Аннотация к рабочим программам по Родному (кабардино-черкесскому) языку среднего общего образования 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей  программе по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». 

1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 10,11 классов основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системно -   деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта. Использование системно- деятельностного подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

1.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).

1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:

воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;

формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;

ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.

1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в  8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования.

3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению
в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

3.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

3.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

3.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

3.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

3.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

3.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к представлению отчёта перед группой.

3. 3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;

развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);

составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

строить монолог: повествование, описание, рассуждение;

соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;

определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;

формулировать смыслоразличительные функции звука;

объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;

объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда
и заднего ряда;

объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные;

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;

анализировать звуко-буквенный состав слов;

объяснять правописание буквы а со звучанием э;

объяснять правописание разделительных ъ, ы;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;

определять и формулировать значение алфавита;

рассказывать исторические сведения о создании алфавита;

объяснять историю кабардино-черкесской письменности;

объяснять значение письменности в жизни общества;

определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;

определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная);

различать разновидности аффиксов: словообразовательные
и словоизменительные;

проводить морфемный разбор слова;

использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова;

образовывать именные части речи, глаголы;

определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;

определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения;

выделять основу слова;

определять основу слова: исходная и словообразующая;

выявлять основы, образовавшие новое слово;

определять основные понятия лексикологии;

знать определение омонима, синонима, антонима;

формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;

понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;

пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;

определять основные понятия морфологии;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол)
по грамматическому значению и морфологическим признакам;

распознавать служебные части речи;

определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;

определять собственные и нарицательные имена существительные
(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;

склонять имена существительные: определенные, неопределённые;

определять синтаксическую роль имени существительного;

объяснять связь существительного с глаголом;

правильно применять аффиксы падежей имён существительных
в предложении;

определять грамматические признаки глагола;

определять времена глагола;

определять лицо, число глагола;

различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);

определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные прилагательные;

определять формы сравнения качественных прилагательных;

образовывать имена прилагательные;

определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;

определять правописание прилагательных, являющихся определением
для существительных;

различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование
и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;

образовывать прилагательные от существительных;

проводить морфологический разбор именных частей речи;

применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;

применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;

применять морфологические знания и умения в практике правописания;

определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;

самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта).

3.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.

К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять самостоятельные и служебные части речи;

определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;

выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения;

выявлять виды синтаксической связи;

определять средства синтаксической связи;

определять подлежащее, способы его выражения;

определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное;

находить распространённые члены предложения;

находить второстепенные члены предложения;

определять виды дополнений;

выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;

различать приложение как вид определения;

расставлять знаки препинания в приложении;

выделять обособленные приложения;

определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи, являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия;

выделять обособленные обстоятельства;

формулировать понятие об односоставных предложениях;

определять основные виды односоставных предложений по строению
и значению: определенно-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, особенности использования односоставных предложений в речи;

определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе
в составе сложных предложений, знать строение и значение неполных предложений, ставить тире в неполном предложении;

выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов;

расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;

определять их разряды по значению;

выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;

определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам
со сказуемым;

выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями;

выделять обращение, знать средства его выражения, включая звательную интонацию;

определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования обращений;

определять особенности выражения обращений в разговорной
и художественной речи;
Хочу такой сайт

выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями
в тексте;

конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения;Хочу такой сайтХочу такой сайт

ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;

применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном предложении.

 К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;

проводить морфологический и синтаксический разбор;

выявлять фонетические процессы;

определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю
и по контексту;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

редактировать письменное речевое высказывание;

создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста;

выделять микротему текста;

определять тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей;

различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы
и функциональных стилей;

устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;

создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;

формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать
с небольшим сообщением, докладом, рефератом;

определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;

определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения;

выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений
и средствам связи между их частями;

определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей);

определять значения сочинительных союзов, виды соединительных союзов, сложносочинённые предложения с противительными союзами;

расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях;

определять строение сложноподчинённых предложений, главные
и придаточные предложения;

ставить интонацию: умение делать логическую паузу, постановка логического ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;

подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;

определять указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения;

находить указательные слова в главном предложении;

определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные, обстоятельственные;

ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
с несколькими придаточными;

определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;

формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». СОО

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родному (кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.

