1. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Фантазёры» для обучающихся 1-3класса-комплекта составлена на основе примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, учебного плана МКОУ СОШ им. М.Х.Барагунова с.п. Урожайное. Программа рассчитана на учащихся 1-3 классов, на реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 учебных занятия за год. Цели и задачи учебного предмета Цель программы: Научить детей создавать своими руками предметы декоративно-прикладного творчества, привить определенные умения и навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач: экологическое воспитание; совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов; развитие художественного творчества детей; воспитание привычки к аккуратности, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил при организации рабочего места; воспитывать уважение к народным промыслам и традициям; ознакомление с различными современными материалами и их возможностями в творческой деятельности; воспитание эстетического вкуса. Общая характеристика Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, так как помогает детям узнать друг друга лучше в процессе совместной творческой работы, помогает сплотить коллектив во внеурочное время, в то же время, раскрывает индивидуальные возможности каждого ребенка. Занятия в кружке «Фантазёры» позволяет детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками изделий из разных материалов: 1) материалы природного происхождения: сосновые и еловые шишки, листья деревьев, кустарников, травы, мхи, лишайники, ветки, семена, камни, перья птиц; 2) бумага и картон различных видов; 3) бросовые материалы: небольшие бумажные и картонные коробки, деревянные катушки, корковые и пластмассовые пробки, скорлупа, спичечные коробки, исписанные стержни от шариковых ручек и т.д.; 4) материал для лепки – пластилин; 5) ткани и нитки, пряжа. В процессе изготовления изделий из разных материалов учащимся приходится самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделий, приходится сравнивать, сопоставлять приемы при обработке разных материалов. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению предметов из разных материалов, а также включают в себя проведение бесед, организацию выставок, показов, экскурсий, участие работ учащихся в дистанционных конкурсах разных уровней. Основная задача кружка заключается в формировании у младших школьников практических трудовых навыков, развитие творческой активности и воспитание художественного вкуса. 2. Содержание образования Изделия из природного материала. Панно из листьев и веток. Игрушки из шишек еловых, сосновых. Коллективная работа с использованием камней, перьев птиц. (8часов). Пластилин. Лепка животных и птиц. Создание картин с использованием пластилина и стекла, пластилина и картона. (5часов) Волшебная бумага. Аппликация из цветной и крепированной бумаги. Изделия в технике «Квиллинг». Бумажный городок. Украшения для новогоднего праздника. (9часов). Вторая жизнь вещей. Поделки из пенопласта и пластика. Шкатулки из банок. Изделия из ватных дисков, ватных палочек. (5часов) Мир тканей и украшений. Шитьё маленьких игрушек из ткани. Изготовление украшений из пуговиц и бусин. Картины из ниток и пряжи. (7часов). 3. Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - уметь оценивать себя и других; - воспитание трудолюбия, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда. Младшие школьники получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности; - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни. Метапредметные результаты Регулятивные - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; Младшие школьники получат возможность научиться: - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - моделировать новые формы, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; Познавательные - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; Младшие школьники получат возможность научиться: -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; Младшие школьники получат возможность научиться: -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Средства контроля Итоги занятий подводятся в конце изучения раздела в виде выставок, отчетов. 4.Учебно-тематический план Раздел Тема занятия 1 2 3 4 5 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Панно из сухих листьев. Игрушки из шишек Коллективная работа «На берегу реки». Итого Лепка животных и птиц нашей местности. Картины пластилином «Любимая сказка». Итого Аппликация из цветной и крепированной бумаги «В саду» Изделия в технике квиллинг. «Открытки» Бумажный городок Украшения для новогоднего праздника Итого Изделия из пенопласта и пластика. «Зимний пейзаж» Шкатулки из пластиковых банок Изделия из ватных дисков. «Букет» Итого Работа с тканью. «Маленькие зверята» Украшения из бусин и пуговиц. «Браслет» Картины из ниток и пряжи Итоговый урок-выставка Итого Итого за год Количество часов теория практика 1 0.5 1.5 0.5 1.5 0.5 2.5 2.5 5.5 1 1 1 2 2 3 0.5 2.5 0.5 1 1 2 0.5 0.5 7.5 всего 1 2 2 3 8 2 3 5 3 1.5 2 2 8 2 2 2 2 9 3 1 1 4 1.5 1.5 2 1 6 26.5 1 1 5 2 2 2 1 7 34 5. Календарно-тематический план кружка «Фантазёры» 3 класс № Тема занятий Раздел 1. Изделия из природного материала. 1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 2 Панно из сухих листьев. 3 Панно из сухих листьев. 4 Игрушки из шишек 5 Игрушки из шишек 6 Коллективная работа «На берегу реки». 7 Коллективная работа «На берегу реки». 8 Коллективная работа «На берегу реки». Раздел 2. Пластилин. 9 Лепка животных и птиц нашей местности. 10 Лепка животных и птиц нашей местности. 11 Картины пластилином «Любимая сказка». 12 Картины пластилином «Любимая сказка». 13 Картины пластилином «Любимая сказка». Раздел 3. Волшебная бумага. 14 Аппликация из цветной и крепированной бумаги «В саду» 15 Аппликация из цветной и крепированной бумаги «В саду» 16 Аппликация из цветной и крепированной бумаги «В саду» 17 Изделия в технике квиллинг. «Открытки» 18 Изделия в технике квиллинг. «Открытки» 19 Бумажный городок 20 Бумажный городок 21 Украшения для новогоднего праздника 22 Украшения для новогоднего праздника Раздел 4.Вторая жизнь вещей. 23 Изделия из пенопласта и пластика. «Зимний пейзаж» 24 Изделия из пенопласта и пластика. «Зимний пейзаж» 25 Изделия из пенопласта и пластика. «Зимний пейзаж» 26 Шкатулки из пластиковых банок 27 Изделия из ватных дисков. «Букет» Колво часов Дата проведения план факт 1 1 1 1 1 1 1 1 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 1 1 1 1 1 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 1 15.12 1 22.12 1 29.12 1 1 1 1 1 1 12.01 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 1 01.03 1 15.03 1 22.03 1 1 05.04 12.04 Раздел 5. Мир тканей и украшений. 28 Работа с тканью. «Маленькие зверята» 29 Работа с тканью. «Маленькие зверята» 30 Украшения из бусин и пуговиц. «Браслет» 31 Украшения из бусин и пуговиц. «Браслет» 32 Картины из ниток и пряжи 33 Картины из ниток и пряжи 34 Итоговый урок-выставка Всего: 34 часа 1 1 1 1 1 1 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 24.05 31.05 6. Список литературы А.М. Гукасова . Рукоделие в начальных классах. -М.: Просвещение,2002г. Н.В. Гросул. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.:Просвещение,2000 г. О.Я. Воробьева. Декоративно-прикладное творчество.- Волгоград Учитель. 2009 г. Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Волгоград. Учитель. 2010 Т.Н.Баскова. Бисер.Уроки труда в начальной школе. СПб.: «Паритет», 2006 И.В. Новикова. Сто поделок из природного материала . - М.:2000 г. И.Н. Крайнева. Мир бисера. Издательский дом «Литера» 1999 г. И.А. Сокол. Мастерица . ООО «Издательство АСТ» 2001 г. В.А. Хоменко. Лучшие поделки. Шаг за шагом. Делаем сами. ООО «Книжный клуб»,2009 г. Е.Г. Жатько. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ НЕОБЫЧНЫХ ВЕЩЕЙ. ООО «КНИЖНЫЙ КЛУБ», 2009 г.