Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учѐтом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового

чтения, способов и приѐмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретѐнные обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации
для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее
80 часовсоставляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение
грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ
родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и
поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырѐх, например
произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М.
Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в
литературе разных народов (на примере писателей родного края,
представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение
нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере
рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок,
подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3
произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков
«Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т.
Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военноисторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная
духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов
фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное
значение фольклора для появления художественной литературы. Малые
жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели
фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных,
бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных
произведений разных народов по тематике, художественным образам и
форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии.
Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи
Муромца, Алѐши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где
жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.
Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной

лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М.
Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора,
народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки
по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алѐше Поповиче, Добрыне
Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических
произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в
стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение).
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мѐртвой царевне и о
семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о
семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом
жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И.
Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и
прозаические (не менее трѐх). Развитие событий в басне, еѐ герои
(положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»,
«Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и
другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения
М. Ю. Лермонтова (не менее трѐх). Средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм.
Метафора как «свѐрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции
стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утѐс», «Парус», «Москва,
Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (дветри по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в
сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П.
Ершов «Конѐк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков.
Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме
чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения:
лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др.Темы
стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские
приѐмы создания художественного образа в лирике. Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как
иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В
синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»,
А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух
чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трѐх произведений):
рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных
жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности
художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.
Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы),
«Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения
человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений
литературы. Круг чтения (не менее трѐх авторов): на примере произведений
В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г.
Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебѐдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх
и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трѐх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. ГаринаМихайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В.
Крапивина и др.Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский
способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к
ним героев.

Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. ГаринМихайловский «Детство Тѐмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лѐньке
и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса –
произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса
как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух
произведений по выбору):юмористические произведения на примере
рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина.
Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в
кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений
зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро,
братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература:
произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»,
«Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы),
Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги), еѐ справочно-иллюстративный материал. Очерк как
повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
читать про себя (молча), оценивать своѐ чтение с точки зрения
понимания и запоминания текста;
анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать
принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль,
находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь
между событиями, эпизодами текста;
характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям,
самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их
поступков (по контрасту или аналогии);
составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста,
дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
исследовать
текст:
находить
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора),
описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер),
выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
использовать справочную информацию для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей;
характеризовать книгу по еѐ элементам (обложка, оглавление,
аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и
задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и
его произведениях;
оценивать мнение авторов о героях и своѐ отношение к ним;

использовать

элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного
характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время
досуга;
определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
оценивать выступление (своѐ и одноклассников) с точки зрения
передачи настроения, особенностей произведения и героев;
осуществлять
контроль процесса и результата деятельности,
устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять
способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и
драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
соблюдать правила взаимодействия;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский
язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение»,
остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета
«Русский язык».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений,
признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;

осознание

этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
выражение
своего видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своѐ отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
понимание
образного
языка
художественных
произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
потребность
в
самостоятельной
читательской
деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и

самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.

фольклора

и

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

выбирать

источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
еѐ проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:

формулировать

краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
4 КЛАСС
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для
всестороннего
развития
личности
человека,
находить
в
произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой
и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
произведений;
демонстрировать
интерес и положительную мотивацию к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества: формировать
собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов
в минуту (без отметочного оценивания);

читать

наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной
тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы (в том числе проблемные) к
познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры
произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры разных жанров литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять тему и главную мысль, последовательность событий в
тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять
портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь
между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев
одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по
аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение
к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев
(портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений,
поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
строить монологическое и диалогическое высказывание с

соблюдением норм русского литературного языка (норм
произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать
простые
выводы
на
основе
прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный),
пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать
сочинения на заданную тему, используя разные типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение),
корректировать
собственный текст с учѐтом правильности, выразительности
письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по
иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать
продолжение
прочитанного
произведения
(не
менее
10
предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать
книги для самостоятельного чтения с учѐтом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные и
информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

О Родине, героические страницы истории

12

1

https://m.edsoo.ru/7f412cec

2

Фольклор (устное народное творчество)