2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.

4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

 Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителюв создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

 На уровне среднего общего образования у обучающихся совершенствуются приобретённые ранее знания по родному (кабардино-черкесскому) языку, сформированные коммуникативные навыки и умения, систематизируется теоретический материал как база для развития практических навыков, увеличивается объём используемых обучающимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество владения родным языком. С целью расширения языковых возможностей обучающихся вводятся дополнительные задания по графике, орфографии, пунктуации, синтаксису и морфологии кабардино-черкесского языка, теории речевой деятельности. Развитие и закрепление языковых умений осуществляется в процессе комплексного анализа речевых высказываний и путем практического овладения нормами кабардино-черкесского литературного языка через создание собственных текстов. В программу по родному (кабардино-черкесскому) языку включены понятия кавказской языковой семьи, диалектизма, диалекта и говора, рассматриваются языковые особенности и традиции адыгов. Значительное место занимают вопросы стилистики и культуры речи.

В программе по родному (кабардино-черкесскому) языку содержится материал, раскрывающий взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры адыгского народа, представляющий также национально-культурную специфику кабардино-черкесского языка.

       Структура содержания программы по родному (кабардино-черкесскому) языку построена на основе тематического принципа. В содержании выделяются следующие блоки: «Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке» (включает разделы «Общие сведения о кабардино-черкесском языке», «Кабардино-черкесский литературный язык и диалектология», «Лексика. Фразеология. Лексикография», «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация»), «Речь, речевое общение и культура речи» (включает разделы «Язык и культура речи», «Стилистика и культура речи»). 

Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:

совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений
и культуры речи на 
кабардино-черкесском языке;

обеспечение функциональной грамотности обучающихся в сфере родного кабардино-черкесского языка;

расширение понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях, изобразительно-выразительных возможностях и нормах кабардино-черкесского литературного языка;

воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю национальной культуры и одному из государственных языков Кабардино-Балкарской Республики.

5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего общего образования.

 В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

 осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (кабардино-черкесскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (кабардино-черкесского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе
к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

 расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (кабардино-черкесскому) языку, индивидуально и в группе.

 В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (кабардино-черкесскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.

8.3. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

владеть разными видами деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

8.3.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

8.3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

 оценивать приобретённый опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

8.3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

8.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать своё право и право других на ошибки;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

8.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (кабардино-черкесского) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

 Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

понимать роль родного языка как средства коммуникации, фактора объединения людей в нацию, связь родного языка с общественным развитием, культурой и историей народа, аргументировать эстетическую значимость, необходимость сохранения и развития литературного кабардино-черкесского языка;

распознавать уровни и единицы кабардино-черкесского языка
в представленном тексте и видеть взаимосвязи между ними,
 определять основные признаки предложенного устного и письменного текста;

характеризовать структурные разделы лингвистики как разделы науки о языке;

узнавать и отличать различные формы существования кабардино-черкесского языка, распознавать и конструировать краткие иллюстрации стилей кабардино-черкесского литературного языка;

формулировать основные признаки норм и типов литературного кабардино-черкесского языка, сравнивать их с нормами литературного русского языка, владеть нормами кабардино-черкесского литературного языка;

излагать основные сведения о диалектологии, комментировать понятия диалекта и говора, читать, понимать и анализировать письменные и устные тексты изучаемых диалектов и говоров, переводить изученные диалектизмы и просторечные слова на литературный язык;

характеризовать национально-культурную специфику кабардино-черкесского языка;

комментировать связь и особенности языка и речи, основные требования к речи, приводить примеры, свободно владеть всеми видами речевой деятельности, выявлять видовые различия при характеристиках речи, речевого общения, речевой ситуации;

