Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Культура народов КБР» для 11 класса разработана в соответствии: с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об образовании в Российской Федерации»; с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.; с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 года №1897); с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ СОШ СП Урожайное; с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ СОШ имени Барагунова М.Х СП Урожайное; с Учебным планом на 2019-20 учебный год; с Программой и учебником по культуре народов КБР для 11 класса общеобразовательных учреждений Г.Х. Мамбетов, Нальчик. Издательский центр «Эль-фа», 2015 г. Рекомендовано МОН КБР. Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются: -воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; -формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия. Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР: дать выпускникам целостное представление об культурном, этн онациональном, своеобразии родного края, традициях духовно й и нравственной жизни, социальном опыте народа; сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных э тносов, навыки бесконфликтного поведения; способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения; помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства; пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории п овседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи; развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале; развивать творческие способности обучающихся на осно ве, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края; создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры; формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников № темы 1. 2. 3. 4. Учебно-тематическое планирование Название темы Количество уроков Введение 1 Глава 1. Семейная культура 11 Глава 2. Культура воспитания 11 Глава 3. .Из духовной культуры 11 кабардинцев и балкарцев. Всего: 34 Зачеты 1 1 2 Содержание программы Введение - 1ч. Глава 1. Семейная культура - 11 ч. Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетия. Глава 2. Культура воспитания - 11ч. Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое воспитание. Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарский. Уважительное отношение к родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине. Обычай приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете. Глава 3. Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев - 11ч. Устное народное творчество. Нартский эпос. Музыкальное искусство. Танцы и танцевальный этикет. Театральное искусство. Народные певцы. Прикладное искусство. Религия. Похоронные обряды. Народная медицина. . Учебно-методическое обеспечение Список литературы для учителя: 1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014 2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013. 3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г. 4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г. 5.Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2014. 6.Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г. Список литературы для учащихся: 1.Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014 2.Образовательный стандарт по региональной истории. 3.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008. 4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004. 5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008. 6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», 7.«Материальная и духовная культура народов КБР». Перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету: http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х. Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР» № п/п 1 Кол. часов По плану Введение 1 05.09.23 Глава 1. Семейная культура 11 Наименование темы 2 Большая и малая семья. 1 12.09.23 3 Брачные запреты. 1 19.09.23 4 Сватание 1 26.09.23 5 Свадьба 1 03.10.23 6 Обычаи избегания 1 10.10.23 7 Первое возвращение невесты домой. 1 17.10.23 8 Развод 1 24.10.23 9 Ребенок и его имя. 1 07.11.23 10 Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетием. 2 14.11.23 21.11.23 11 Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. 1 Глава 2. Культура воспитания 28.11.23 11 12 Трудовое воспитание 1 05.12.23 13 Военное воспитание 1 12.12.23 14 Адыгский этикет. Этикет балкарцев 1 19.12.23 15 Уважительное отношение к родителям. 1 26.12.23 16 Уважительное отношение к старшим. 1 16.01.24 17 Уважительное отношение к женщине. 1 23.01.24 18 Обычаи приветствий и прощаний. 1 30.01.24 19 Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете 1 20 Зачет по главе «Культура воспитания» 1 12.02.24 21 Устное народное творчество. 1 19.02.24 22 Нартский эпос. 1 26.02.24 Глава 3. Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев 23 Музыкальное искусство. 05.02.24 11 1 05.03.24 По факту 24 Театральное искусство. 1 12.03.24 25 Народные певцы. 2 19.03.24 24.03.24 26 Прикладное искусство. 1 09.04.24 27 Религия. 2 16.04.24 23.04.24 28 Похоронные обряды. 1 30.04.24 29 Народная медицина 2 07.05.24 14.05.24 30 Брачные запреты. 1 21.05.24 Планируемые результаты учебного предмета В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики» ученик должен: знать: основные этапы и ключевые события истории культуры народов Кабардино-Балкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории; основные понятия и термины по изучаемому курсу; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников. уметь: рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата. объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям; использовать различные источники информации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии; использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.