Содержание программы Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов34.8- часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»; - 8- часов для модуля естественнонаучной грамотности; - 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект. Планируемые результаты Личностные будут сформированы: формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний; оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина. Метапредметные находит и извлекает информацию в различном контексте; объясняет и описывает явления на основе полученной информации; анализирует и интегрирует полученную информацию; формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её; делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения. Предметные обучающийся научится: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач; обучающийся получит возможность: находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте; применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач; формулировать проблему на основе анализа ситуации; анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое; оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы; оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения. Календарно-тематическое планирование курса Теория Прак тика 1 1 0 07.09.2023 1 0 1 14.09.2023 Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 1 0 21.09.2023 1 0 1 28.09.2023 1 1 0 05.10.2023 Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Проведение рубежной аттестации. 1 0 1 12.10.2023 1 1 0 19.10.2023 1 0 1 26.10.2023 № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Модуль: «Основы финансовой грамотности» Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Деньги в разных странах 13 Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. 14 Составление плана на основе исходного текста. 15 Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Проведение рубежной аттестации. 9 10 11 12 16 17 Модуль «Основы математической грамотности» Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 18 Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 19 20 Всего часо в Дата 09.11.2023 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 16.11.2023 23.11.2023 30.11.2023 07.12.2023 14.12.2023 21.12.2023 28.12.2023 11.01.2024 18.01.2024 25.01.2024 01.02.2024 21 22 23 24 Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение рубежной аттестации. 28 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. 29 Углекислый газ в природе и его значение. 30 Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия организмов. Проведение рубежной аттестации. 25 26 27 31 32 33 34 Проведение рубежной аттестации. 08.02.2024 1 0 1 15.02.2024 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0 22.02.2024 29.02.2024 07.03.2024 14.03.2024 1 1 0 1 1 0 1 1 0 04.04.2024 1 1 0 11.04.2024 1 1 0 1 1 0 21.03.2024 18.04.2024 25.04.2024 16.05.2024 для существования жизни на Земле. Свойстваж 1 1 0 23.05.2024 1 0 1 1 0 1 30.05.2024 Литература. 1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html 6. Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya 7. Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е. Александрова, М. Гончарова и др. / Презентация к докладу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/ 6