Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее –
ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка
станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также
будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является
основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования,
успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты
обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский
язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной
социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции
общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского народа и других народов России.
Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во
многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей,
чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует

формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся.
Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о
структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых
норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в
неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини­исследование,
проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя
существительное.
Склонение
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение изученного).
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного (повторение). Склонение имѐн прилагательных во
множественном числе.

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1­го и
3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, еѐ значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространѐнные и
нераспространѐнные предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинѐнные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном
числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными
союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный
устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое
прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается
в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот
раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается
параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не
предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах
курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;

осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;

проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:

осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;

физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;

объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм

действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;

устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования,
проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на


основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно­нравственных
ценностей народа;

объяснять роль языка как основного средства общения;

объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;

проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);

подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определѐнной части речи (в объѐме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять грамматические признаки имѐн существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как
части речи;

устанавливать (находить) неопределѐнную форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и

будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
проводить разбор глагола как части речи;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;

различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения;

распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения
с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в
речи;

разграничивать простые распространѐнные и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные
сложные предложения без называния терминов); составлять простые
распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух простых
(сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без
называния терминов);

производить синтаксический разбор простого предложения;

находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном
числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имѐн прилагательных; мягкий знак после
шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания
глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединѐнными союзами и, а, но и без союзов;

правильно списывать тексты объѐмом не более 85 слов;

писать под диктовку тексты объѐмом не более 80 слов с учѐтом изученных
правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления и другие);

определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать
текст с опорой на тему или основную мысль;

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из
числа верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный
перечень.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

5

5

Морфология

43

6

Синтаксис

16

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Резервное время

18

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «РУССКИЙ
ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Русский язык как язык межнационального общения.
Наша речь и наш язык

1

04.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
4f36

2

Текст: тема и основная мысль. Текст и его план

1

05.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
565c

3

Текст: заголовок

1

06.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
565c

4

Текст. План текста

1

07.09.2023

https://m.edsoo.ru/f844
52d2

5

Текст. Структура текста. Составление текста (сказки)
по его началу

1

08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f844
52d2

6

Вспоминаем типы текстов

1

11.09.2023

7

Различаем тексты-повествования, тексты-описания и
тексты-рассуждения

1

12.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
585a,

8

Текст. Образные языковые средства

1

13.09.2023

https://m.edsoo.ru/f844
3586

9

Подбираем заголовки, отражающие тему или основную
мысль текста

1

14.09.2023

10

Пишем собственный текст по предложенному
заголовку

1

15.09.2023

https://m.edsoo.ru/f844
3a04

11

Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные

1

18.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
5af8

12

Виды предложений по эмоциональной окраске:

1

19.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843

восклицательные и невосклицательные

5af8

13

Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы
"Предложения с обращениями"

1

21.09.2023

14

Распространенные и нераспространенные предложения

1

22.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
5c42

15

Словосочетание

1

25.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
59a4

16

Связь слов в словосочетании

1

26.09.2023

https://m.edsoo.ru/fa25
1244

17

Связь между словами в предложении (при помощи
смысловых вопросов)

1

27.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
6034

18

Связь слов в словосочетании: обобщение

1

28.09.2023

https://m.edsoo.ru/fa25
13de

19

Предложение и словосочетание: сходство и различие.
Тренинг

1

29.09.2023

https://m.edsoo.ru/f843
59a4

20

Учимся пересказывать: подробный письменный
пересказ текста. Изложение

1

02.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844
1466

21

Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и
предложение. Тренинг

1

03.10.2023

https://m.edsoo.ru/fa25
1244

22

Предложения с однородными членами: без союзов, с
союзами а, но, с одиночным союзом и

1

04.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843
8e60

23

Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами

1

05.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843
8e60

24

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединѐнными союзами

1

06.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843
9018

25

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединѐнными союзом и

1

09.10.2023

https://m.edsoo.ru/f842
7ef8

26

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединѐнными союзами и, а, но

1

10.10.2023

27

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами без союзов

1

11.10.2023

https://m.edsoo.ru/f842
809c

28

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединѐнными союзами и, а, но, и без союзов

1

12.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843
9018

29

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с
текстами. Написание текста по репродукции картины
И. Левитана "Золотая осень"

1

13.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844
5822

30

Запятая между однородными членами. Тренинг

1

16.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843
91a8

31

Запятая между однородными членами, соединенными
союзом. Тренинг

1

17.10.2023

https://m.edsoo.ru/f843
91a8

32

Простое и сложное предложение. Как отличить
сложное предложение от простого предложения?

