Аннотация к рабочим программам по литературе основного общего образования на 2023-2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Литература» 5 класс
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2023).
Разделы учебного курса: Введение. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Русская литература 18 века. Русская литература 19 века. Русская литература 20 века. Зарубежная литература.
В результате обучения литературе реализуются следующие учебные цели и задачи: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: Творческие сочинения, контрольные работы, тестирование
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литература» для 6 класса
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Полухина, В.П. Журавлёв.; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013). Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Цели и задачи:
выделение характерных причинно-следственных связей,
сравнение и сопоставление,
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,
самостоятельное выполнение различных творческих работ,
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
составление плана, тезиса, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Количество часов - 102
Разделы: Введение. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Произведения русских писателей 18 века. Произведения русских писателей 19 века. Произведения русских писателей 20 века. Зарубежная литература.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: устный опрос, тестирование, творческие сочинения.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литература» для 7,9 класса
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература / 7 класс Литература. Соловьёва Ф.Е., мультимедийное приложение к учебнику Литература 7 кл, сборник "литература в таблицах 5-9 кл
Н. В. Егорова "Поурочные разработки по литературе 9 класс"; Москва "Вако", 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Литература. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала
http://litera.edu.ru
Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»
http://lit.1september.ru
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
http://lit.rusolymp.ru
Методика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru
Методико-литературный сайт «Урок литературы»
http://mlis.fobr.ru
Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы
http://lib.prosv.ru
Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www.klassika.ru
Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»
http://www.vehi.net
Библиотека художественной литературы E-kniga.ru
http://www.e-kniga.ru
Журнальный зал в Русском Журнале: Электронная библиотека современных литературных журналов http://magazines.russ.ru
Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека
http://www.livepoetry.ru
http://center.fio.ru; http://www.klassika.ru
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература»
8 класс
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образовани
Рабочая программа курса литературы 8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Программа общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я.Коровиной 5-11 классы.- М. : Просвещение,2010
Учебник под ред. Коровиной В.Я. «Литература. 8 класс. Учебник в 2ч. – М.,Просвещение,2010г. Учебник создан с учетом современных требований к знаниям и умениям ученика, формирует научно-лингвистическое мировоззрение, развивают коммуникативные умения учащихся.
Н.Е.Кутейникова «Уроки литературы в 8 классе. Кн. Для учителя». – М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература.8 класс»- М.: Просвещение, 2018.
Цель и задачи изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.
Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно
организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов:
всего - 68 часов; в неделю - 2 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2013.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2013.
Разделы:
1. Введение.
2. Устное народное творчество.
3. Древнерусская литература.
4. Русская литература 18 века.
5. Русской литературы 19 века.
6. Русской литературы 20 века.
7. Зарубежная литература.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: творческие работы, устный опрос, презентации.
Место предмета «Литература» в учебном плане МКОУ СОШ им.А.О.Шомахова с.п.Тамбовское
Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе на базисном уровне 68 часов.
Рабочая программа курса литературы 8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
УМК:
· Программа общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я.Коровиной 5-11 классы.- М. : Просвещение,2015
· Учебник под ред. Коровиной В.Я. «Литература. 7 класс. Учебник в 2ч. – М.,Просвещение,2010г. Учебник создан с учетом современных требований к знаниям и умениям ученика, формирует научно-лингвистическое мировоззрение, развивают коммуникативные умения учащихся.
· Н.Е.Кутейникова «Уроки литературы в 7 классе. Кн. Для учителя». – М.: Просвещение, 2012г.
· Фонохрестоматия к учебнику «Литература.7 класс»- М.: Просвещение, 2009.
Срок реализации рабочей учебной программы: 2023– 2024 учебный год.
Технологии, применяемые на уроке:
· проблемное обучение;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
· проектное обучение.
· технология встречных усилий
Формы и методы обучения
· деловые игры;
· дискуссии;
· исследовательская деятельность;
· творческая работа;
· презентации к творчеству писателей и поэтов;
· сообщения на заданную тему.
Интерактивные методы:
· индивидуальные, групповые, фронтальные.
Виды контроля:
Сочинения, комплексные контрольные работы, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода прозаического произведения, анализ поэтического текста, выразительное чтение наизусть, характеристика литературного героя, презентаций, инсценирование.