Содержание программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4
модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает
содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов34.8- часов на модули «читательская грамотность», «математическая
грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8- часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение
программы по соответствующему году обучения.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые
столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.
Планируемые результаты
Личностные
будут сформированы:
формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе полученных знаний;
оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
находит и извлекает информацию в различном контексте;
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
анализирует и интегрирует полученную информацию;
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
находить и извлекать информацию различного предметного содержания из
текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по
оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
применять полученные предметные знания для решения разного рода
проблем и практических задач;
формулировать проблему на основе анализа ситуации;
анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными
способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними
проблемы в рамках предметного содержания;
интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном
контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации,
проблемы;
оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать
различные пути их решения.
Календарно-тематическое планирование курса
Теория
Прак
тика
1
1
0
07.09.2023
1
0
1
14.09.2023
Откуда
берутся
деньги?
Виды
доходов. Заработная плата. Почему у всех она
разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
1
0
21.09.2023
1
0
1
28.09.2023
1
1
0
05.10.2023
Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги
уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые
льготы.
Проведение рубежной аттестации.
1
0
1
12.10.2023
1
1
0
19.10.2023
1
0
1
26.10.2023
№ Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Удивительные
факты и истории
о
деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Деньги в разных странах
13
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное
и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
14
Составление плана на основе исходного текста.
15
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Проведение рубежной аттестации.
9
10
11
12
16
17
Модуль «Основы математической
грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние.
18
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
19
20
Всего
часо
в
Дата
09.11.2023
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
16.11.2023
23.11.2023
30.11.2023
07.12.2023
14.12.2023
21.12.2023
28.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
01.02.2024
21
22
23
24
Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление
модели.
Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной)
длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.
28
Модуль «Основы естественнонаучной
грамотности»
Звуковые
явления. Звуки живой и
неживой природы. Слышимые и неслышимые
звуки.
Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его воздействие на
человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
29
Углекислый газ в природе и его значение.
30
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность
планеты
Земля.
Условия
организмов.
Проведение рубежной аттестации.
25
26
27
31
32
33
34
Проведение рубежной аттестации.
08.02.2024
1
0
1
15.02.2024
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
1
1
0
1
1
0
1
1
0
04.04.2024
1
1
0
11.04.2024
1
1
0
1
1
0
21.03.2024
18.04.2024
25.04.2024
16.05.2024
для существования жизни на Земле.
Свойстваж
1
1
0
23.05.2024
1
0
1
1
0
1
30.05.2024
Литература.
1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7
классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7
классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7
классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова
Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы
для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на
русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html
6. Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А.
Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное
образование в интересах устойчивого развития. – 2014. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya
7. Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их
выполнять: результаты экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е.
Александрова, М. Гончарова и др. / Презентация к докладу [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/
6