ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Азбука денег» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе программ: Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1 Изучение курса «Азбука денег» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие экономического образа мышления; - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Место курса в учебном плане. На изучение курса «Азбука денег» в 1-4 классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часов (34 учебных недель) во 2-4 классах. Организация учебных занятий – групповая. Наполняемость группы не менее 15 человек. Предпочтительная продолжительность занятий 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам. Режим организации занятий кружка осуществляется в соответствии с утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю (33 часа в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в неделю (34 часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный. I. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Раздел 1.Что такое деньги и откуда они взялись. Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. Раздел 3. Какие деньги были раньше в России. Раздел 4.Современные деньги России и других стран. Раздел 5. Откуда в семье берутся деньги. Раздел 6. На что тратятся деньги. Раздел 7.Как с умом управлять своими деньгами. Раздел 8. Как делать сбережения. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. II. Планируемые результаты. Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные. Обучающийся научится: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; уметь характеризовать виды и функции денег; знать источники доходов и направлений расходов семьи; уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения; проводить элементарные финансовые расчеты. Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам. Режим организации занятий кружка осуществляется в соответствии с утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю (33 часа в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в неделю (34 часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный. III. Календарно-тематический план по кружку «Азбука денег» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема Кол-во часов Дата проведения план факт Раздел 1.Что такое деньги и откуда они взялись. Товарный обмен; первые деньги; монеты разных 1 07.09 стран мира. Знакомство с историей появления обмена 1 14.09 товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, 1 21.09 прочность, делимость). Первые монеты и монеты разных государств. Обобщение раздела. 28.09 Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. Знакомство с устройством монет. Гурт. 1 05.10 Подделка монет. «Орёл» и «решка». Аверс и реверс. Наминал. 12.10 Знакомство с изобретением бумажных денег, со 1 19.10 способами защиты от подделок бумажных денег. Обобщение раздела. 26.10 Раздел 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги, происхождение 1 09.11 слов «деньги», «рубль», «копейка», первые русские монеты. Коллекция старинных денег. 1 16.11 Практическая работа. Изготовление 1 23.11 собственных монет. Обобщение раздела. Практическая работа. 1 30.11 Раздел 4.Современные деньги России и других стран. Знакомство с современными деньгами России. 1 07.12 Знакомство с современными деньгами мира. 1 14.12 Факторы и причины появления безналичных 1 21.12 денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, функции банкоматов. Обобщение раздела 1 28.12 Раздел 5. Откуда в семье берутся деньги. Клады, лотереи, наследство. 1 11.01 Заработная плата. 1 18.01 Пенсии, пособия, стипендии. 1 25.01 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Аренда и проценты в банке, кредиты. 1 01.02 Обобщение раздела 1 15.02 Раздел 6. На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. 1 22.02 Сбережения и непредвиденные расходы. 1 01.03 Вредные привычки. Хобби. 1 15.03 Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка». 1 05.04 Обобщение раздела 1 12.04 Раздел 7.Как с умом управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги. 1 19.04 Расходы и доходы. Считаем деньги. 1 26.04 Учимся экономить. 1 03.05 Обобщение раздела. 1 10.05 Раздел 8. Как делать сбережения. Как откладывать деньги. 1 17.05 Как распорядиться своими сбережениями. 1 19.05 Практическая и игровая деятельность: квест 1 «Заработаем и сбережём». 24.05 Обобщение раздела. 1