Аннотация к рабочим программам по Родной (кабардино-черкесской) литературе среднего общего образования 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». ООО

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.

2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.

4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

5. Пояснительная записка.

5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5,8,9 классов основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

5.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).

5.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:

воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;

формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;

ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.

5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

 Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования.

11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым
в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению
в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

11.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

11.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

11.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к представлению отчёта перед группой.

3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;

развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);

составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

строить монолог: повествование, описание, рассуждение;

соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;

определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;

формулировать смыслоразличительные функции звука;

объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;

объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда
и заднего ряда;

объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные;

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;

анализировать звуко-буквенный состав слов;

объяснять правописание буквы а со звучанием э;

объяснять правописание разделительных ъ, ы;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;

определять и формулировать значение алфавита;

рассказывать исторические сведения о создании алфавита;

объяснять историю кабардино-черкесской письменности;

объяснять значение письменности в жизни общества;

определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;

определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная);

различать разновидности аффиксов: словообразовательные
и словоизменительные;

проводить морфемный разбор слова;

использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова;

образовывать именные части речи, глаголы;

определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;

определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения;

выделять основу слова;

определять основу слова: исходная и словообразующая;

выявлять основы, образовавшие новое слово;

определять основные понятия лексикологии;

знать определение омонима, синонима, антонима;

формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;

понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;

пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;

определять основные понятия морфологии;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол)
по грамматическому значению и морфологическим признакам;

распознавать служебные части речи;

определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;

определять собственные и нарицательные имена существительные
(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;

склонять имена существительные: определенные, неопределённые;

определять синтаксическую роль имени существительного;

объяснять связь существительного с глаголом;

правильно применять аффиксы падежей имён существительных
в предложении;

определять грамматические признаки глагола;

определять времена глагола;

определять лицо, число глагола;

различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);

определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные прилагательные;

определять формы сравнения качественных прилагательных;

образовывать имена прилагательные;

определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;

определять правописание прилагательных, являющихся определением
для существительных;

различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование
и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;

образовывать прилагательные от существительных;

проводить морфологический разбор именных частей речи;

применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;

применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;

применять морфологические знания и умения в практике правописания;

определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;

самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта).

11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.

 К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять самостоятельные и служебные части речи;

определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;

выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения;

выявлять виды синтаксической связи;

определять средства синтаксической связи;

определять подлежащее, способы его выражения;

определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное;

находить распространённые члены предложения;

находить второстепенные члены предложения;

определять виды дополнений;Хочу такой сайт

выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;

различать приложение как вид определения;Хочу такой сайтХочу такой сайт

расставлять знаки препинания в приложении;

выделять обособленные приложения;

определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи, являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия;

выделять обособленные обстоятельства;

формулировать понятие об односоставных предложениях;

определять основные виды односоставных предложений по строению
и значению: определенно-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, особенности использования односоставных предложений в речи;

определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе
в составе сложных предложений, знать строение и значение неполных предложений, ставить тире в неполном предложении;

выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов;

расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;

определять их разряды по значению;

выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;

определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам
со сказуемым;

выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями;

выделять обращение, знать средства его выражения, включая звательную интонацию;

определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования обращений;

определять особенности выражения обращений в разговорной
и художественной речи;

выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями
в тексте;

конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения;

ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;

применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном предложении.

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;

проводить морфологический и синтаксический разбор;

выявлять фонетические процессы;

определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю
и по контексту;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

редактировать письменное речевое высказывание;

создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста;

выделять микротему текста;

определять тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей;

различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы
и функциональных стилей;

устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;

создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;

формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать
с небольшим сообщением, докладом, рефератом;

определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;

определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения;

выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений
и средствам связи между их частями;

определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей);

определять значения сочинительных союзов, виды соединительных союзов, сложносочинённые предложения с противительными союзами;

расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях;

определять строение сложноподчинённых предложений, главные
и придаточные предложения;

ставить интонацию: умение делать логическую паузу, постановка логического ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;

подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;

определять указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения;

находить указательные слова в главном предложении;

определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные, обстоятельственные;

ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
с несколькими придаточными;

определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;

формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

 

Аннотация  к рабочей программе по учебному предмету

«Родная (кабардино-черкесская) литература». СОО

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родной (кабардино-черкесской) литературе, родная (кабардино-черкесская) литература, кабардино-черкесская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе.

2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (кабардино-черкесской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы
к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.

4. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

5. Пояснительная записка.

5.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании
и активные методики обучения.

Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
в 10-11 классах направлено на формирование у обучающихся представления
об образной природе литературы. Литература для обучающихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где преобладают метафоричность
и ассоциативность. Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство обучающихся со своеобразием национальной литературы, глубиной, ёмкостью, афористичностью родной речи.

Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом русской литературы.

Учебный предмет «Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно связан
с предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством повышения уровня владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса, формирования функциональной грамотности.

5.2. Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» уровня среднего общего образования выстроено по принципу формирования историзма восприятия кабардино-черкесской литературы на основе историко-хронологического изучения произведений кабардинской и черкесской литературы XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для национальной и отечественной культуры. Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим аспектом, позволяющим учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному наследию своего народа.

