ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). Орфоэпия[4] Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имѐн прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, еѐ значение (повторение). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространѐнные и нераспространѐнные предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинѐнные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. [1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение». [2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определѐнной части речи (в объѐме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имѐн существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи; устанавливать (находить) неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объѐмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объѐмом не более 80 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный перечень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 2 3 Лексика 5 4 Состав слова 5 5 Морфология 43 6 Синтаксис 16 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Резервное время 18 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 4 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ) 4 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольн ые работы Практическ ие работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Русский язык как язык межнационального общения. Наша речь и наш язык 1 04.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 4f36 2 Текст: тема и основная мысль. Текст и его план 1 05.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 565c 3 Текст: заголовок 1 06.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 565c 4 Текст. План текста 1 07.09.2023 https://m.edsoo.ru/f844 52d2 5 Текст. Структура текста. Составление текста (сказки) по его началу 1 08.09.2023 https://m.edsoo.ru/f844 52d2 6 Вспоминаем типы текстов 1 11.09.2023 7 Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения 1 12.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 585a, 8 Текст. Образные языковые средства 1 13.09.2023 https://m.edsoo.ru/f844 3586 9 Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста 1 14.09.2023 10 Пишем собственный текст по предложенному заголовку 1 15.09.2023 https://m.edsoo.ru/f844 3a04 11 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные 1 18.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 5af8 12 Виды предложений по эмоциональной окраске: 1 19.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 восклицательные и невосклицательные 5af8 13 Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы "Предложения с обращениями" 1 21.09.2023 14 Распространенные и нераспространенные предложения 1 22.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 5c42 15 Словосочетание 1 25.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 59a4 16 Связь слов в словосочетании 1 26.09.2023 https://m.edsoo.ru/fa25 1244 17 Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) 1 27.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 6034 18 Связь слов в словосочетании: обобщение 1 28.09.2023 https://m.edsoo.ru/fa25 13de 19 Предложение и словосочетание: сходство и различие. Тренинг 1 29.09.2023 https://m.edsoo.ru/f843 59a4 20 Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста. Изложение 1 02.10.2023 https://m.edsoo.ru/f844 1466 21 Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение. Тренинг 1 03.10.2023 https://m.edsoo.ru/fa25 1244 22 Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и 1 04.10.2023 https://m.edsoo.ru/f843 8e60 23 Интонация перечисления в предложениях с однородными членами 1 05.10.2023 https://m.edsoo.ru/f843 8e60 24 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами 1 06.10.2023 https://m.edsoo.ru/f843 9018 25 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзом и 1 09.10.2023 https://m.edsoo.ru/f842 7ef8 26 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но 1 10.10.2023 27 Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов 1 11.10.2023 https://m.edsoo.ru/f842 809c 28 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но, и без союзов 1 12.10.2023 https://m.edsoo.ru/f843 9018 29 Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Написание текста по репродукции картины И. Левитана "Золотая осень" 1 13.10.2023 https://m.edsoo.ru/f844 5822 30 Запятая между однородными членами. Тренинг 1 16.10.2023 https://m.edsoo.ru/f843 91a8 31 Запятая между однородными членами, соединенными союзом. Тренинг 1 17.10.2023 https://m.edsoo.ru/f843 91a8 32 Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения? 1 18.10.2023 https://m.edsoo.ru/f844 436e 33 Союз как часть речи 1 19.10.2023 https://m.edsoo.ru/f844 45f8 34 Сложные предложения 1 20.10.2023 https://m.edsoo.ru/f844 44d6 35 Сложные предложения с союзами и, а, но 1 23.10.2023 https://m.edsoo.ru/f844 48dc 36 Союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях 1 24.10.2023 37 Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых 1 25.10.2023 https://m.edsoo.ru/f844 4ada 38 Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых 1 26.