использовать широкий круг языковых и речевых средств в соответствии
с целями, содержанием, условиями, сферой и ситуацией речевого общения;

создавать свои устные и письменные высказывания, монологические тексты
с использованием разнообразной лексики: фразеологизмов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, участвовать в диалогах;

работать с предложенными текстами на кабардино-черкесском языке (озаглавливание, составление плана, краткий пересказ, выделение и нахождение информации), проводить анализ предложенного текста, определять его тему и смыслы;

создавать собственные тексты на кабардино-черкесском языке
по предложенной тематике, заданного типа, стиля и жанра, использовать знания о формах кабардино-черкесского языка при создании текстов;

владеть приёмами информационной переработки текстов и представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, структурных схем, презентаций (в том числе в электронной форме), осуществлять выборку из текстов по указанному критерию;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прослушанном или прочитанном тексте, работать с научно-популярным текстом;

пользоваться основными нормативными словарями и справочниками
для расширения
 кабардино-черкесского словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма, бытового, делового и научного общения, правил ведения диалога, полилога, дискуссий;

оценивать свою и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам, определять пути формирования и развития собственных коммуникативных способностей;

использовать простейшие формы и методы лингвистического исследования;

сравнивать этико-речевые нормы кабардино-черкесского литературного языка с аналогичными нормами русского языка;

представлениям об этапах развития кабардино-черкесского литературного языка, об историческом развитии кабардино-черкесского языка как одного из кавказских языков, о группах кавказских языков;

приводить примеры и толкование кабардинских этнографизмов
и 
окказионализмов;

объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные, использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова;

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных, анализировать звуко-буквенный состав слов;

приводить примеры отражения в современном кабардино-черкесском языке культур других народов, взаимообогащения языков как результата диалога культур.

Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

определять функциональные стили предложенных текстов;

устанавливать сходство стилей, жанров и видов кабардинской и русской речи;

трансформировать текст одного стиля в текст другого стиля;

проводить стилистический анализ различных текстов (научных, публицистических, официально-деловых, художественных, разговорных);

составлять словообразовательную цепочку;

выявлять стилистические ошибки и особенности в тексте, проводить стилистическую правку текстов;

распознавать и употреблять в речи фразеологизмы, крылатые выражения, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, предложения с прямым и обратным порядком слов;

создавать собственные тексты различных функциональных стилей и жанров с использованием знаний о формах и стилях кабардино-черкесского языка, широкого круга языковых и речевых средств в соответствии с целями, содержанием, условиями, сферой и ситуацией речевого общения;

использовать нормативные словари и справочники (синонимов, антонимов, фразеологизмов и других);

оценивать свою и чужую речь с учётом нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы литературного кабардино-черкесского языка;

основам ораторского искусства;

писать реферат по нескольким научным источникам;

основам проведения лингвистического эксперимента;

продуктивно использовать синонимические ресурсы кабардино-черкесского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

выявлять в собственной речи и речи окружающих факты языковой интерференции, давать им оценку;

адекватно переводить тексты с кабардино-черкесского языка на русский язык и с русского языка на кабардино-черкесский язык с соблюдением стиля;

распознавать и использовать одноличные и многоличные глаголы, категории лица и числа;

определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная);

различать разновидности аффиксов: словообразовательные и словоизменительные, проводить морфемный разбор слова;

проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи, характеризовать общие грамматические значения, морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксические функции;

производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений;

правильно строить предложения с обособленными членами, придаточными частями;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, соблюдать в речевом общении основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного кабардино-черкесского языка;

различать и использовать в речи основные виды тропов;

пользоваться нормативными словарями и справочниками по кабардино-черкесскому языку для расширения активного словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

элементарным методам разработки собственного проекта сохранения
и развития кабардино-черкесского языка на основе республиканских программно-целевых документов этой сферы.

Рабочая программа по родному (кабардино- черкесскому) языку 10-11 кл. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022480 Директор/Заведующий Гучакова Эльза Султановна Дата подписания документа 13.11.2023 01:58:32 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».