5.3. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются следующие содержательные линии: «Кабардино-черкесская литература по периодам» (Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1980-1990 годы», «Отражение истории народа в литературе. Правда жизни и уроки истории», «Народные ценности в кабардино-черкесской литературе советского и постсоветского периода», «Духовно-нравственные поиски современников в прозаических и лирических произведениях1980-1990 годы», «Кабардино-черкесская литература советского
и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры», «Новая ветвь современной кабардино-черкесской литературы») и «Теория литературы» (основные теоретико-литературные понятия, способствующие полноценному восприятию, анализу и оценке литературно-художественных произведений).

Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено
на достижение следующих целей:

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся;

развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;

формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской) литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе на уровне среднего общего образования.

               В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы
на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении
с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардино-черкесской литературы, а также русской
и зарубежной литератур;

ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание
к их воплощению в кабардино-черкесской литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым
в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России и, в том числе с опорой
на литературные произведения;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства
в том числе литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ
по родной (кабардино-черкесской) литературе;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства
с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в кабардино-черкесской литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе показанных в литературных произведениях;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в литературных произведениях;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе,
в том числе на литературные темы.

           В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость
и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.

 В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы
на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой
на художественные произведения, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

владеть разными видами деятельности по получению нового знания по родной (кабардино-черкесской) литературе, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами современного литературоведения;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой,
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по родной (кабардино-черкесской) литературе;

создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной (кабардино-черкесской) литературы;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной (кабардино-черкесской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;

оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; в том числе в вопросах кабардино-черкесской литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях
на литературные темы;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

          У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по родной (кабардино-черкесской) литературе;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

  К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:

понимать значимость чтения на родном языке для своего дальнейшего развития, осознавать роль чтения в формировании положительных личностных качеств;

понимать образную природу литературы и искусства, проводить связи между литературой и другими видами искусства (изобразительными, музыкальными, искусством театра и кино) посредством сравнения двух или нескольких произведений;

демонстрировать знание рекомендованных для изучения произведений родной литературы (кабардино-черкесской), при необходимости сравнивать
их с проблемно-тематически или художественно близкими произведениями других литератур;

в устной и письменной форме анализировать и обобщать свой читательский опыт: выделять основные темы и идеи произведения, понимать жанрово-родовую специфику произведения, осмысливать характеры и взаимосвязь героев
 в произведении, выявлять совокупность композиционных и языковых художественных средств, оценивать художественную выразительность произведения, выявлять авторскую позицию и способы ее текстуального выражения, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным
и терминологическим аппаратом, анализировать литературный материал с учетом контекста творчества писателя и историко-культурной эпохи;

выполнять творческие, исследовательские и проектные работы в области литературы, предлагать собственные интерпретации литературного материала;

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с использованием ресурсов музея, библиотеки, исторических документов);

анализировать художественное произведение в сочетании свойств, воплощающих особенности литературной эпохи, объективные законы жанра
и субъективные черты авторской индивидуальности;

владеть элементами сравнительно-сопоставительного анализа, устанавливать сходные и уникальные черты двух и нескольких произведений, творчества двух
и нескольких писателей;

анализировать и давать оценку одной из творческих интерпретаций литературного произведения (например, кинофильм или театральную постановку, запись художественного чтения, серию иллюстраций к произведению).

 Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы.

К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:

понимать влияние литературы и литературной жизни на развитие национальной культуры, осознавать литературу как важнейшее условие сохранения и развития языка и национальных духовных ценностей;

демонстрировать знание основных фактов биографии, произведений
и особенностей творчества ведущих адыгских писателей;

целостно воспринимать литературное произведение в единстве содержания
и формы, понимать взаимосвязь проблемно-тематического и художественного уровней произведения;

понимать особенности образного отражения действительности, общие
и отличительные черты литературы и других видов искусства (изобразительных
и музыкальных видов искусства, искусства театра и кино), осознавать взаимосвязанное развитие разных видов искусства;

демонстрировать навыки анализа, интерпретации и оценки литературного материала: обосновывать выбор художественного произведения и фрагментов творчества писателя для анализа, рассматривать произведение с учётом его жанрово-родовой специфики, выявлять взаимосвязь идейно-тематических
и художественных компонентов произведения, определять главные содержательные линии и стилевые особенности творчества писателя, объяснять авторский выбор художественных решений, рассматривать произведение
в контексте творчества писателя и литературной эпохи, выражать собственное мнение о прочитанном, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным
и терминологическим аппаратом;

владеть различными элементами и формами литературно-критической, проектной и исследовательской деятельности, предлагать собственные интерпретации литературного материала;

понимать роль и место читателя в развитии литературы и литературного процесса;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы
с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией, этнопсихологией, историей религиозных взглядов);

пользоваться элементами художественной интерпретационной деятельности (художественное чтение, театрализация, приемы визуализации).

Рабочая программа по родной(кабардино-черкесской) литературе 10-11кл. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022480 Директор/Заведующий Гучакова Эльза Султановна Дата подписания документа 13.11.2023 02:01:27 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».