаев.
Наши обычаи и наш язык – это мы, наше прошлое, настоящее и будущее.
Раздел 2: «Адыги – это кто?». Страна, где изначально жили адыги. Время, когда жили
хетты. Имя, которое носил наш народ с 8 по 13 век. Страны, в которых проживали в это
время адыги. Как называли адыгов с 13 века.
В каких странах сегодня проживают адыги. Национальная одежда наших предков.
Раздел 3: «Конструктивные принципы адыгского этикета». Принцип скромности и
толерантности.
«Терпимость адыгов». Сначала подумай, прежде чем говорить.
Высказывания известных ученых о терпимости адыгов. Истории о терпимости адыгов.
Принцип почитания старших. «Уважение и почитание старших – это древнейший и
основной обычай адыгов». Адыгская пословица «Кто не уважает старших, в старости не
будет уважаем». Высказывания известного немецкого ученого Кон Карла об адыгских
обычаях. Какие нормы поведения существовали по отношению к старшим. Принцип
гостеприимство. «Обычай гостеприимства у адыгов». Высказывания известных ученых о
гостеприимстве адыгов. Пословицы о гостеприимстве и их значение Специальная кунацкая
у адыгов и ее обустройство. Как вели себя гости и как вести себя в гостях. Принцип
почитание женщин. «Какие нормы поведения женщин существует по адыгским
традициям». История жизни знаменитых известных адыгских женщин.Адыгская женщина
была красива не только телом, но и душой. Воспитание девушек начинается с семьи.
Правила, которые должны соблюдать адыгские девушки. Обычаи по отношению к
женщинам. Адыгские женщины выделялись среди других своей красотой и воспитанием.
Рыцарское отношение к женщинам. Кабардинские девушки – носители хороших адыгских
традиций.
Раздел 4: Нравственные принципы общения адыгов по этикету.
«Формы приветствий». Обычаи приветствия женщин. Приветствие путника.
Приветствие за столом. «Поведение в обществе». Как вели себя мужчины и женщины в
обществе. Какое место в обществе занимали старшие. Поведение молодежи в обществе.
Поведение родителей и детей в обществе.
Раздел 5: Использование традиционной адыгской педагогики для воспитания
здоровой, гармонично- развитой личности.
«Взаимопомощь». Обычаи взаимопомощи у адыгов. Виды взаимопомощи. Помощь на
поле, в постройке жилища. «Обычаи, связанные с работой». Счастье в труде. Цена человека
в его работе. Пот, хоть и соленый, но сладкий. Идея о важной роли физического воспитания
содержится в произведениях нартского эпоса, в сказках, свадебных и колыбельных песнях,
пословицах. Во всех этих материалах утверждается мысль, что каким будет здоровье
ребенка в будущем, зависит от физического воспитания. Оно требует от воспитателей
постоянного самоконтроля, самосовершенствования в своей нравственности и искусстве
воспитания.
Главной целью физического воспитания являлось гармоничное развитие личности
(духовного, умственного, физического). Это особенно хорошо прослеживается в
фольклоре, где можно найти те приемы и средства физического воспитания, которые
оказывали наиболее действенное значение на формирование здорового, крепкого
физически и нравственного человека.

Система физического воспитания диктовалась эпохой, обстоятельствами в которых
жили Адыги. О силе и отваге черкесов писали зарубежные путешественники и
исследователи
Раздел 6: Обряды и обрядовые игры адыгов
Многие обряды связанные с рождением и воспитанием ребенка еще выполняются такие
как: «Подвязывание красного сыра» («Кхъуейплъыжь кIэрыщIэ»); «Завязывание ребенка в
люльку» («Гущэхэпхэ»); «Первый шаг ребенка» («Лъэтеувэ»). Внимательное и чуткое
отношение адыгов к больным. Обряды, связанные с совершеннолетием. Свадебные
обрядовые игры адыгов.
Раздел 7: «Честь, достоинство и совесть». Честь, достоинство и совесть – элементы
воспитания адыгского народа. Воспитанность- основа счастья.
Воспитание у современной молодежи чувства патриотизма.
Календарно-тематический план
№

Темы занятий

Кол.ч

Время проведения
По плану

I.
1

Введение (1ч.)
Истоки адыгских обычаев и традиций адыгов. Что
такое этикет - нэмыс?

II.

Древние адыги (1ч.)

2

Кто такие адыги? Что вы знаете об адыгах, их предках,
территории и населении?

3

Внешний вид адыга. Национальный костюм.

III.

