I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть – целое», «больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события); обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации; становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося: понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология событий, протяжѐнность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения). На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчѐты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретѐнные обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приѐмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. На изучение математики отводится 540 часов: в 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю), во 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 3 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа в неделю). II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Основное содержание обучения в программе по математике представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел. Масса (единица массы – грамм), соотношение между килограммом и граммом, отношения «тяжелее – легче на…», «тяжелее – легче в…». Стоимость (единицы – рубль, копейка), установление отношения «дороже – дешевле на…», «дороже – дешевле в…». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. Время (единица времени – секунда), установление отношения «быстрее – медленнее на…», «быстрее – медленнее в…». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. Длина (единицы длины – миллиметр, километр), соотношение между величинами в пределах тысячи. Сравнение объектов по длине. Площадь (единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Сравнение объектов по площади. Арифметические действия Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками или без скобок), с вычислениями в пределах 1000. Однородные величины: сложение и вычитание. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений («больше – меньше на…», «больше – меньше в…»), зависимостей («купля-продажа», расчѐт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации. Сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины. Пространственные отношения и геометрические фигуры Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Математическая информация Классификация объектов по двум признакам. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит». Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов), внесение данных в таблицу, дополнение чертежа данными. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач. Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах). Изучение математики в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры); выбирать приѐм вычисления, выполнения действия; конструировать геометрические фигуры; классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку; прикидывать размеры фигуры, еѐ элементов; понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче; различать и использовать разные приѐмы и алгоритмы вычисления; выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма); соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации; составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу; моделировать предложенную практическую ситуацию; устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. У обучающегося будут сформированы следующие информационные действия как часть познавательных универсальных учебных действий: читать информацию, представленную в разных формах; извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме; заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертѐж; устанавливать соответствие между различными записями решения задачи; использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия). У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; строить речевые высказывания для решения задач, составлять текстовую задачу; объяснять на примерах отношения «больше – меньше на…», «больше – меньше в…», «равно»; использовать математическую символику для составления числовых выражений; выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией; участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления. У обучающегося будут сформированы следующие действия самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: проверять ход и результат выполнения действия; вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчѐтами; выбирать и использовать различные приѐмы прикидки и проверки правильности вычисления, проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения, определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время); договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя или подчинѐнного, сдержанно принимать замечания к своей работе; выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы. III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по математике на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения математики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть – целое», «причина – следствие», «протяжѐнность»); применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; представлять текстовую задачу, еѐ решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. Базовые исследовательские действия: проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). Работа с информацией: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: конструировать утверждения, проверять их истинность; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. Самоконтроль (рефлексия): осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; находить числа, большее или меньшее данного числа на заданное число; выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже»; измерять длину отрезка (в см), чертить отрезок заданной длины; различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; устанавливать между объектами соотношения: «слева – справа», «спереди – сзади», «между»; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов; группировать объекты по заданному признаку, находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное или данные из таблицы; сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; находить число большее или меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100), большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20); устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100; выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения; называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение), деления (делимое, делитель, частное); находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час), стоимости (рубль, копейка); определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время с помощью часов; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на»; решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ; различать и называть геометрические фигуры: прямой угол, ломаную, многоугольник; на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник, чертить с помощью линейки или угольника прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину ломаной, состоящей из