1

18.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844
436e

33

Союз как часть речи

1

19.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844
45f8

34

Сложные предложения

1

20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844
44d6

35

Сложные предложения с союзами и, а, но

1

23.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844
48dc

36

Союзы «и», «а», «но» в простых и сложных
предложениях

1

24.10.2023

37

Наблюдаем за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых

1

25.10.2023

https://m.edsoo.ru/f844
4ada

38

Пробуем ставить знаки препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых

1

26.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8444
bfc

39

Сложные предложения без союзов. Тренинг

1

27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8444
f3a

40

Предложения с прямой речью после слов автора

1

06.11.2023

https://m.edsoo.ru/f844
53f4

41

Наблюдение за знаками препинания в предложении с

1

07.11.2023

https://m.edsoo.ru/f844

прямой речью после слов автора

56e2

42

Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический
анализ предложения

1

08.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
91a8

43

Резервный урок по разделу синтаксис: повторяем всѐ,
что узнали о синтаксисе

1

09.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
876c

44

Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в
речи устаревших слов. О происхождении слов.
Заимствованные слова

1

10.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
6656

45

Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в
речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его
значение. Многозначные слова

1

13.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
6818

46

Сочинение как вид письменной работы. Написание
сочинения по своим наблюдениям

1

14.11.2023

https://m.edsoo.ru/f842
74ee

47

Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов

1

15.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
698a

48

Учимся понимать фразеологизмы

1

16.11.2023

49

Учимся использовать фразеологизмы

1

17.11.2023

50

Повторяем состав слова

1

20.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
6b10

51

Основа слова

1

21.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
6caa

52

Неизменяемые слова: состав слова. Выделение в словах
окончания, корня, приставки, суффикса

1

22.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
6ffc

53

Отрабатываем разбор слова по составу

1

23.11.2023

https://m.edsoo.ru/f844
5a70

54

Правописание суффиксов имѐн существительных.
Правописание приставок и суффиксов

1

24.11.2023

55

Правила правописания, изученные в 1-3 классах.
Правописание безударных гласных в корне слова.

1

27.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8437
8da

Правописание парных по глухости-звонкости
согласных звуков в корне слова

56

Повторение правил правописания, изученных в 1—3
классах. Правописание непроизносимых согласных.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание слов с буквами Ъ и Ь

1

28.11.2023

57

Обобщение: самостоятельные и служебные части речи

1

29.11.2023

https://m.edsoo.ru/f843
83ca

58

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи

1

30.11.2023

https://m.edsoo.ru/f844
304a

59

Как образуются наречия. Виды наречий (наблюдение)

1

01.12.2023

https://m.edsoo.ru/f844
3180

60

Наречие: обобщение знаний

1

04.12.2023

https://m.edsoo.ru/f844
3298

61

Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи. Состав неизменяемых слов

1

05.12.2023

62

Резервный урок по разделу морфология: отработка
темы "Имя существительное": Как определить падеж
имени существительного? Признаки падежных форм
имен существительных

1

06.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
9a86

63

Несклоняемые имена существительные

1

07.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8439
ff4

64

Имена существительные 1, 2, 3­-го склонения

1

08.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
9e64

65

Падежные окончания имен существительных 1-го
склонения

1

11.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
71d2

66

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с
текстами. Составление текста по репродукции картины
А. Пластова "Первый снег"

1

12.12.2023

67

Падежные окончания имен существительных 2-го

1

13.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843

склонения

7344

68

Падежные окончания имен существительных 3-го
склонения

1

14.12.2023

69

Особенности падежных окончаний имѐн
существительных в дательном и предложном падеже

1

15.12.2023

70

Особенности падежных окончаний имѐн
существительных в родительном и винительном
падеже

1

18.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843a
800

71

Правописание падежных окончаний имѐн
существительных 1 склонения

1

19.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
71d2

72

Правописание падежных окончаний имѐн
существительных 2 склонения

1

20.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8437
344

73

Правописание падежных окончаний имѐн
существительных 3 склонения

1

21.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
74ac

74

Правописание падежных окончаний имѐн
существительных в родительном и винительном
падеже

1

22.12.2023

75

Правописание падежных окончаний имѐн
существительных в дательном и предложном падеже

1

25.12.2023

76

Правописание падежных окончаний имѐн
существительных в творительном падеже

1

26.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
a2c4

77

Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных во множественном числе

1

27.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
a67a

78

Падежные окончания имѐн существительных
множественного числа в дательном, творительном,
предложном падежах

