I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ЯЗЫК» ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твѐрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твѐрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия[4] Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Морфология Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имѐн существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имѐн прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имѐн прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имѐн прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, еѐ значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: разделительный твѐрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения. III.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи); определять значение слова в тексте; распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имѐн существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имѐн существительных; распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам; распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предлоги и приставки; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более 70 слов; писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения); строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); определять ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную мысль текста; выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря. IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем п/ программы п Количество часов Всего 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 2 3 Лексика 5 4 Состав слова 9 5 Морфология 43 6 Синтаксис 13 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Резервное время Общее количество часов по программе Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 17 5 170 5 V.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Количество часов Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Тема урока Всего Контрольн ые работы 1 Русский язык как государственный язык Российской Федерации 2 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста 1 05.09.2023 3 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста 1 06.09.2023 4 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок 1 07.09.2023 5 Определение типов текстов:повествование, описание, рассуждение 1 08.09.2023 6 Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение) 7 Определение типов текстов: обобщение 1 12.09.2023 8 Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений 1 13.09.2023 9 Предложение 1 14.09.2023 10 Виды предложений по цели высказывания и интонации. Коллективное составление рассказа по картине К. Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы" Библиотека ЦОК 1 04.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8 41ebc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4228ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 422d40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 422d40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 423038 Библиотека ЦОК 1 11.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8 423038 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 423038 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4239ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 423682 Библиотека ЦОК 1 15.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8 423826 11 Обобщение знаний о видах предложений. Предложения с обращениями (общее представление) 1 18.09.2023 12 Связь слов в предложении 1 19.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 428268 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 423682 Библиотека ЦОК 13 Главные члены предложения 1 21.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8 423d3a Библиотека ЦОК 14 Подлежащее 1 22.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8 4248ca Библиотека ЦОК 15 Сказуемое 1 25.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8 424a96 Библиотека ЦОК 16 Подлежащее и сказуемое 17 Второстепенные члены предложения 1 27.09.2023 18 Предложения распространѐнные и нераспространѐнные 1 28.09.2023 19 Однородные члены предложения 1 29.09.2023 20 Однородные члены предложения с союзами и, а, но 21 Однородные члены предложения без союзов 22 Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы.Предложение и словосочетание (общее представление). Коллективное составление рассказа по картине В. Д. Поленова "Золотая осень" 23 Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы. Простое и сложное предложение (общее представление). Запятая 1 26.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8 424d3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4252c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 426be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 426dd2 Библиотека ЦОК 1 02.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 426f80 Библиотека ЦОК 1 03.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 426f80 Библиотека ЦОК 1 04.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 422ac0 Библиотека ЦОК 1 05.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 44436e, https://m.edsoo.ru/f8 между частями сложного предложения 444bfc Библиотека ЦОК 24 Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы 25 Работаем с толковыми словарями 26 Прямое и переносное значение слова 27 Наблюдаем за значениями слов в тексте 28 Устаревшие слова. Омонимы. Фразеологизмы 29 Ключевые слова в тексте. Подробное изложение с языковым анализом текста 30 Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя числительное 1 16.10.2023 31 Составление плана текста. Составление предложений. Сочинение по картине (по коллективно составленному плану) И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды" 1 17.10.2023 32 Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов 1 18.10.2023 1 06.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 41f168 Библиотека ЦОК 1 09.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 41f938 Библиотека ЦОК 1 10.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 41f50a Библиотека ЦОК 1 11.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 41f35c Библиотека ЦОК 1 12.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 41f708 Библиотека ЦОК 1 13.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 43157a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 44369e, https://m.edsoo.ru/f8 4437ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 421468 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 41fb4a, https://m.edsoo.ru/f8 41fe24 33 Характеристика звуков русского языка 1 19.10.2023 34 Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч 1 20.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 42009a 35 Повторяем правописание слов с 1 23.10.2023 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК разделительным мягким знаком https://m.edsoo.ru/f8 423f9c Библиотека ЦОК 36 Соотношение звукового и буквенного состава слов 37 План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану 1 24.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 4202ac, https://m.edsoo.ru/f8 420644, https://m.edsoo.ru/f8 420842, https://m.edsoo.ru/f8 4209d2 Библиотека ЦОК 1 25.