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8444 bfc 39 Сложные предложения без союзов. Тренинг 1 27.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8444 f3a 40 Предложения с прямой речью после слов автора 1 06.11.2023 https://m.edsoo.ru/f844 53f4 41 Наблюдение за знаками препинания в предложении с 1 07.11.2023 https://m.edsoo.ru/f844 прямой речью после слов автора 56e2 42 Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения 1 08.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 91a8 43 Резервный урок по разделу синтаксис: повторяем всѐ, что узнали о синтаксисе 1 09.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 876c 44 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов. О происхождении слов. Заимствованные слова 1 10.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 6656 45 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его значение. Многозначные слова 1 13.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 6818 46 Сочинение как вид письменной работы. Написание сочинения по своим наблюдениям 1 14.11.2023 https://m.edsoo.ru/f842 74ee 47 Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов 1 15.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 698a 48 Учимся понимать фразеологизмы 1 16.11.2023 49 Учимся использовать фразеологизмы 1 17.11.2023 50 Повторяем состав слова 1 20.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 6b10 51 Основа слова 1 21.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 6caa 52 Неизменяемые слова: состав слова. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса 1 22.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 6ffc 53 Отрабатываем разбор слова по составу 1 23.11.2023 https://m.edsoo.ru/f844 5a70 54 Правописание суффиксов имѐн существительных. Правописание приставок и суффиксов 1 24.11.2023 55 Правила правописания, изученные в 1-3 классах. Правописание безударных гласных в корне слова. 1 27.11.2023 https://m.edsoo.ru/f8437 8da Правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова 56 Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах. Правописание непроизносимых согласных. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с буквами Ъ и Ь 1 28.11.2023 57 Обобщение: самостоятельные и служебные части речи 1 29.11.2023 https://m.edsoo.ru/f843 83ca 58 Наречие: значение, вопросы, употребление в речи 1 30.11.2023 https://m.edsoo.ru/f844 304a 59 Как образуются наречия. Виды наречий (наблюдение) 1 01.12.2023 https://m.edsoo.ru/f844 3180 60 Наречие: обобщение знаний 1 04.12.2023 https://m.edsoo.ru/f844 3298 61 Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов 1 05.12.2023 62 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя существительное": Как определить падеж имени существительного? Признаки падежных форм имен существительных 1 06.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 9a86 63 Несклоняемые имена существительные 1 07.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8439 ff4 64 Имена существительные 1, 2, 3-го склонения 1 08.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 9e64 65 Падежные окончания имен существительных 1-го склонения 1 11.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 71d2 66 Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Составление текста по репродукции картины А. Пластова "Первый снег" 1 12.12.2023 67 Падежные окончания имен существительных 2-го 1 13.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 склонения 7344 68 Падежные окончания имен существительных 3-го склонения 1 14.12.2023 69 Особенности падежных окончаний имѐн существительных в дательном и предложном падеже 1 15.12.2023 70 Особенности падежных окончаний имѐн существительных в родительном и винительном падеже 1 18.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843a 800 71 Правописание падежных окончаний имѐн существительных 1 склонения 1 19.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 71d2 72 Правописание падежных окончаний имѐн существительных 2 склонения 1 20.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8437 344 73 Правописание падежных окончаний имѐн существительных 3 склонения 1 21.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 74ac 74 Правописание падежных окончаний имѐн существительных в родительном и винительном падеже 1 22.12.2023 75 Правописание падежных окончаний имѐн существительных в дательном и предложном падеже 1 25.12.2023 76 Правописание падежных окончаний имѐн существительных в творительном падеже 1 26.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 a2c4 77 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе 1 27.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 a67a 78 Падежные окончания имѐн существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах 1 28.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 a95e 79 Безударные падежные окончания имѐн существительных: систематизация 1 29.12.2023 https://m.edsoo.ru/f843 7768 80 Безударные падежные окончания имѐн 1 09.