Рабочая программа по учебному курсу Культура народов КБР 11 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Культура народов КБР» для 11
класса разработана в соответствии:
 с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 «
Об образовании в Российской Федерации»;
 с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
 с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден
Приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010
года №1897);
 с основной образовательной программой среднего общего образования
МКОУ СОШ СП Урожайное;
 с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ СОШ
имени Барагунова М.Х СП Урожайное;
 с Учебным планом на 2019-20 учебный год;
 с Программой и учебником по культуре народов КБР для 11 класса
общеобразовательных учреждений Г.Х. Мамбетов, Нальчик.
Издательский центр «Эль-фа», 2015 г. Рекомендовано МОН КБР.
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1
учебный час в неделю.
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР
являются:
-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно
связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру,
национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и
потребностях современной жизни;
-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному
выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях
многонационального и поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:
 дать выпускникам целостное представление об культурном, этн
онациональном, своеобразии родного края, традициях духовно
й и нравственной жизни, социальном опыте народа;
 сформировать
позитивные ценностные ориентации в ходе
ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными
традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных
знании
и
умении
на
практике,
планирования
своей
жизнедеятельности,
участия
в решении существующих и
возникающих региональных, общенациональных проблем;
 обеспечить
понимание
идеи
межнационального
согласия,
толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона,
сформировать
на
этой
основе
умения
конструктивного
межкультурного взаимодействия с представителями различных э
тносов, навыки бесконфликтного поведения;
 способствовать
этнической идентификации и политической
консолидации населения;

помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой
жизни
в
регионе,
передать им знания и умения для активного участия в ней,
способствовать самоопределению, формированию потребности в
созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества,
государства;
 пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории п
овседневности, воспитывать уважение к представителям старшего
поколения, институту семьи;
 развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая
сущность явлений и процессов на близком ярком материале;
 развивать
творческие
способности
обучающихся
на
осно
ве, поисковой, исследовательской деятельности, изучение
многообразных источников по истории и культуре края;
 создавать
условия
для
приобщения
обучающихся
к
культуре, искусству, способам художественного самовыражения на
примерах
творчества земляков – известных деятелей культуры;
 формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к
фактам и событиям прошлого и настоящего.
В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется
целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края
на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в
образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе
комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании,
самоопределении и саморазвитии школьников


№ темы
1.
2.
3.
4.

Учебно-тематическое планирование
Название темы
Количество
уроков
Введение
1
Глава 1. Семейная культура
11
Глава 2. Культура воспитания
11
Глава 3. .Из духовной культуры
11
кабардинцев и балкарцев.
Всего:
34

Зачеты

1
1
2

Содержание программы
Введение - 1ч.
Глава 1. Семейная культура - 11 ч.
Большая и малая семья. Брачные
запреты. Калым. Свадьба.
Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и
его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и
их совершеннолетия.
Глава 2. Культура воспитания - 11ч.

Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое
воспитание. Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарский.
Уважительное отношение к родителям. Уважительное отношение к старшим.
Уважительное отношение к женщине. Обычай приветствий и прощаний.
Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете.
Глава 3. Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев - 11ч.
Устное народное творчество. Нартский эпос. Музыкальное искусство. Танцы
и танцевальный этикет. Театральное искусство. Народные певцы.
Прикладное искусство. Религия. Похоронные обряды. Народная медицина.
.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя:
1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
2014
2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по
истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие.
Нальчик, 2013г.
4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и
балкарцев. Нальчик, 1992г.
5.Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и
ответах. Нальчик, 2014.
6.Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов
КБР»
Нальчик 2014г.
Список литературы для учащихся:
1.Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.
Нальчик, 2014
2.Образовательный стандарт по региональной истории.
3.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик:
Эльбрус, 2008.
4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,
2008.
6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов»,
7.«Материальная и духовная культура народов КБР».
Перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету:
http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО
www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала
Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»

№
п/п
1

Кол.
часов

По
плану

Введение

1

05.09.23

Глава 1. Семейная культура

11

Наименование темы

2

Большая и малая семья.

1

12.09.23

3

Брачные запреты.

1

19.09.23

4

Сватание

1

26.09.23

5

Свадьба

1

03.10.23

6

Обычаи избегания

1

10.10.23

7

Первое возвращение невесты домой.

1

17.10.23

8

Развод

1

24.10.23

9

Ребенок и его имя.

1

07.11.23

10 Обрядовые игры, связанные с рождением
детей и их совершеннолетием.

2

14.11.23
21.11.23

11 Физическое, умственное, нравственное и
эстетическое воспитание.

1

Глава 2. Культура воспитания

28.11.23

11

12 Трудовое воспитание

1

05.12.23

13 Военное воспитание

1

12.12.23

14 Адыгский этикет. Этикет балкарцев

1

19.12.23

15 Уважительное отношение к родителям.

1

26.12.23

16 Уважительное отношение к старшим.

1

16.01.24

17 Уважительное отношение к женщине.

1

23.01.24

18 Обычаи приветствий и прощаний.

1

30.01.24

19 Благопожелания. Тосты и немного о
застольном этикете

1

20 Зачет по главе «Культура воспитания»

1

12.02.24

21 Устное народное творчество.

1

19.02.24

22 Нартский эпос.

1

26.02.24

Глава 3. Из духовной культуры
кабардинцев и балкарцев
23 Музыкальное искусство.

05.02.24

11
1

05.03.24

По
факту

24 Театральное искусство.

1

12.03.24

25 Народные певцы.

2

19.03.24
24.03.24

26 Прикладное искусство.

1

09.04.24

27 Религия.

2

16.04.24
23.04.24

28 Похоронные обряды.

1

30.04.24

29 Народная медицина

2

07.05.24
14.05.24

30 Брачные запреты.

1

21.05.24

Планируемые результаты учебного предмета
В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской
Республики» ученик должен:
знать:
 основные этапы и ключевые события истории культуры народов
Кабардино-Балкарской Республики, выдающихся деятелей этой
истории;
 основные понятия и термины по изучаемому курсу;
 важнейшие
достижения
культуры
и
системы
ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития;
 изученные виды исторических источников.
уметь:
 рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
 составлять биографическую справку, характеристику деятельности
исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и
результаты деятельности отдельных людей в истории;
 проводить поиск исторической информации в источниках разного
типа; критически анализировать источник исторической информации;
 анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
 представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта, реферата.
 объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим
явлениям;
 использовать различные источники информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:









определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом
восприятии получаемой извне социальной информации;
для понимания исторических причин и исторического значения
событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии;
использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении
с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически
возникшими формами социального поведения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».