11

1

https://m.edsoo.ru/7f412cec

3

Творчество И.А.Крылова

4

4

Творчество А.С.Пушкина

12

5

Творчество М. Ю. Лермонтова

4

6

Литературная сказка

9

7

Картины природы в творчестве поэтов и
писателей ХIХ века

7

8

Творчество Л. Н. Толстого

7

9

Картины природы в творчестве поэтов и
писателей XX века

6

10

Произведения о животных и родной природе

12

1

https://m.edsoo.ru/7f412cec

11

Произведения о детях

13

1

https://m.edsoo.ru/7f412cec

12

Пьеса

5

https://m.edsoo.ru/7f412cec

13

Юмористические произведения

6

https://m.edsoo.ru/7f412cec

14

Зарубежная литература

8

https://m.edsoo.ru/7f412cec

15

Библиографическая культура (работа с детской
книгой и справочной литературой

7

https://m.edsoo.ru/7f412cec

https://m.edsoo.ru/7f412cec

1

https://m.edsoo.ru/7f412cec
https://m.edsoo.ru/7f412cec

1

https://m.edsoo.ru/7f412cec
https://m.edsoo.ru/7f412cec

1

https://m.edsoo.ru/7f412cec
https://m.edsoo.ru/7f412cec

Резервное время

13

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

8

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практическ
ие работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Разнообразие малых жанров фольклора
(назначение, сравнение, классификация)

1

05.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f67cc

2

Образы русских богатырей: где жил, чем
занимался, какими качествами обладал.
На примере былины «Ильины три
поездочки»

1

07.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f6d1c

3

Отражение народной былинной темы в
творчестве художника В. М.Васнецова

1

08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f6f38
https://m.edsoo.ru/f29
f70aa

4

Резервный урок. Летопись «И повесил
Олег щит свой на вратах Царьграда».
Знакомство с произведением А. С.
Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

12.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f5afc

5

Образ Александра Невского в
произведении С.Т.Романовского «Ледовое
побоище». Страницы истории России,
великие люди и события. На примере
Житие Сергия Радонежского

1

14.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f62e0

6

Представление в сказке народного быта и
культуры: сказки о животных, бытовые,
волшебные

1

15.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f76cc

7

Характеристика героев волшебной сказки:
чем занимались, какими качествами
обладают. На примере русской народной
сказки "Волшебное кольцо"

1

19.09.2023

8

Сравнение фольклорных произведений
разных народов: тема, герои, сюжет.
Представление в сказке нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира

1

21.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f6ace

9

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Фольклор – народная
мудрость»

1

22.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f7956

10

Составление выставки «Произведения
А.С. Пушкина». Написание аннотации к
книгам на выставке

1

26.09.2023

https://m.edsoo.ru/f2a
0aa06

11

Оценка настроения и чувств, вызываемых
лирическим произведением А.С.
Пушкина. На примере стихотворения
«Няне»

1

28.09.2023

https://m.edsoo.ru/f2a
0a36c

12

Картины осени в лирических
произведениях А.С. Пушкина: сравнения,
эпитет, олицетворения

1

29.09.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f7a78

13

Сравнение стихотворения А. С. Пушкина
с репродукцией картины. На примере
стихотворения "Туча" и репродукции
картины И. И. Левитана «Вечерний звон»

1

03.10.2023

https://m.edsoo.ru/f2a
0a7f4

14

Знакомство с литературной сказкой
А.С.Пушкина «Сказка о мѐртвой царевне
и о семи богатырях»: сюжет произведения

1

05.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f7cbc

1

15

Характеристика положительных и
отрицательных героев, волшебные
помощники в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мѐртвой царевне и о семи
богатырях»

1

06.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f8284
https://m.edsoo.ru/f29
f85c2

16

Наблюдение за художественными
особенностями текста, языком авторской
сказки А.С. Пушкина «Сказка о мѐртвой
царевне и о семи богатырях»

1

10.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f8478

17

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Творчество А.С.
Пушкина»

1

12.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f890a

18

Составление сообщения о М. Ю.
Лермонтове. Строфа как элемент
композиции стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Парус»

1

13.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f9418

19

Работа со стихотворением М.Ю.
Лермонтова «Утѐс»: характеристика
средств художественной выразительности

1

17.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f9558

20

Наблюдение за художественными
особенностями лирических произведений
М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о
Кавказе