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8 423272, https://m.edsoo.ru/f8 4234ca Библиотека ЦОК 38 Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями 1 26.10.2023 39 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание слов с двумя корнями 1 27.10.2023 40 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: наблюдение за соединительными гласными о, е 1 06.11.2023 41 Окончание как изменяемая часть слова https://m.edsoo.ru/f8 421800, https://m.edsoo.ru/f8 421238 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 426080 Библиотека ЦОК 1 07.11.2023 https://m.edsoo.ru/f8 42c110 Библиотека ЦОК 42 Нулевое окончание 43 Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием 1 09.11.2023 44 Корень, приставка, суффикс — значимые части слова 1 10.11.2023 1 08.11.2023 https://m.edsoo.ru/f8 42163e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 42163e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4219d6 45 Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса 1 13.11.2023 46 Создание собственных текстовописаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе" 1 14.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4222d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4300e4 Библиотека ЦОК 47 Состав слова: обобщение 48 Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план 1 16.11.2023 49 Резерный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов" 1 17.11.2023 50 Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 1 01.12.2023 51 Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 1 04.12.2023 52 Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова 1 05.12.2023 53 Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова 1 06.12.2023 54 Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку 1 07.12.2023 55 Непроизносимые согласные в корне слова 1 08.12.2023 56 Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова 1 11.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8 42dcb8 57 Отработка написания 1 12.12.2023 Библиотека ЦОК 1 15.11.2023 https://m.edsoo.ru/f8 4220ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 426238 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 421e54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 428c7c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 42da88 Библиотека ЦОК непроизносимых согласных в корне слова https://m.edsoo.ru/f8 42df92 58 Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня 59 Правописание слов с удвоенными согласными 60 Отработка правописания слов с удвоенными согласными. Проверочный диктант 1 15.12.2023 61 Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка" 1 18.12.2023 62 Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне" 1 63 Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др. 1 64 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов 1 21.12.2023 65 Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а" 1 22.12.2023 66 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок 1 25.12.2023 67 Закрепляем правописание суффиксов и приставок 1 26.12.2023 68 Продолжаем учиться писать 1 27.12.2023 1 13.12.2023 Библиотека ЦОК 1 14.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8 42a6b2 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8 42a6b2 19.12.2023 Библиотека ЦОК 20.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8 421c24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 42b42c, https://m.edsoo.ru/f8 42b648 приставки: пишем приставки. Диктант с грамматическим заданием Библиотека ЦОК 69 Разделительный твѐрдый знак 70 Знакомство с жанром объявления 1 29.12.2023 71 Объясняющий диктант: повторение правил правописания 1 09.01.2024 72 Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединѐнными союзами 1 10.01.2024 73 Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными повторяющимися союзами и, или 1 11.01.2024 74 Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ 1 12.01.2024 75 Продолжаем учиться составлять план текста. Составление и запись текста по рисунку на одну из данных тем 1 15.01.2024 76 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 16.01.2024 77 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 17.01.2024 78 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 18.01.2024 79 Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с 1 19.01.2024 1 28.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8 423f9c, https://m.edsoo.ru/f8 424190 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4276d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 427d36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 42730e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 424f28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 422494 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 текстами 4228ae 80 Ознакомительное чтение: когда оно нужно 1 22.01.2024 81 Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Части речи 1 23.01.2024 82 Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану 1 24.01.2024 83 Изложение текста с опорой на коллективно составленный план 1 25.01.2024 84 Число имѐн существительных 1 26.01.2024 85 Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные, имеющие форму одного числа 1 29.01.2024 86 Изменение имѐн существительных по числам 1 30.01.2024 87 Имена существительные мужского, женского и среднего рода 1 31.01.2024 88 Род имѐн существительных 1 01.02.2024 89 Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных 1 02.02.2024 90 Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных» 91 Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных». Объяснительный диктант 1 06.02.2024 92 Изложение текста с опорой на коллективно составленный план 1 07.02.2024 93 Падеж имѐн существительных 1 08.02.2024 94 Создание собственных текстов- 1 09.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 428aec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 42c750 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4296c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 429ec4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 4291f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 429906 Библиотека ЦОК 1 05.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8 429cd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 429adc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 42900a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8 42a086 повествований. Составление рассказа покартине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" 95 96 97 Падеж имѐн существительных: именительный падеж Падеж имѐн существительных: родительный падеж Падеж имѐн существительных: дательный падеж 1 1 1 12.02.2024 13.02.2024 14.02.2024 98 Пишем поздравительную открытку к празднику 8 Марта 1 15.02.2024 99 Падеж имѐн существительных: винительный падеж 1 16.02.2024 100 Падеж имѐн существительных: творительный падеж 1 19.02.2024 101 Падеж имѐн существительных: предложный падеж 1 20.02.2024 102 Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение). Сочинение по картине 1 21.02.2024 103 Имена существительные 1, 2, 3го склонения 1 22.02.2024 104 Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план 1 23.02.2024 105 Обобщение знаний об имени существительном. Коллективное составление текста по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. 1 26.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842a23e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842b152 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842b878 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8430904 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842ba62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842bd28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842bf44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8428e2a Полдень" (по опорным словам) 106 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 1-го склонения 107 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 1-го склонения 108 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 2-го склонения 109 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 2-го склонения 110 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 3-го склонения 1 05.03.2024 111 Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев 1 06.03.2024 112 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 3-го склонения 113 Правописание окончаний имѐн существительных во множественном числе 114 Правописание безударных окончаний имѐн существительных: систематизация знаний 115 Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных) 116 Правописание безударных окончаний имѐн существительных: обобщение 1 117 Резерный урок по разделу 1 1 28.02.2024 1 29.02.2024 1 01.03.2024 1 04.03.2024 1 07.03.2024 1 11.03.2024 1 12.03.2024 1 13.03.2024 14.03.2024 1 15.