1

08.09

1

15.09

22.09

Конструктивные принципы адыгского этикета

4

Принцип скромности и толерантности

1

29.09

5

Принцип почитания старших

1

06.10

6

Принцип гостеприимства

1

13.10

7

Принцип почитания женщин.

1

20.10

8

Пять постоянств адыгской этики.

1

27.10

IV.
9

Нравственные принципы общения адыгов по этикету.
Приветствия и поздравления адыгов.

1

10.11

По факту

10

Чувство меры. Ебгъэлейм-къреху-«Превысишь мерупрорвет».

1

17.11

11

Разумный человек- это человек обладающий
способностью нравственного понимания. Акъыл зиIэм,
зэхэщIыкI иIэщ.

1

24.11

12

Искусство находиться среди людей-цIыху хэтыкIэ.

1

01.12

13

Пословицы о старших. Значение слов: «Там где
старший, там порядок»

1

08.12

14

Общение и взаимоотношение в семье.

1

15.12

15

Рассказ о нарте-герое Бадиноко. «Как нарт Бадиноко 1
спас своего отца»

22.12

16

Обычаи, соблюдаемые в дороге

1

29.12

17

Здравицы (хъуэхъухэр)

1

12.01.24г.

18

Этикет осуждает употребления в речи нецензурных и 1
бранных слов

19.01

19

Здравицы устами учащихся.

26.01

V.

1

Использование традиционной адыгской педагогики для воспитания

здоровой, гармонично- развитой личности
20

Физическое воспитание в адыгской народной
педагогике

1

02.02

21

К какому виду труда готовили адыги юношей и
девушек с детства.

1

09.02

22

Приемы и средства физического воспитания, которые
прослеживается в фольклоре.

1

16.02

23

Сила и отвага адыгских предводителей.

1

01.03

24

Спортивные игры адыгов. Адыгские игрища.

1

15.03

25

Виды мужества: доблесть-хахуагъэ, стойкостькъамыланджэ, толерантность- тэмакъ кIыхьагъэ,
благородство- лIыфIыгъэ

1

22.03

26

Обычаи взаимопомощи у адыгов

1

05.04

27

Пословицы и поговорки о труде. «Труд украшает
человека» - эссе

1

12.04

VI.

Обряды и обрядовые игры адыгов

28

Обряды и игры связанные с хозяйственным бытом

1

19.04

29

Обряды, связанные с рождением детей

1

26.04

30

Обряды, связанные с совершеннолетием

1

03.05

Аталычество. Обряд «Приставление шеста»
(къурагъеупсей)…………
31

Свадебные обрядовые игры адыгов

1

10.05

32

«ЩIэпщакIуэ» и игры связанные с ним

1

17.05

VII.

Честь, достоинство и совесть

33

Честь, достоинство и совесть – элементы воспитания
адыгского народа.

1

24.05

34

Творческий отчет: «Пускай живут адыгские обычаи!».

1

31.05

Список литературы
1. Бгажноков Б.Х. «Черкесское игрище». «Эльбрус». г. Нальчик. 1991.
Бгажноков Б.Х «Адыгская этика». «Эль-фа» г. Нальчик. 1999.
2. Бекалдиев М. Д. «История Кабардино- Балкарии, 8-9 кл». «Эльбрус». Нальчик 2003 .
3. Казанов Х.М. «Культура адыгов». «Эльбрус». 1993.
4. Карамурзина М.Э. К вопросу о связи физического воспитания с эстетическим у адыгов //
Страницы истории педагогики. Вып. 12. -Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2003.
5. Мамхегова Р.А. «Очерки об адыгском этикете». «Эльбрус». г. Нальчик. 1979.
6. Мамбетов Г.Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев». «Эльбрус». г.Нальчик.
1994.
7. Мафедзев С.Х. «Адыги, обычаи, традиции». «Эль-фа» г.Нальчик. 2000.
8. Мафедзев С.Х «Обряды и обрядовые игры адыгов. «Эльбрус». г.Нальчик. 1979.
9. Мафедзев С.Х «Очерки трудового воспитания адыгов». «Эльбрус». г. Нальчик. 1984.
10. Загазежов М.Г. «Очерки по адыгской народной педогогике». «Эльбрус». г. Нальчик. 1996.
11. Физическое воспитание в традиционном адыгском обществе статья. http://www.allbest.ru/
12. Хан - Гирей. «Записки о Черкесии». «Эльбрус». г.Нльчик 1978.
13. Что такое аталычество. http://newsland.com/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».