1

19.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f9710

21

Творчество Л.Н. Толстого – великого
русского писателя

1

20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
fa66a

22

Общее представление о повести как
эпическом жанре. Знакомство с
отрывками из повести Л.Н.Толстого

1

24.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
fa7a0

1

«Детство»

23

Чтение научно-познавательных рассказов
Л.Н.Толстого. Примеры текстарассуждения в рассказе «Черепаха» и в
повести Л.Н. Толстого "Детство"

1

26.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
fa8ae

24

Анализ художественных рассказов
Л.Н.Толстого. Особенности
художественного текста-описания на
примере рассказа «Русак»и отрывков из
повести Л. Толстого "Детство".
Составление цитатного плана

1

27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29
faa20

25

Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых
особенностей

1

26

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Жанровое многообразие
творчества Л.Н. Толстого»

1

27

Резервный урок. Подготовка выставки
книг Л. Толстого. Подготовка сообщения
о книгах Л. Толстого (сказки, рассказы,
были, басни)

1

10.11.2023

28

Взаимоотношения со сверстниками – тема
рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

1

14.11.2023

29

Образы героев-детей в рассказе А.П.
Чехова «Мальчики»

1

16.11.2023

30

Соотнесение заглавия и главной мысли

1

17.11.2023

Библиотека ЦОК
07.11.2023

https://m.edsoo.ru/f29
fac6e

Библиотека ЦОК
1

09.11.2023

https://m.edsoo.ru/f29
fad7c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a
0a5e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fd662

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fdb80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29

рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

fdcc0

Библиотека ЦОК

31

Поэты о красоте родной природы: анализ
авторских приѐмов создания
художественного образа

32

Составление устного рассказа по
репродукции картины на основе
изученных произведений

1

23.11.2023

33

Описание явления природы в
стихотворении В.А. Жуковский
«Загадка»: приѐмы создания
художественного образа

1

24.11.2023

34

Сравнение образа радуги в
стихотворениях В.А. Жуковского
«Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как
неожиданно и ярко»

35

Восприятие картин природы в
стихотворении А.А. Фета «Весенний
дождь» и других его стихотворений

1

30.11.2023

36

Авторские приѐмы создания
художественного образа в стихотворении
Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как
воздух чист»..»

1

01.12.2023

37

Выразительность поэтической речи
стихотворения И.С. Никитина «В синем
небе плывут над полями…» и другие на
выбор

1

05.12.2023

38

Анализ чувств и настроения, создаваемых
лирическим произведением. На примере

1

07.12.2023

1

21.11.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f9b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fa21e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fa002

Библиотека ЦОК
1

28.11.2023

https://m.edsoo.ru/f29
f9ee0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fa11a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
f9c42

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
faec6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29

произведения А.А. Прокофьева "Люблю
берѐзу русскую..."

fb682

Библиотека ЦОК

39

Образное изображение осени в
стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

40

Темы лирических произведений А.А.
Блока. На примере стихотворения
«Рождество»

1

12.12.2023

41

Резервный урок. Читательский дневник
(правила оформления)

1

14.12.2023

42

Характеристика героя литературной
сказки. На примере сказки В. Ф.
Одоевского «Городок в табакерке»

1

15.12.2023

43

Народные образы героев сказа
П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1

19.12.2023

44

Наблюдение за художественными
особенностями, языком сказа П.П.Бажова
«Серебряное копытце»

1

21.12.2023

45

Литературная сказка П.П.Ершова «КонѐкГорбунок»: сюжет и построение
(композиция) сказки

1

22.12.2023

46

Речевые особенности (сказочные
формулы, повторы, постоянные эпитеты)
сказки П.П.Ершова «Конѐк-Горбунок»

1

26.12.2023

47

Литературная сказка С.Т. Аксакова
"Аленький цветочек" (сюжет,
композиция, герои)

1

28.12.2023

1

08.12.2023

https://m.edsoo.ru/f29
fb420

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fb8f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a
0b1c2

48

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Литературная сказка»

49

Расширение круга детского чтения.
Знакомство с авторами юмористических
произведений

50

Знакомство с экранизацией произведений
юмористических произведений. На
примере экранизации "Сказки о
потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964
г.)