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 https://m.edsoo.ru/f843 74ac существительных: обобщение 7c72 81 Морфологический разбор имени существительного 1 10.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 ac10 82 Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста 1 11.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 aabc 83 Резервный урок по разделу орфография: Правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных в единственном числе 1 12.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 a152 84 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе 1 15.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 760a 85 Пишем подробный пересказ текста. Изложение 1 16.01.2024 https://m.edsoo.ru/f844 01e2 86 Имя прилагательное. Значение и употребление имѐн прилагательных 1 17.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 ad5a 87 Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Род и число имен прилагательных 1 18.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 ae9a, https://m.edsoo.ru/f843 afda 88 Пишем сжатый пересказ текста 1 19.01.2024 89 Склонение имен прилагательных 1 22.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 b818 90 Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных 1 23.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 8122 91 Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных в единственном числе 1 24.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 bc28 92 Редактируем предложенный текст. Работа с деформированными предложениями и текстом 1 25.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 966c 93 Особенности склонения имѐн прилагательных во множественном числе 1 26.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 c984 94 Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных во множественном числе 1 29.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 c7c2 95 Пишем сочинение-описание на тему. Составление сравнительного описания на заданную тему по данному началу 1 30.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 b67e 96 Морфологический разбор имени прилагательного 1 31.01.2024 https://m.edsoo.ru/f843 caec 97 Безударные падежные окончания имѐн прилагательных: систематизация 1 01.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 c42a 98 Безударные падежные окончания имѐн прилагательных: обобщение 1 02.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 c42a 99 Можно ли по-разному читать один и тот же текст? Сравнение художественного и научного описания 1 05.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 f67a 100 Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы "Имя прилагательное" 1 06.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 8276 101 Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения. Написание текста по репродукции картины И. Грабаря "Февральская лазурь" 1 07.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8436 17e 102 Нормы речевого этикета 1 08.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 508a 103 Правописание имѐн прилагательных: падежные окончания 1 09.02.2024 104 Резервный урок по разделу орфография: Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Повторение 1 12.02.2024 105 Местоимение. Личные местоимения 1 13.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 cc40 106 Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица 1 14.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 cda8 107 Склонение личных местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица 1 15.02.2024 108 Пишем текст по предложенному плану 1 16.02.2024 109 Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами 1 19.02.2024 110 Особенности диалога. Составление текста по рисунку с включением диалога. Инсценировка диалога. Составление диалога по данным условиям 1 20.02.2024 111 Резервный урок по разделу морфология: тема "Использование местоимений для устранения неоправданного повтора слов в тексте" 1 21.02.2024 112 Раздельное написание личных местоимений с предлогами. Тренинг 1 22.02.2024 113 Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты 1 26.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 51f2, https://m.edsoo.ru/f843 d6f4 114 Глагол как часть речи 1 27.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 d866 115 Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» 1 28.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 dce4 116 Неопределенная форма глагола 1 29.02.2024 https://m.edsoo.ru/f843 f210 117 Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины 1 01.03.2024 118 Настоящее время глагола 1 04.03.2024 119 Прошедшее время глагола 1 05.03.2024 120 Будущее время глагола 1 06.03.2024 https://m.edsoo.ru/f843 cefc https://m.edsoo.ru/f843 d424 https://m.edsoo.ru/f843 d5a0 https://m.edsoo.ru/f844 19e8 https://m.edsoo.ru/f844 1d08 121 Настоящее, прошедшее и будущее время глагола 1 07.03.2024 122 Ситуации устного и письменного общения. Составление текста о правилах уличного движения 1 11.03.2024 https://m.edsoo.ru/f844 1d08 123 Речь: диалогическая и монологическая 1 12.03.2024 https://m.edsoo.ru/f843 54ea 124 Особенности разбора глаголов по составу 1 13.03.2024 https://m.edsoo.ru/f844 22b2 125 Глагол в словосочетании 1 14.03.2024 https://m.edsoo.ru/f844 2dd4 126 Глагол в предложении 1 15.03.2024 https://m.edsoo.ru/f844 168c 127 Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам 1 18.03.2024 https://m.edsoo.ru/f843 f7c4 128 Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе 1 19.03.2024 https://m.edsoo.ru/f843 f90e 129 Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа 1 20.03.2024 https://m.edsoo.ru/f843 fa44 130 Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа 1 21.03.2024 131 I и II спряжение глаголов 1 22.03.2024 https://m.edsoo.ru/f844 02f0 132 Личные формы глагола 1 03.