двух-трѐх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы; находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур); представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку или столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур); сравнивать группы объектов (находить общее, различное); обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; составлять (дополнять) текстовую задачу; проверять правильность вычисления, измерения. К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000); выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно); выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления; использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину (массу, время), выполнять прикидку и оценку результата измерений, определять продолжительность события; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на или в»; называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями; использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчѐтов) соотношение между величинами; при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления); конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части; сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений); находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок; классифицировать объекты по одному-двум признакам; извлекать, использовать информацию, представленную на простейших диаграммах, в таблицах (например, расписание, режим работы), на предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка), а также структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы; составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму; сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); выбирать верное решение математической задачи. К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа; находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз; выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий; выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму), а также с помощью калькулятора; находить долю величины, величину по еѐ доле; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость); использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час); использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путѐм, между производительностью, временем и объѐмом работы; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), вместимость с помощью измерительных сосудов, прикидку и оценку результата измерений; решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию; решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, определение времени, выполнение расчѐтов), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить различные способы решения; различать окружность и круг, изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса; различать изображения простейших пространственных фигур (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену); выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трѐх прямоугольников (квадратов); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двух-трѐхшаговые); классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному-двум признакам; извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную на простейших столбчатых диаграммах, в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счѐт, меню, прайс-лист, объявление); заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях, дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; составлять модель текстовой задачи, числовое выражение; выбирать рациональное решение задачи, находить все верные решения из предложенных. IV.Тематическое планирование № п/ п Наименовани е разделов и тем программы Количество часов Всег о Контрольны е работы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и величины 10 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] Величины 8 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] Итого по разделу 18 1.1 1.2 Числа Раздел 2. Арифметические действия 40 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] Числовые выражения 7 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] Итого по разделу 47 2.1 Вычисления 2.2 Раздел 3. Текстовые задачи 3.1 3.2 Работа с текстовой задачей Решение задач Итого по разделу 12 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] 11 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] 23 Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры 4.1 Геометрически е фигуры 4.2 Геометрически е величины Итого по разделу 9 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] 13 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] 22 Раздел 5. Математическая информация 5.1 Математическ ая информация Итого по разделу Повторение пройденного материала Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] 15 15 4 1 7 7 136 7 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110f e]] 1 V.Поурочное планирование Количество часов № п/ п Тема урока Всег о Контроль ные работы Практич еские работы Дата изучения 1 Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 2 Сложение и вычитание однородных величин 3 Взаимосвязь арифметических действий: сложения и вычитания, умножения и деления 1 07.09.2023 4 Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз 1 08.09.2023 5 Неизвестный компонент арифметического действия: различение, называние, комментирование процесса нахождения 1 12.09.2023 6 Нахождение неизвестного компонента арифметического действия сложения (вычитания) 1 13.09.2023 7 Изображение фигур – отрезка, прямоугольника, 1 14.09.2023 Электронные цифровые образователь ные ресурсы Библиотека ЦОК 1 05.09.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e0a58e Библиотека ЦОК 1 06.09.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e0f200 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0d5cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0896e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0f3d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0ee40 квадрата – с заданными измерениями; обозначение фигур буквами 8 Входная контрольная работа 1 9 Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление текста на модели. Решение задач на нахождение четвѐртого пропорционального 1 10 Таблицы с данными о реальных процессах и явлениях; внесение данных в таблицу 1 20.09.2023 11 Решение задач с геометрическим содержанием 1 21.09.2023 12 Логические рассуждения (однодвухшаговые) со связками «если …, то …», «поэтому», «значит», «все», «и», «некоторые», «каждый» 1 22.09.2023 13 Устные вычисления: переместительное свойство умножения 1 26.09.2023 14 Переместительное свойство умножения 1 27.09.2023 15 Задачи на применение смысла арифметических действий сложения, 1 28.09.2023 1 15.09.2023 Библиотека ЦОК 19.09.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e10588 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e15ec0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e17068 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e15cea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0ea08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e10ed4 умножения 16 Таблица умножения и деления 17 Умножение и деление в пределах 100: приемы устных вычислений 18 Сочетательное свойство умножения 19 Нахождение периметра многоугольника 1 05.10.2023 20 Задачи на применение смысла арифметических действий вычитания, деления 1 06.10.2023 21 Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации 1 10.10.2023 22 Задачи применение зависимости "ценаколичествостоимость" 1 11.10.2023 23 Задачи на движение одного объекта. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов 1 12.10.2023 24 Порядок действий в числовом выражении (со скобками) 1 13.10.2023 25 Порядок действий в числовом выражении (без 1 17.10.2023 1 29.09.2023 Библиотека ЦОК 1 03.10.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e0a3cc Библиотека ЦОК 1 04.10.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e08eb4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e1338c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e1158c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0944a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e11708 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0f034 скобок) 26 Задачи на расчет скорости, времени или пройденного пути при движении одного объекта. Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи 1 27 Контрольная работа №1 1 28 Равенства и неравенства с числами: чтение, составление 1 20.10.2023 29 Умножение и деление в пределах 100: таблица умножения и деления 1 24.10.2023 30 Умножение и деление с числом 6 1 25.10.2023 31 Задачи на понимание отношений больше или меньше на… 1 26.10.2023 32 Задачи на разностное сравнение 1 27.10.2023 33 Задачи на кратное сравнение 1 07.11.2023 34 Задачи на понимание отношений больше или меньше в… 1 08.11.2023 35 Столбчатая диаграмма: чтение 1 09.11.2023 18.10.2023 1 19.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e08658 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0ade0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e11d02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e11f3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e173e2 36 Столбчатая диаграмма: использование данных для решения учебных и практических задач 1 10.11.2023 37 Сравнение математических объектов (общее, различное, уникальное/специфи чное) 1 14.11.2023 38 Выбор формы представления информации. Линейные диаграммы 1 15.11.2023 39 Умножение и деление с числом 7 40 Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка 1 17.11.2023 41 Свойства чисел. Математические игры с числами 1 21.11.2023 42 Кратное сравнение чисел 43 Равенства и неравенства: установление истинности (верное/неверное) 1 23.11.2023 44 Единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр, 1 24.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e175ae Библиотека ЦОК 1 16.11.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e0afb6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e15b14 Библиотека ЦОК 1 22.11.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e08cc0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e087e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e09e4a квадратный дециметр 45 Площадь прямоугольника, квадрата 1 28.11.2023 46 Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения 1 29.11.2023 47 Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей) 1 30.11.2023 48 Конструирование многоугольника из данных фигур, деление многоугольника на части 1 01.12.2023 49 Периметр и площадь прямоугольника: общее и различное 1 05.12.2023 50 Площадь и приемы еѐ нахождения 1 06.12.2023 51 Нахождение площади прямоугольника, квадрата 1 07.12.2023 52 Алгоритмы (правила) нахождения периметра и площади 53 Умножение и деление с числом 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e13bca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e139fe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e12c66 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e129e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e13f6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e146ce Библиотека ЦОК 1 08.12.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e13daa Библиотека ЦОК 1 12.12.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e0b18c 54 Таблица умножения: анализ, формулирование закономерностей 55 Умножение и деление с числом 9 1 56 Контрольная работа №2 1 57 Планирование хода решения задачи арифметическим способом. Решение задач изученных видов 1 58 Конструирование прямоугольника из данных фигур, деление прямоугольника на части 1 20.12.2023 59 Переход от одних единиц площади к другим 1 21.12.2023 60 Задачи на работу (производительность труда) одного объекта 1 22.12.2023 61 Задачи на расчет производительности труда, времени или объема выполненной работы 1 26.12.2023 62 Применение переместительного, сочетательного свойства при умножении 1 27.12.2023 63 Проверка правильности нахождения 1 28.12.2023 Библиотека ЦОК 1 13.12.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e0b4de Библиотека ЦОК 14.12.2023 1 https://m.edsoo.ru/c 4e0b358 15.12.2023 Библиотека ЦОК 19.12.2023 https://m.edsoo.ru/c 4e16640 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e12df6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e11884 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e11a00 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0ebc0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e18d3c периметра, площади прямоугольника 64 Нахождение площади в заданных единицах 1 29.12.2023 65 Арифметические действия с числом 1 1 09.01.2024 66 Умножение и деление в пределах 100: внетабличное выполнение действий 1 10.01.2024 67 Арифметические действия с числом 0 68 Нахождение площади фигуры, составленной из прямоугольников (квадратов) 1 12.01.2024 69 Оценка решения задачи на достоверность и логичность 1 16.01.2024 70 Вычисления с числами 0 и 1. Деление нуля на число 1 17.01.2024 71 Задачи на нахождение доли величины 1 18.01.2024 72 Доля величины: сравнение долей одной величины 1 19.01.2024 73 Доля величины: половина, четверть в практической ситуации, сравнение величин, выраженных долями 1 23.01.2024 74 Алгоритмы 1 24.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e14142 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0cdf2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0b678 Библиотека ЦОК 1 11.01.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e0cfc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e148e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e12266 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0d18a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e12400 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e12586 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0a1f6 (правила) построения геометрических фигур. Правила построения окружности и круга 75 Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/ медленнее на/в». Определение с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов времени; прикидка и оценка результата измерений 76 Время (единица времени — секунда); соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации 1 26.01.2024 77 Расчѐт времени. Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации 1 30.01.2024 78 Соотношение «больше/ меньше на/в» в ситуации сравнения предметов и объектов на основе измерения величин Библиотека ЦОК 1 25.01.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e095bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0974c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0999a Библиотека ЦОК 1 31.01.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e0a020 79 Контрольная работа №3 80 Устное умножение суммы на число 1 02.02.2024 81 Умножение и деление двузначного числа на однозначное число 1 06.02.2024 82 Внетабличное устное умножение и деление в пределах 100 1 07.02.2024 83 Приемы умножения двузначного числа на однозначное число 84 Выбор верного решения задачи 1 09.02.2024 85 Разные способы решения задачи 1 13.02.2024 86 Деление суммы на число 1 14.02.2024 87 Разные приемы записи решения задачи 1 15.02.2024 88 Нахождение неизвестного компонента арифметического действия умножения (деления) 1 16.02.2024 89 Устное деление двузначного числа на двузначное 1 20.02.2024 90 Проверка результата вычисления: обратное действие, применение алгоритма, оценка достоверности 1 1 01.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0baf6 Библиотека ЦОК 1 08.02.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e0bcc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e10d4e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e120e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0d400 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0b8ee Библиотека ЦОК 1 21.02.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e0e634 результата 91 Деление на однозначное число в пределах 100 92 Применение устных приѐмов вычисления для решения практических задач 1 93 Контрольная работа №4 1 94 Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком 95 Устное деление с остатком; его применение в практических ситуациях 96 Нахождение периметра в заданных единицах длины 97 Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением периметра 98 Дополнение изображения (чертежа) данными на основе измерения 99 Работа с таблицей: анализ данных, использование информации для ответов на вопросы и решения задач 100 Стоимость (единицы — рубль, копейка); 1 22.02.2024 Библиотека ЦОК 23.02.2024 1 https://m.edsoo.ru/c 4e0be8e 27.02.2024 Библиотека ЦОК 1 28.02.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e0c212 Библиотека ЦОК 1 29.02.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e0c3f2 Библиотека ЦОК 1 01.03.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e13666 Библиотека ЦОК 1 05.03.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e14c8c Библиотека ЦОК 1 06.03.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e14e62 Библиотека ЦОК 1 07.03.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e16078 Библиотека ЦОК 1 12.03.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e092c4 установление отношения «дороже/дешевле на/в» (в повторение) 101 Практическая работа по разделу "Величины". Повторение 1 13.03.2024 102 Числа в пределах 1000: чтение, запись, упорядочение 1 14.03.2024 103 Работа с информацией: чтение информации, представленной в разной форме. Римская система счисления 1 15.03.2024 104 Числа в пределах 1000: чтение, запись 1 19.03.2024 105 Увеличение и уменьшение числа в несколько раз (в том числе в 10, 100 раз) 1 20.03.2024 106 Числа в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых 1 21.03.2024 107 Математическая информация. Алгоритмы. Повторение 1 22.03.2024 108 Классификация объектов по двум признакам 1 03.04.2024 109 Числа в пределах 1000: сравнение 1 04.04.2024 110 Масса (единица массы — грамм); 1 05.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e14ab6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e07208 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0820c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e17aea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e07ff0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в» 4e09116 111 Измерение длины объекта, упорядочение по длине 1 09.04.2024 112 Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи 1 10.04.2024 113 Нахождение периметра прямоугольника, квадрата 1 11.04.2024 114 Сложение и вычитание с круглым числом 1 12.04.2024 115 Сложение и вычитание в пределах 1000 1 16.04.2024 116 Алгоритмы (правила) устных и письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление) 1 17.04.2024 117 Письменное умножение на однозначное число в пределах 100 1 18.04.2024 118 Письменное сложение в пределах 1000 1 19.04.2024 119 Письменное вычитание в 1 23.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e09bde Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0ca46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0cc1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e16c6c пределах 1000 120 Алгоритм деления на однозначное число 1 121 Контрольная работа №5 1 122 Умножение круглого числа, на круглое число 1 26.04.2024 123 Деление круглого числа, на круглое число 1 30.04.2024 124 Приемы умножения трехзначного числа на однозначное число 1 02.05.2024 125 Изображение прямоугольника с заданным отношением длин сторон (больше или меньше на, в) 126 Умножение и деление трехзначного числа на однозначное число 1 07.05.2024 127 Задачи на расчет времени, количества 1 08.05.2024 128 Приемы деления трехзначного числа на однозначное число 1 10.05.2024 129 Приемы деления на однозначное число 1 14.05.2024 130 Проверка правильности вычислений: прикидка и оценка результата. 1 15.05.2024 Библиотека ЦОК 24.04.2024 1 https://m.edsoo.ru/c 4e0defa 25.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0dd2e Библиотека ЦОК 1 03.05.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e17220 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e18120 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e1043e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e102b8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e0e81e Знакомство с калькулятором Библиотека ЦОК 131 Числа. Числа от 1 до 1000. Повторение 132 Текстовые задачи. Задачи в 2-3 действия. Повторение и закрепление 1 17.05.2024 133 Запись решения задачи по действиям с пояснениями и с помощью числового выражения 1 22.05.2024 134 Алгоритмы (правила) порядка действий в числовом выражении 1 23.05.2024 135 Нахождение значения числового выражения (со скобками или без скобок) 1 24.05.2024 136 Итоговая контрольная работа 1 137 Работа над ошибками.Повторен ие изученного. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 16.05.2024 https://m.edsoo.ru/c 4e17c7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e1858a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c 4e18b70 Библиотека ЦОК 137 1 7 28.05.2024 0 https://m.edsoo.ru/c 4e16eb0 VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Математика (в 2 частях), 3 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» математика 3 класс. Рабочая тетрадь. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. И. Волкова, С. В. Сте па но ва, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова]. — 3-е изд., дораб. — М. : Просвещение ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.numbernut.com/