1

28.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
a95e

79

Безударные падежные окончания имѐн
существительных: систематизация

1

29.12.2023

https://m.edsoo.ru/f843
7768

80

Безударные падежные окончания имѐн

1

09.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843

https://m.edsoo.ru/f843
74ac

существительных: обобщение

7c72

81

Морфологический разбор имени существительного

1

10.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
ac10

82

Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ
текста

1

11.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
aabc

83

Резервный урок по разделу орфография: Правописание
безударных падежных окончаний имѐн
существительных в единственном числе

1

12.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
a152

84

Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных во множественном числе

1

15.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
760a

85

Пишем подробный пересказ текста. Изложение

1

16.01.2024

https://m.edsoo.ru/f844
01e2

86

Имя прилагательное. Значение и употребление имѐн
прилагательных

1

17.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
ad5a

87

Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного. Род и число имен
прилагательных

1

18.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
ae9a,
https://m.edsoo.ru/f843
afda

88

Пишем сжатый пересказ текста

1

19.01.2024

89

Склонение имен прилагательных

1

22.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
b818

90

Правописание падежных окончаний имѐн
прилагательных

1

23.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
8122

91

Правописание падежных окончаний имѐн
прилагательных в единственном числе

1

24.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
bc28

92

Редактируем предложенный текст. Работа с
деформированными предложениями и текстом

1

25.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
966c

93

Особенности склонения имѐн прилагательных во
множественном числе

1

26.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
c984

94

Правописание падежных окончаний имѐн
прилагательных во множественном числе

1

29.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
c7c2

95

Пишем сочинение-описание на тему. Составление
сравнительного описания на заданную тему по
данному началу

1

30.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
b67e

96

Морфологический разбор имени прилагательного

1

31.01.2024

https://m.edsoo.ru/f843
caec

97

Безударные падежные окончания имѐн
прилагательных: систематизация

1

01.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
c42a

98

Безударные падежные окончания имѐн
прилагательных: обобщение

1

02.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
c42a

99

Можно ли по-разному читать один и тот же текст?
Сравнение художественного и научного описания

1

05.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
f67a

100

Резервный урок по разделу морфология: Отработка
темы "Имя прилагательное"

1

06.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
8276

101

Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения. Написание текста по
репродукции картины И. Грабаря "Февральская лазурь"

1

07.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8436
17e

102

Нормы речевого этикета

1

08.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
508a

103

Правописание имѐн прилагательных: падежные
окончания

1

09.02.2024

104

Резервный урок по разделу орфография: Правописание
падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе. Повторение

1

12.02.2024

105

Местоимение. Личные местоимения

1

13.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
cc40

106

Личные местоимения 1­го и 3­го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных
местоимений 1-го и 2-го лица

1

14.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
cda8

107

Склонение личных местоимений. Склонение личных
местоимений 3-го лица

1

15.02.2024

108

Пишем текст по предложенному плану

1

16.02.2024

109

Правописание личных местоимений. Написание
личных местоимений с предлогами

1

19.02.2024

110

Особенности диалога. Составление текста по рисунку с
включением диалога. Инсценировка диалога.
Составление диалога по данным условиям

1

20.02.2024

111

Резервный урок по разделу морфология: тема
"Использование местоимений для устранения
неоправданного повтора слов в тексте"

1

21.02.2024

112

Раздельное написание личных местоимений с
предлогами. Тренинг

1

22.02.2024

113

Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную
открытку, объявление. Письмо. Написание
поздравления к празднику 8 марта. Подбор и
составление объявлений для стенной газеты

1

26.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
51f2,
https://m.edsoo.ru/f843
d6f4

114

Глагол как часть речи

1

27.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
d866

115

Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что
делать?» и «что сделать?»

1

28.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
dce4

116

Неопределенная форма глагола

1

29.02.2024

https://m.edsoo.ru/f843
f210

117

Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины

1

01.03.2024

118

Настоящее время глагола

1

04.03.2024

119

Прошедшее время глагола

1

05.03.2024

120

Будущее время глагола

1

06.03.2024

https://m.edsoo.ru/f843
cefc

https://m.edsoo.ru/f843
d424

https://m.edsoo.ru/f843
d5a0

https://m.edsoo.ru/f844
19e8
https://m.edsoo.ru/f844
1d08

121

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола

1

07.03.2024

122

Ситуации устного и письменного общения.
Составление текста о правилах уличного движения