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 0408 133 Личные окончания глаголов I и II спряжения 1 04.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 052a 134 Способы определения I и II спряжения глаголов 1 05.04.2024 135 Отработка способов определения I и II спряжения глаголов 1 08.04.2024 136 Пишем сочинение-повествование на тему. Составление рассказа (сказки) по содержанию пословицы, 1 09.04.2024 фрвзеологизма 137 Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями 1 10.04.2024 138 Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений 1 11.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 10a6 139 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 12.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 0732 140 Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов 1 15.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 087c 141 Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи 1 16.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 0a2a 142 Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов 1 17.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 12f4 143 Резервный урок по разделу морфология: Что такое возвратные глаголы? 1 18.04.2024 https://m.edsoo.ru/f843 fb98 144 Правописание глаголов на -ться и –тся 1 19.04.2024 https://m.edsoo.ru/f843f cd8 145 Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся 1 22.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 00ac 146 Частица НЕ, еѐ значение (повторение) 1 23.04.2024 https://m.edsoo.ru/f843 db72 147 Пишем сочинение-рассуждение на тему. Составление текста-рассуждения по таблице, правилу 1 24.04.2024 https://m.edsoo.ru/f843 bd72 148 Безударные личные окончания глаголов: систематизация 1 25.04.2024 149 Безударные личные окончания глаголов: обобщение 1 26.04.2024 150 Правописание глаголов в прошедшем времени 1 29.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 179a 151 Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний 1 30.04.2024 https://m.edsoo.ru/f844 глаголов в прошедшем времени 2078 152 Морфологический разбор глагола 1 02.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 2cb2 153 Обобщение знаний о глаголе 1 03.05.2024 https://m.edsoo.ru/fa25 110e 154 Глагол: систематизация знаний 1 06.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 219a 155 Резервный урок по разделу морфология: Глагол. Отработка материала 1 07.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 2b90 156 Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы "Глагол" 1 08.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 157e 157 Резервный урок по разделу морфология: Проверь себя 1 10.05.2024 https://m.edsoo.ru/f843 6e12 158 Резервный урок по разделу морфология: Проверочная работа 1 13.05.2024 https://m.edsoo.ru/f843 9306 159 Пишем подробный пересказ текста. Изложение 1 14.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 18c6 160 Изученные правила правописания глаголов: систематизация 1 15.05.2024 https://m.edsoo.ru/f843d 9e2 161 Отрабатываем изученные правила правописания глаголов 1 16.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 24ec 162 Как сделать текст интереснее. Составление текста по репродукции карины И. Шишкина "Рожь" 1 17.05.2024 163 Наблюдаем за написанием разных частей речи 1 20.05.2024 https://m.edsoo.ru/fa25 1c12 164 Орфографический тренинг: правописание разных частей речи 1 22.05.2024 https://m.edsoo.ru/fa25 1956 165 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему "Безударные личные окончания глаголов" 1 23.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 2a6e 1 1 166 Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста 1 167 Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа 1 168 Характеристика звуков русского языка. Звуки и буквы 169 170 24.05.2024 27.05.2024 https://m.edsoo.ru/f844 23d4 1 28.05.2024 https://m.edsoo.ru/f843 639a Звуко-буквенный разбор слова 1 29.05.2024 https://m.edsoo.ru/f843 64e4 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Чему мы научились на уроказ правописания в 4 классе" 1 1 30.05.2024 https://m.edsoo.ru/fa25 1adc, 170 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Русский язык 4 класс. Рабочая тетрадь МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс (к УМК Т. Г. Рамзаевой «РИТМ») ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://m.edsoo.ru/f842a6b2