1

11.01.2024

51

Резервный урок. Работа с детскими
книгами "Произведения В. Ю.
Драгунского"

1

12.01.2024

52

Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола.
На примере рассказа В.Ю. Драгунского
«Главные реки»

53

Знакомство с пьесой как жанром
литературы. Как подготовить
произведение к постановке в театре?

1

18.01.2024

54

Создание ремарок (их назначение и
содержание) на основе анализа характера
героев произведения. На примере рассказа
В.Ю. Драгунского "Главные реки"

1

19.01.2024

55

Характеристика героев юмористических
произведений. На примере рассказа Л. Д.
Каминского "Автопортрет"

1

23.01.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fede6

56

Резервный урок. Знакомство с детскими

1

25.01.2024

Библиотека ЦОК

1

1

29.12.2023
Библиотека ЦОК

1

09.01.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fef08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
ff44e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fe36e

Библиотека ЦОК
1

16.01.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fe256

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fecba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
feb52

Библиотека ЦОК

журналами:«Весѐлые картинки»,
«Мурзилка» и другие. Сочинение весѐлой
истории

https://m.edsoo.ru/f2a
0b906

Библиотека ЦОК

57

Приѐмы раскрытия главной мысли
рассказа. На примере произведения Б. С.
Житкова "Как я ловил человечков"

1

26.01.2024

58

Работа с рассказом К.Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»

1

30.01.2024

59

Особенности художественного текстаописания: пейзаж, портрет героя,
интерьер на примере рассказа К.Г.
Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»

1

01.02.2024

60

Отражение нравственно-этических
понятий в рассказах М.М. Зощенко «О
Лѐньке и Миньке». На примере рассказа
"Ёлка"

1

02.02.2024

61

Знакомство с отрывками из повести Н.Г.
Гарин-Михайловского «Детство Тѐмы»
(отдельные главы): основные события
сюжета

62

Словесный портрет героя повести Н.Г.
Гарин-Михайловского «Детство Тѐмы»
(отдельнеы главы)

1

08.02.2024

63

Осмысление поступков и поведения
главного героя повести Н.Г. ГаринМихайловского «Детство Тѐмы»

1

09.02.2024

https://m.edsoo.ru/f29
ff214

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fba1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fbb28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fe6ac

Библиотека ЦОК
1

06.02.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fd216

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fd31a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fd554

(отдельные главы)

64

Темы лирических произведений. На
примере стихотворений М.И. Цветаевой
"Наши царства", "Бежит тропинка с
бугорка…"

65

Резервный урок. Выразительность
поэтических картин родной природы. На
примере стихотворения И.А. Бунина
«Детство»

1

15.02.2024

66

Любовь к природе и родному краю – тема
произведений поэтов. На примере
стихотворений С.А. Есенина

1

16.02.2024

67

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Произведения о детях и
для детей»

1

68

Составление устного рассказа «Герой,
который мне больше всего запомнился»

1

69

Книга как источник информации. Виды
информации в книге

70

Писатели – авторы произведений о
животных: выставка книг

71

Наблюдательность писателей,
выражающаяся в описании жизни
животных. На примере рассказа А.И.
Куприна «Скворцы»

Библиотека ЦОК
1

13.02.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
0a4b6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fc1b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a
09dd6

Библиотека ЦОК
1

20.02.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fe12a

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
0c34c

Библиотека ЦОК
1

27.02.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
0c234

Библиотека ЦОК
1

29.02.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fc0aa

Библиотека ЦОК
1

01.03.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fc5f0

Библиотека ЦОК

72

Раскрытие темы о бережном отношении
человека к природе родного края

1

05.03.2024

73

Особенности художественного описания
родной природы. На примере рассказа
В.П.Астафьева «Весенний остров»

1

07.03.2024

74

Отражение темы «Материнская любовь» в
рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и
стихотворении С.Есенина «Лебѐдушка»

75

М.М. Пришвин - певец русской природы.
Чтение произведения М.М. Пришвина
«Выскочка»

1

14.03.2024

76

Авторское мастерство создания образов
героев-животных. На примере
произведения Максима Горького
"Воробьишка"

1

15.03.2024

77

Человек и его отношения с животными.
Обсуждение в классе темы "Что такое
самопожертвование"

1

19.03.2024

78

Развитие речи: озаглавливание частей. На
примере произведения В. П. Астафьева
«Стрижонок Скрип»

1

21.03.2024

79

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Произведения о
животных и родной природе»

1

80

Резервный урок. Работа с детскими
книгами на тему: «Книги о Родине и еѐ
истории»: типы книг (изданий).