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c32c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c53e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c958 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842cb2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d240 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d47a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842e38e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d682 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842e56e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d894 Библиотека орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842e974 118 Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи 1 18.03.2024 119 Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами-описаниями в научном и художественном стилях. Изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь" 1 19.03.2024 120 Изменение имѐн прилагательных по родам 121 Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного 1 1 20.03.2024 21.03.2024 122 Изменение имѐн прилагательных по числам 123 Изменение имѐн прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного 124 Склонение имѐн прилагательных 1 04.04.2024 125 Значения имѐн прилагательных 1 05.04.2024 126 Наблюдение за значениями имѐн прилагательных 1 08.04.2024 127 Значения имѐн прилагательных: обобщение. Составление сочинения-отзыва по картине В. А. Серова "Девочка с персиками" 1 09.04.2024 1 1 22.03.2024 03.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842e758 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842eb5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842f036 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842edb6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842f3a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842fbda 128 Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных в единственном числе 129 Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных во множественном числе 130 Правописание окончаний имѐн прилагательных в единственном и во множественном числе. Диктант с грамматическим заданием 131 Обобщение знаний о написании окончаний имѐн прилагательных 132 Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных" 133 Обобщение знаний о написании окончаний имѐн существительных и имѐн прилагательных 134 Местоимение (общее представление) 1 10.04.2024 1 11.04.2024 1 12.04.2024 1 1 1 1 15.04.2024 1 16.04.2024 17.04.2024 17.04.2024 135 Личные местоимения 136 Как изменяются личные местоимения 137 Резерный урок по разделу морфология: отработка темы "Изменение личных местоимений" 1 22.04.2024 138 Употребление личных местоимений в речи 1 23.04.2024 1 1 18.04.2024 19.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842f6f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842fa4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842fea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8430332 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8430ff8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84311d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84313a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8431746 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843191c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8431d40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8431b06 139 Правописание местоимений с предлогами 1 24.04.2024 140 Правописание местоимений 1 25.04.2024 141 Знакомство с жанром письма 142 Учимся писать письма 143 Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте 144 Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но 1 1 1 1 26.04.2024 29.04.2024 30.04.2024 02.05.2024 145 Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи 1 03.05.2024 146 Значение и употребление глаголов в речи.Составление текста по сюжетным рисункам 1 06.05.2024 147 Неопределѐнная форма глагола 148 Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов 149 150 Настоящее время глаголов Будущее время глаголов 1 1 1 1 07.05.2024 08.05.2024 10.05.2024 13.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843233a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84324ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843260a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84321b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8431fd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8432768 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8432a1a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8432d80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843303c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433500 151 Прошедшее время глаголов. Составление текстарассуждения по заданной теме 152 Наблюдение за связью предложений в тексте. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану 153 Род глаголов в прошедшем времени 1 16.05.2024 154 Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени 1 17.05.2024 155 Резерный урок по разделу морфология: отработка темы 156 Частица не, еѐ значение 157 Правописание частицы не с глаголами 158 Создание собственных текстоврассуждений.Составление совета-рассуждения с использованием побудительных предложений и глаголов с частицей НЕ 159 Правописание глаголов 160 Резерный урок по разделу морфология: отработка темы. Диктант 1 1 1 1 1 1 1 1 14.05.2024 15.05.2024 20.05.2024 21.05.2024 22.05.2024 23.05.2024 24.05.2024 27.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433e88 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8434072 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843422a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84343e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8434784 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433cda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433924 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433af0 161 Части речи: систематизация изученного в 3 классе 1 28.05.2024 162 Части речи: обобщение. Подробное изложение повествовательного текста 1 29.05.2024 163 Резерный урок по разделу морфология: проверочная работа 1 164 Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но. Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев 1 165 Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях 1 166 Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами 1 167 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 168 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 169 Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа "Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе" 170 Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8423b6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8425cca Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/ f8425ea0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8434dd8 Библиотека ЦОК 1 170 https://m.edsoo.ru/ f8434c84 30.05.2024 31.05.2024 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841ef10 5 VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Русский язык, 3 класс, Поурочные планы по Рамзаевой Т.Г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://www.google.com/url?q=http://russkiyjazik.ru/ sa=D ust=1575290393277000