1

11.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844
1d08

123

Речь: диалогическая и монологическая

1

12.03.2024

https://m.edsoo.ru/f843
54ea

124

Особенности разбора глаголов по составу

1

13.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844
22b2

125

Глагол в словосочетании

1

14.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844
2dd4

126

Глагол в предложении

1

15.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844
168c

127

Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам

1

18.03.2024

https://m.edsoo.ru/f843
f7c4

128

Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в
единственном числе

1

19.03.2024

https://m.edsoo.ru/f843
f90e

129

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в
форме 2-го лица единственного числа

1

20.03.2024

https://m.edsoo.ru/f843
fa44

130

Отрабатываем правописание глаголов в форме 2­го
лица единственного числа

1

21.03.2024

131

I и II спряжение глаголов

1

22.03.2024

https://m.edsoo.ru/f844
02f0

132

Личные формы глагола

1

03.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
0408

133

Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

04.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
052a

134

Способы определения I и II спряжения глаголов

1

05.04.2024

135

Отработка способов определения I и II спряжения
глаголов

1

08.04.2024

136

Пишем сочинение-повествование на тему. Составление
рассказа (сказки) по содержанию пословицы,

1

09.04.2024

фрвзеологизма
137

Отрабатываем правило определения спряжения
глаголов с безударными личными окончаниями

1

10.04.2024

138

Отрабатываем правописание безударных личных
окончаний глаголов-исключений

1

11.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
10a6

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

12.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
0732

140

Отрабатываем правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

15.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
087c

141

Безударные личные окончания глаголов: трудные
случаи

1

16.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
0a2a

142

Отрабатываем трудные случаи написания безударных
личных окончаний глаголов

1

17.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
12f4

143

Резервный урок по разделу морфология: Что такое
возвратные глаголы?

1

18.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843
fb98

144

Правописание глаголов на -ться и –тся

1

19.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843f
cd8

145

Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся

1

22.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
00ac

146

Частица НЕ, еѐ значение (повторение)

1

23.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843
db72

147

Пишем сочинение-рассуждение на тему. Составление
текста-рассуждения по таблице, правилу

1

24.04.2024

https://m.edsoo.ru/f843
bd72

148

Безударные личные окончания глаголов:
систематизация

1

25.04.2024

149

Безударные личные окончания глаголов: обобщение

1

26.04.2024

150

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

29.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844
179a

151

Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний

1

30.04.2024

https://m.edsoo.ru/f844

глаголов в прошедшем времени

2078

152

Морфологический разбор глагола

1

02.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
2cb2

153

Обобщение знаний о глаголе

1

03.05.2024

https://m.edsoo.ru/fa25
110e

154

Глагол: систематизация знаний

1

06.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
219a

155

Резервный урок по разделу морфология: Глагол.
Отработка материала

1

07.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
2b90

156

Резервный урок по разделу морфология: Отработка
темы "Глагол"

1

08.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
157e

157

Резервный урок по разделу морфология: Проверь себя

1

10.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843
6e12

158

Резервный урок по разделу морфология: Проверочная
работа

1

13.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843
9306

159

Пишем подробный пересказ текста. Изложение

1

14.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
18c6

160

Изученные правила правописания глаголов:
систематизация

1

15.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843d
9e2

161

Отрабатываем изученные правила правописания
глаголов

1

16.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
24ec

162

Как сделать текст интереснее. Составление текста по
репродукции карины И. Шишкина "Рожь"

1

17.05.2024

163

Наблюдаем за написанием разных частей речи

1

20.05.2024

https://m.edsoo.ru/fa25
1c12

164

Орфографический тренинг: правописание разных
частей речи

1

22.05.2024

https://m.edsoo.ru/fa25
1956

165

Резервный урок по разделу орфография: проверочная
работа на тему "Безударные личные окончания
глаголов"

1

23.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
2a6e

1

1

166

Учимся пересказывать: подробный устный пересказ
текста

1

167

Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная
работа

1

168

Характеристика звуков русского языка. Звуки и буквы

169

170

24.05.2024
27.05.2024

https://m.edsoo.ru/f844
23d4

1

28.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843
639a

Звуко-буквенный разбор слова

1

29.05.2024

https://m.edsoo.ru/f843
64e4

Резервный урок по разделу орфография: проверочная
работа по теме "Чему мы научились на уроказ
правописания в 4 классе"

1

1

30.05.2024

https://m.edsoo.ru/fa25
1adc,

170

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с
ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Русский язык 4 класс. Рабочая тетрадь
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс (к УМК Т. Г. Рамзаевой
«РИТМ»)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/f842a6b2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».