Аннотация к рабочим программам по математике основного общего образования на 2023-2024 учебный год
Аннотация
к рабочей программе по математике 5-6 класс
2023-2024 учебный год
Нормативно-правовые документы, в соответствии с требованиями которых разработана рабочая программа | Рабочая программа по математике для 5-6 классов для предметной линии учебников В.Я. Виленкина и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по математике для 5-6 классов основной школы, учебного пособия: обучение математике в 5-6 классах, методического пособия для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. | ||||
Место учебного предмета в структуре ООП | Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 175 уроков в год. Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счёт вариативной части Базисного плана. Учебный план школы на уровне основного общего образования на изучение математики в 5- 6 классах отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 уроков. | ||||
Класс | Предмет | Количество часов | |||
5 | Математика | 170 | |||
6 | Математика | 170 | |||
Всего | 340 | ||||
Информация о дате рассмотрения на заседании профессионального сообщества (методического объединения), утверждения / принятия / согласования с коллегиальным органом управления ОО (педагогический совет), также номер протокола | Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики МКОУ СОШ им. Шомахова с.п.Тамбовское Протокол №1от 28.08.2023 Согласовано на методическом совете Протокол №1от 28.08.2023. Утверждено приказом директора №48 от 30.08.2023г. | ||||
Цель реализации программы, задачи | Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика – язык науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются я явления и процессы, происходящие в природе. | ||||
Перечень учебников (УМК) и пособий, которые необходимо использовать для обеспечения реализации программы | 1) Учебники 5, 6 классы (в двух частях). Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. 2) Обучение математике в 5-6 классах: методическое пособие для учителя к учебникам Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шваpцбуpда. | ||||
Планируемые результаты | Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения |
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные,дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской
компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ – компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах
математики как об универсальном языке науки и
техники.
Аннотация к рабочей программе по алгебре 7-9 классов
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в российской федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Курс алгебры 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин
Практическая значимость школьного курса алгебры 7-9классов состоит в том, что предметом её изучения количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего, формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например, решение текстовых задач, денежные и процентные расчеты, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение «читать» графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определенного типа.
Общая характеристика курса алгебры в 7-9 классах
Содержание курса алгебры в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.
Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами, существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления – важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции» - получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Содержание раздела «Элементы прикладной математики» раскрывают прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.
Раздел «Алгебра в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно - исторической среды обучения.
Учебный предмет «Алгебра» входит в предметную область «Математика и информатика», является обязательным для изучения в 7-9 классах и на его изучение отводится 404 часа (по 136 часов в 7-8 классах 34 учебных недели, 132 часа в 9 классе, 33 учебные недели).
Рабочая программа содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса алгебры 7-9 классов.
4. Содержание курса алгебры 7-9 классов.
Предусмотрены следующие виды контроля: входной, текущий и промежуточная аттестация.
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по геометрии для основной школы, Программы по геометрии для 7-9 классов к предметной линии учебников «Геометрия 7-9» авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Просвещение» 2023.
Рабочие программы. Предметная линия Геометрия 7-9 / автор Л.С.Атанасян : М Просвещение, 2023г. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством просвещения Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны знать и уметь: 7 класс
-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
-решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
-использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-решения практических задач;
-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). 8 класс
-систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах, решать задачи на вычисление элементов четырехугольника, треугольника, вычисление площадей треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, доказать теорему Пифагора, решать задачи по этой теореме;
-определение подобных фигур, подобие треугольников, решать задачи на подобие треугольников, отношение площадей подобных фигур, применение подобия к доказательству теорем;
-касательная к окружности, центральные и вписанные углы, решать задачи по теме;
-соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, решать задачи по теме;
-четыре замечательные точки треугольника, вписанная и описанная окружности, решать задачи по теме;
9 класс
-векторы, метод координат, уметь решать задачи по теме;
-соотношения между сторонами и углами треугольника, определения синуса, косинуса, тангенса угла, решать задачи на вычисление элементов треугольника;
-правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга, решать задачи по теме; Место учебного предмета «Геометрия» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение геометрии в 7, 8 и 9 классах отводится по 68 ч из расчета 2 ч в неделю,
Учебники, реализующие рабочую программу:
Основной учебно-методический комплекс УМК Л. С. Атанасяна и др.
1) Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2023.
2)Геометрия: рабочая тетрадь: 7,8,9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение,2023.
3)Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7,8,9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2019.
4)Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2017.