1

https://m.edsoo.ru/f29
fc7bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fcd02

Библиотека ЦОК
1

12.03.2024

https://m.edsoo.ru/f29
fce92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
fc30c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f29
fc4c4

22.03.2024
Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
0bee2

Презентация книги, прочитанной
самостоятельно

81

Проявление любви к родной земле в
литературе народов России. На примере
стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов XIX и
XX веков

1

05.04.2024

82

Образ родной земли в стихотворении
С.Д.Дрожжина «Родине»

1

09.04.2024

83

Раскрытие главной идеи произведения
А.Т. Твардовского «О Родине большой и
малой» (отрывок): чувство любви к своей
стране и малой родине

1

11.04.2024

84

Осознание понятий поступок, подвиг на
примере произведений о Великой
Отечественной войне

1

12.04.2024

85

Наблюдение за художественными
особенностями текста авторской песни.
Знакомство с песнями на тему Великой
Отечественной войны

86

Тема героического прошлого России в
произведениях литературы. На примере
"Солдатской песни" Ф. Н. Глинки

1

87

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «О Родине, героические
страницы истории»

1

88

Особенности басни как лиро-эпического

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
f5282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
f539a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
f54c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
f56ec

Библиотека ЦОК
1

16.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29
f5c50

Библиотека ЦОК
18.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29
f60a6

Библиотека ЦОК
1

19.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29
f5e94

23.04.2024

Библиотека ЦОК

жанра. Басни стихотворные и
прозаические

https://m.edsoo.ru/f29
f8eb4

89

Сравнение басен: темы и герои,
особенности языка. На примере басен
Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И.
Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого
«Стрекоза и муравьи»

90

Аллегория и ирония как характеристика
героев басен. На примере басни И.А.
Крылова «Мартышка и очки»

91

Работа с баснями И.А. Крылова.
Инсценирование их сюжета

92

Язык басен И.А. Крылова: пословицы,
поговорки, крылатые выражения

1

02.05.2024

93

Особенности сюжета «Путешествия
Гулливера» Джонатана Свифта
(отдельные главы)

1

03.05.2024

94

Характеристика главного героя
«Путешествия Гулливера» Джонатана
Свифта (отдельные главы)

1

07.05.2024

95

Особенности построения (композиция)
литературной сказки: составление плана.
Х. К. Андерсен "Русалочка"

96

Средства художественной
выразительности в литературной сказке.
Х. К. Андерсен "Дикие лебеди"

Библиотека ЦОК
1

25.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29
f8ff4

Библиотека ЦОК
1

26.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29
f91d4

Библиотека ЦОК
1

30.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29
f9300

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29
f9300

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a
08986

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a
08b2a

Библиотека ЦОК
1

10.05.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
08cb0

Библиотека ЦОК
1

14.05.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
09372

Библиотека ЦОК

97

Описание героя в произведении Марк
Твена «Том Сойер» (отдельные главы)

1

16.05.2024

98

Анализ отдельных эпизодов произведения
Марк Твена «Том Сойер» (отдельные
главы): средства создания комического.
Написание отзыва

1

17.05.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
09502

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a
09674

Библиотека ЦОК
99

Книги зарубежных писателей

100

Работа со словарѐм: поиск необходимой
информации

101

Знакомство с современными изданиями
периодической печати. Золотой фонд
детской литературы. В.Ю. Драгунский,
И.П.Токмакова и другие - авторы детских
журналов

1

102

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам изученного в 4 классе

1

103

Резервный урок. Рекомендации по
летнему чтению. Правила читателя и
способы выбора книги (тематический,
систематический каталог)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

23.05.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
097d2

Библиотека ЦОК
1

24.05.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
0b348

Библиотека ЦОК
28.05.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
0c7c0

Библиотека ЦОК
1

30.05.2024

https://m.edsoo.ru/f2a
0c8ec

Библиотека ЦОК
1

103

31.05.2024

8

0

https://m.edsoo.ru/f2a
0c9fa

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Литературное чтение 4 класс. Рабочая тетрадь.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки 4 класс. Литературное чтение к УМК Климановой
(Школа России)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».